Научная статья Татарский национальные праздники на территории Омской области
Носик Игорь ученик 4 класса
Научный руководитель: О.С. Глуздак
МКОУ «Великорусская СОШ» Калачинского района Омской области
Татарские национальные праздники в Тевризском, Усть-Ишимском и Тарском районах Омской области.
Омская область располагается в южной части Западно-Сибирской равнины, в междуречье Оби и Иртыша. На западе и севере она граничит с Тюменской областью, на востоке с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе с Республикой Казахстан. Удаленность Омска от столицы составляет 2555 километров. Область входит в число развитых аграрных районов России и наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Сибири. Многонациональный состав области вносит в нашу культуру много новых обычаев и традиций. Рассмотрев и проанализировав которые можно понять, как традиции сохранились на сегодняшний день.
Территория омского региона протянулась на 600 км с юга на север и на 300 км с запада на восток. Если же посмотреть на карту Омской области, то можно заметить, что по форме она очень напоминает след медведя.
Медвежий след это основательность, стабильность, традиции. Это символ Сибири. Мужской характер. [1].На севере области «медвежий след» замыкают Усть-Ишимский, Тевризский и Тарский районы, культура которых представлена и проанализирована в данной работе.
Территориальное выделение этих трех районов произошло почти в одно и то же время. Тарский район был образован 17 июня 1929 года (несмотря на то, что впервые о Тарском остроге было упомянуто в 1592 году). Тевризский район - 25 мая 1925 года постановлением ВЦИК. А село Тевриз было заложено в 1785 году. В том же двадцать пятом году был выделен и Усть-Ишимский район, на месте которого располагались городища еще со времен Сибирского ханства (XIV век). Несмотря на сходство во времени выделения в самостоятельные территориальные образования районы имеют и схожий национальный состав:
Тарский район: русские - 86,4%; татары - 7,9%; немцы - 1,6%; украинцы - 0,9%; эстонцы - 0,7%; другие - 2,5%. [2];
Тевризский район: русские 73,8%; татары 22,5%; немцы 0,9%; украинцы 0,9%; белорусы 0,4%; другие 1,5%; [3]
Усть-Ишимский район: русские - 70,6 %; татары - 25,3 %; украинцы - 1,2 %; немцы - 1,1 %; чуваши - 0,6 %; другие - 1,2 % [4]
Наибольшая численность национального состава представлена русскими и татарами, что не может не сказаться на культурном развитии этих трех районов. Русские и татарские обычаи тесно переплелись, являясь неотъемлемой частью национальной культуры районов. Это единение, мы видим и в словахтатарского поэта Габдуллы Тукая:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года,
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить. [5, С.6]
У татар есть два слова, означающие праздник.Религиозные мусульманские праздники называются словом "гает" ("Ураза гаете" праздник поста, "Корбан гаете" праздник жертвы). А все народные (не религиозные праздники) по-татарски называются "б‰йр‰м". Как и в русской традиции, в праздники с поздравлением ходят в дома родственников и соседей. В дни Корбан-байрам (праздник жертвы) угощают мясом убитого барашка. Праздник «Боз карау» связано с ледоходом, что в переводе означает «смотреть лёд», боз озатма - проводы льда, зин киту - ледоход. Издавна смотреть ледоход на берег реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. [6] Сейчас из празднества ушли костры на льдинах и игры на гармони, но веселье и задор весеннего настроения остается.
Кызыл йоморка - день сбора крашеных яиц. Хозяйки с вечера красили яйца - чаще всего в отваре луковой шелухи и в отваре березовых листьев и пекли булочки и крендели.
Сабантуй. Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева.
Сабантуй начинается с раннего утра. Женщины наряжаются в красивые наряды, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все собираются на большом лугу, который называется «майдан». Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - национальная борьба - курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила: противники обматывают друг друга широкими поясами - кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками). Поучаствовать и продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.
Игры и соревнования на празднике сабантуй:
- Бой мешками;
- Бег в мешках;
- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге другого человека и бегут к финишу.
- Поход по раскачивающемуся бревну.
- Игра «Разбей горшок»: участнику завязывают глаза, дают в руки длинную палку, которой он должен разбить горшок.
- Лазание на столб за призом.
- Бег с ложкой во рту. На ложке - сырое яйцо.
- Конкурсы для татарских красавиц – кто быстрее и лучше нарежет лапшу.
На поляне, где устраиваются гулянья, можно отведать шашлыка, плова домашней лапши и национальных татарских угощений: чак-чак, эчпочмак, балиш, перемяч. [6].
Татарская культура терпит изменения в непосредственной близости русских традиций, но, несмотря на все препятствия, татарские праздники продолжают отмечать жители нашей области.
Национальная культура – это дар каждому народу, который мы должны беречь и передавать из поколения в поколение своим потомкам. А как должно быть иначе? Ведь именно народ является хранителем культурного наследия. И не только хранителем, но и переносчиком его в условиях меняющегося мира.
Список литературы:
1.Международный экономический форум в г. Омске [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](дата обращения 09.02.2013).
2. Тара [Электронный ресурс].– Режим доступа:URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Омск. Тур-инфо[Электронный ресурс].– Режим доступа:URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Усть-Ишимский район Омской области [Электронный ресурс].– Режим доступа:URL:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. БАГАУТДИНОВА Д.Б.МУЗЕЙ Габдуллы Тукая в Казани. Казань: Татарское книжное издание, 1989. – 67с.
6. Татарские национальные праздники [Электронный ресурс].– Режим доступа:URL:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT14415