Конспект урока для 11 класса Причины и формы безработицы


Тема урока: Причины и формы безработицы. Естественный уровень безработицы.
Технологическая карта урока
Предмет, класс Экономика , 11 класс, социально-экономический профиль
Учитель Таран Елена Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ №1, г. Грязовец Вологодской области
Тема урока
Тип урока Причины и формы безработицы. Естественный уровень безработицы.
Изучение нового материала
Цель урока сформировать представление о взаимосвязи причин и форм безработицы; проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ и регионе на основе статистических данных (по данным официальных сайтов в сети Интернет)
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
  закрепить понятия: безработица, экономически активное население, норма безработицы, изучить новые понятия: виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, неполная занятость, естественный уровень безработицы;  развитие экономического мышления, умение ставить проблему и ее разрешать; развитие информационной компетентности через работу с различными источниками информации, в том числе ресурсами Интернет; развитие аналитических способностей Воспитание толерантности;
Экономической грамотности
Актуальность использования средств ИКТ ИКТ используются на всех этапах урока в форме презентации для актуализации знаний, а также для выполнения заданий в группах
Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация, ресурсы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение компьютер, медиа проектор, ноутбуки для работы в группах;
электронная презентация «Причины и формы безработицы»,
выход в Интернет
Технология проблемное обучение
Формы обучения фронтальная, работа в парах и группах
Ход урока:
Актуальность темы. С какой проблемой сталкиваются выпускники профессиональных учебных заведений после окончания их? (поиск работы, возможная безработица). То есть это явление в той или иной мере может коснуться каждого из вас.
Повторение: Учитель: Вспомним, что уже изучили в данной теме. На прошлом уроке мы определили, что среди экономически активного населения выделяются две группы. Какие? Дать определения.
Ответы обучающихся: занятые и безработные. Слайд 1
Учитель: Для определения безработного в нашей стране какое условие обязательно? Оно нам потребуется для дальнейшей работы.
Ответы обучающихся: Они должны быть зарегистрированы в службе занятости.
Учитель: Итак, какое же социально-экономическое явление характерно для рыночной экономики? Какой показатель используется для определения этого явления?
Ответы обучающихся: безработица. Норма безработицы. Дают определения. Слайд 2.
Учитель: Какую проблему мы определили как главную на прошлом уроке?
Ответы обучающихся: Может ли быть 100% занятость? или Возможно ли полное отсутствие безработицы? Слайд 3
Учитель: Итак, эта проблема остается пока не разрешенной. Что же дополнительно мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
Возможные ответы учащихся: как достигнуть 100% занятости? Что можно сделать для предотвращения безработицы? Каковы причины безработицы? слайд 4.
Определение темы урока, главные вопросы, задачи. Ответы учащихся. Самостоятельная постановка задач и определения вопросов для изучения на уроке. Слайд 5
Актуализация знаний: учитель: Какие возможные причины безработицы знаете?
Ответы обучающихся оформляются на доске в форме кластера.
Учитель: Немного теории. Исходя из причин, в том числе и перечисленных вами, в экономической науке выделяют следующие формы безработицы: фрикционная, структурная, технологическая, циклическая. А так же выделяют сезонную и скрытую безработицу. Слайд 6-7. Дается краткая характеристика и сравнивается с записями причин на доске, выделенными сами обучающимися.
Учащиеся соотносят причины и формы безработицы.
Вывод: Таким образом, формы безработицы обусловлены причинами, ее вызывающими.
Проблема: Что же такое естественный уровень безработицы? Почему называется естественным?
Задание обучающимся: Работаем с текстом учебника с. 92-93. 2-3 минуты. Ответы на вопросы. Слайд 8.
Записать в тетрадь. Естественный уровень безработицы и полная занятость.
Разрешение проблемы: Можем ли мы теперь разрешить проблему? Слайд 9.
Ответы обучающихся на вопрос: Возможна ли 100% занятость или отсутствие безработицы.
Новая проблема: А как быть с утверждением, что в СССР не было безработицы?
Ответы обучающихся.
Слайд 10. Подведем предварительные итоги. Что узнали? Что осталось не изученным?
Практическая часть урока: учитель: А теперь переходим от теоретической части урока к практической. Поработаем в роли аналитиков. Наша задача: проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ и регионе, касающуюся уровня безработицы и отдельных ее форм.
Работа в группах и парах с интернет сайтами. (8-10 минут)
Учитель: Общие рекомендации: проанализировать статистические данные, обязательно указать, за какой период данные. Сделать выводы, связанные с темой урока и поставленной проблемой. Время на работу - 7 минут. Время на отчет по проделанной работе 2-3 минуты.
На доске выписать главные, на ваш взгляд, показатели.
1 группа «работники Федеральной службы государственной статистики» Сайт www.gks.ruПуть: сайт – официальная статистика - рынок труда – трудовые ресурсы – занятость и безработица в августе 2015 г. (по итогам обследования населения)
Вопросы для анализа:
1.Уровень безработицы по МОТ (Международной оценке труда).
2. Сколько процентов безработных обратились в официальные органы? О чем говорит данный факт?
3. Сравнить уровень безработицы по России, по Северо-Западному федеральному округу и по региону.
Сделать выводы.
2 группа «работники Федеральной службы по труду и занятости» Сайт www.rostrud.ruПуть: открыть сайт - рейтинг эффективности регионов -- индекс стабильности ситуации на рынке труда (таблица)
Вопросы для анализа:
Изменение уровня общей безработицы за 6 месяцев 2015 г. (в %)
Изменение количества зарегистрированных безработных (в %)
Изменение уровня скрытой безработицы (в %)
Сделать выводы. Указать период, за который предоставлены данные.
3 группа «статистики по региону» Сайт www.depsan.infoПуть: сайт - рынок труда - статистика
Вопросы для анализа:
1.Уровень безработицы в Вологодской области
2. Количество безработных по Вологодской области за 9 месяцев 2015 г.
3. Состав безработных. Обратить внимание на тех, кто стал безработным по сокращению. Выразить в % по отношению к общему количеству безработных.
Сделать выводы, в том числе о причинах безработицы. Обязательно указать, на какой период данные.
Подведение итогов самостоятельной работы. Отчеты групп с анализом данных.
Итоги урока:
Учитель: Итак, подводим общие итоги урока. Каков будет ваш ответ на проблемный вопрос?
Возможные ответы обучающихся: Достичь 100% занятости невозможно. В нашем государстве на данный момент наблюдается рост безработицы. В регионе он выше, чем по России.
Учитель: Какую проблему, исходя из изученного, можно определить на следующий урок?
Ответы: Как снизить уровень безработицы? Какие меры может предпринять государство для снижения безработицы?
Домашнее задание. Слайд 13. П. 13.4 учебника. Письменно: привести по 2 примера каждого вида безработицы.
Ответить на вопрос: грозит ли мне безработица в будущем? Аргументировать свой ответ.
Оценка деятельности на уроке. Оценить можно индивидуальную работу, работу в группах.