урок по окружающему миру на тему В гости к зиме (2 класс) 
.
Предмет: Окружающий мир
Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану: В гости  к зиме.
Изменения в живой и  неживой природе.
Форма урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с изменениями в  живой  и неживой природе с приходом зимы. 
Задачи: 
-дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и  неживой природе:
 -развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать интерес и любовь к природе. 
 Оборудование: 
1. Компьютерный экран, проектор.
2. Авторская работа-презентация.В гости к Зиме.
3. 4.Учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. 2 класс
5. Рабочая тетрадь.
 Ожидаемые результаты: знать зимние изменения в живой и  неживой природе; уметь фантазировать, представлять, обобщать.
 Этапы урока.
Наименование этапа
Время
Техническая
поддержка
1.Организационный 
момент
2.Введение в тему
3.Работа по теме
4.Физкультминутка
5.Закрепление
6.Тестирование
7. Задание на дом
8. Итог урока
2(мин.)
3 (мин.)
20 (мин.)
2(мин.)
10 (мин.)
5(мин.)
2 (мин.)
1(мин)
Презентация в MS
 PowerPoint слайд 2
Слайд 3
Слайд 4-7
Слайд 8-11
Слайд 12-17
Слайд 17-20
Литература: 
1.Мир вокруг  нас .ч.1., 2 кл  Плешаков А.А.
2. Краски природы, КорабельниковВ.А,  
3.Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста  Шипунова Т.Я..
                                                      Ход урока                                                                              
   I. Организационный момент.
   	Введение в тему. Слайд 2
          Мы отправляемся в гости к зиме, будем читать ее  белые страницы.    
           Мы узнаем, как изменилась природа с приходом зимы.
     -Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) 
-Что относится к неживой и к живой природе?
    Слайд 3
        Я белым одеялом
   Всю землю укрываю,
   В лед реки убираю,
        Белю поля, дома,
        Зовут меня зима.
II.   Изучение  нового материала.
       1.  Изменения в неживой природе. Слайд 4 
    а) Рассматривание картин природы. Слайд 5, 6, 7(звучит музыка) 
 Все времена года по-своему прекрасны. В зимней природе особенная прелесть.  Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров. Давайте рассмотрим зимние картины природы, чтобы ощутить всю прелесть зимних красот
б). Беседа с учащимися
- Какие цвета преобладают на картинах? Почему?
- Какие чувства вы испытываете при виде этих картин.
Неживая природа изменилась с приходом зимы. Наша главная задача увидеть и запомнить признаки зимы.
-По каким признакам  мы узнаем приход зимы?
   в) Рассказ учителя о приметах зимы. 
  По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Слайд 8
- Какие месяцы мы считаем зимними? Да, вы  знаете, что  зимних  месяцев  три: декабрь, январь,  февраль.
Декабрь - "ветрозим", полночь  года, месяц  долгих  ночей  и  морозных  узоров  на  окнах. Декабрь  год  кончает,  зиму  начинает. Январь - "студень".  Самый  холодный  и  ветреный  месяц  в  году.  Январь - году  начало, зиме  середина. 
 Февраль - "лютый", "снежень", "бокогрей". Месяц  снегопадов, злых  вьюг  и первого  тёплого  солнца.  Говорят: "вьюги  да  метели  под  февраль  прилетели".
г) Самостоятельное чтение в учебнике текста «Неживая природа зимой» (стр.132-133)
 д) Беседа по прочитанному материалу.
 -Какие явления происходят в неживой природе зимой?
-А какие еще явления в природе вы знаете?
Слайд 9
 В это  время  года  мы  наблюдаем  туман,  снегопад,  изморозь, гололед, метель, изморозь.
Слайд10 
  Как шубой укрывает снег землю. Под снегом не вымерзают травы и посевы, мелкие зверушки укрываются в своих норах.
  Снегопад. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом легком дуновении ветра в завораживающем танце.
Слайд11
   Можно подставить варежку и поймать снежинку. Какое разнообразие форм! Кажется, нет и двух одинаковых. Но ученые сумели выделить 9 основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, еж, запонка, пушинка, снежинка оледенелая и снежинка круповидная.
 е) Работа в тетрадях стр, 51, задание 3.
 Проверка выполнения задания на слайде12
Физкультминутка
Слайд13
 ж) Рассказ учителя о природных явлениях. 
  Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада ветер поднимет тучи снежинок с земли и закрутит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли снизу, то ли сбоку летит. Словно метлой снежную пыль подняли. Так и назвали ветер со снегом метелью. Иногда в народе называют вьюгой.
  Если разыгралась сильная метель, да пошел снег, и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. Страшно в такую погоду! Сквозь снежную пелену ничего не видно. В стихотворении А.Пушкина «Зимний вечер» точно и красиво описана метель:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя
2).Изменения в живой природе.
 Слайд14 Сейчас посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?
В спящем царстве чернолесья на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.
Слайд  Легче всего узнать березу. Как вы думаете, по каким признакам мы ее узнаём?
-А это что за дерево? Как вы догадались? 
а) Работа c учебником ( стр.134)
б) Беседа по прочитанному тексту.
-Как зимуют кустарники и травы?
-Можно ли увидеть связь неживой и живой природы? Какую?
г) Рассказ ученика о периоде покоя в жизни растений.
г) Изменения в жизни зверей с приходом зимы.
Слайд 14
Рассказ подготовленных учащихся о том, как зимуют животные.
Слайд 15 (о белке)
а) Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
 . Слайд 16 (о медведе)
б) Хозяин лесной 
Просыпается весной,
 А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Слайд 17 (О лисе)
в) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара.
Слайд 18,19
    Послушайте интересные сведения о жизни животных.
    Слайд 20,21, 22
   д ) С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Зимой птицы-соседи стараются держаться поближе к человеческому жилью: и теплее, и сытнее здесь.  Сытому и мороз не так страшен. Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Вот мы с вами и должны помочь птицам зимой.
Слайд23
Покормите птиц зимой!
Слайд 24,25, 26,27.
Тестирование по пройденному материалу 
Слайд 28
Обобщение изученного материала.
Рефлексия