Конспект урока окружающего мира В гости к осени
Интегрированный урок – окружающий мир,
литературное чтение и музыка
Тема урока: В гости к осени
Цель урока:
Формирование представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени. Увидеть отображение этих процессов в музыке, живописи, литературе.
Задачи урока:
Дать представление об изменении в природе в связи с приходом осени, некоторые сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;
Закреплять и развивать умения и навыки работы с таблицей, общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации;
Развивать речь, обогащать словарь;
Формировать умения внутригруппового сотрудничества;
Формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи и взаимозависимости объектов живой и неживой природы;
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе;
Учить замечать прекрасное: многообразие окраски листьев, цвет неба, прозрачность воздуха, тишину окружающей природы;
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Оборудование: репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень», Е.Е.Волков «Октябрь», аудиозапись: П.И.Чайковский «Времена года» («Осенняя песенка»), таблички с надписями: облака, осадки, ветер, небо, солнце, вода в водоёмах, раздаточный материал – таблица для заполнения, компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Предварительная работа.
Экскурсия на природу: в парк.
Просмотр календарей природы (задание на лето). Необходимо уточнить особенности летнего периода.
Ход урока
Обоснование
Организация деятельности
Учитель заранее делит класс на две команды. На партах лежат принесенные детьми книги на заданную тему: первая команда - стихи, вторая команда – произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, исследовательские работы по материалу экскурсии в осенний парк.
При подготовке используется метод самостоятельной работы с дополнительными источниками информации
(работа с опережающим домашним заданием).
Осуществляются учебные действия: самоконтроль и взаимоконтроль.
Сообщение темы и целей урока
- Ребята, я случайно пропустила одно слово в стихотворении Константина Бальмонта. Пожалуйста, помогите его вставить. Для этого давайте прочитаем стихотворение все вместе. (хоровое чтение) (слайд 2)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро _______________ проснется
И заплачет спросонья.
Константин Бальмонт
(ответы детей)
- Спасибо, ребята! Конечно же осень!
- Значит о чем мы сегодня будем говорить?
(высказывания детей)
- Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением осени.
Осуществляется постановка проблемы.
Использование межпредметных связей.
Развитие монологической речи.
Формирование представлений о природе в осеннее время года
а) Изменения в неживой природе
Игра «Приметы осени». Каждая команда поочередно называет предметы, относящиеся к неживой природе. На доске появляются таблички с надписями:
облака
осадки
небо
ветер
солнце
вода в водоёмах
- А теперь попытаемся определить, какие же изменения произошли в природе с наступлением осени.
(ответы детей)
а) Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными, земля получала много тепла; осенью солнце поднимается не так высоко, дни стали короче, поэтому похолодало, бывают первые заморозки. (слайд 3)
б) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками. (слайд 4)
в) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди моросящие, затяжные, холодные, грозы редкие, а затем и совсем прекращаются. (слайд 5)
-Какой же можем сделать вывод?
Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. (слайд 6)
б) Изменения в живой природе
Каждая команда получает таблицу.
Деревья, сбрасывающие листву
Деревья, не сбрасывающие листву
Перелетные птицы
Зимующие птицы
- Ребята, посовещайтесь между собой, постарайтесь прийти к единому решению и заполните таблицу.
(Представители команд высказываются поочередно, другая команда дополняет)
- Ребята, я тоже заполнила таблицу. Разрешите и мне поучаствовать в обсуждении? (слайд 7)
Деревья, сбрасывающие листву
Деревья, не сбрасывающие листву
Перелетные птицы
Зимующие птицы
береза
ель
скворцы
голуби
осина
сосна
журавли
совы
клен
кедр
гуси, утки
сороки
дуб
лебеди
вороны
тополь
грачи
прилетят: снегири, клесты, свиристели
- А с понижение температуры воздуха изменяется и окраска листьев. Не хватает света, продолжительности дня для того, чтобы вырабатывалось специальное вещество для зеленых листьев.
- И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной. (слайд 8)
- Но деревья постепенно начинают сбрасывать листву. Это явление называется .? (листопад) (слайд 9)
- А вы знаете, почему в природе происходит листопад?
- Сбрасывая листья, растения таким образом спасаются от засухи, так как с широкой пластинки листьев испаряется большое количество влаги. А корни этих растений не всасывают охлажденную воду из охлажденной почвы. А вот хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть. Почему?
(высказывания детей)
- Верно, листья хвойных деревьев (иголки) гораздо меньше испаряют влаги.
- Изменения в неживой природе ведут к изменениям и в жизни животных: насекомых, птиц.
(Команды высказываются)
Обобщение:
-С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколок. (слайд 10, 11)
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что они являются основным кормом для них. Кроме того уже не видно обилия семян и плодов, что также является пищей для птиц. Поэтому птицы улетают в края, где есть корм. А птицы, которые остаются зимовать, перебираются ближе к жилью человека.
На зиму к нам прилетят еще снегири, свиристели, клесты. Они будут питаться оставшимися семенами и даже выводить птенцов. (слайд 12)
- Перелетные птицы преодолевают большие расстояния. Много птиц гибнет во время полета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Уже сейчас для зимующих птиц можно делать и развешивать кормушки. (слайд 13, 14)
- А теперь назовем осенние месяцы по порядку, друг за другом. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- В народе сентябрь называют – хмурень (слайд 15), октябрь – грязник (слайд 16), ноябрь – листогной (слайд 17). Попробуйте дома объяснить эти названия.
Актуализация знаний, связь с предыдущей самостоятельной работой с дневником наблюдений и календарем природы.
В ходе изучения материала учащимися выполнялись следующие мыслительные операции: сравнение, сопоставление, умозаключения, конкретизация;
Мыслительная операция: обобщение, умения делать выводы;
Работа в группах.
Учебное сотрудничество. Систематизация учебного материала.
Осуществляется контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
Работа над эмоциональностью, образностью языка стихотворения. Работа по развитию речи.
Построение умозаключений с приведением доказательств.
Элемент эмоционального воздействия фактами на чувства ребенка.
Физкультминутка
(Стихотворение «Листопад». Автор В.Голяровский)
Учитель показывает движения, дети повторяют.
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и листенок.
- Красоту природы в разные времена года передавали на своих полотнах многие художники. Рассмотрим репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень» и Е.Е. Волков «Октябрь». (слайды 18, 19, 20)
- Какие особенности осеннего времени года передали художники?
- Можно ли по картине представить, какая стоит погода?
- Какие чувства вас наполняют, когда вы любуетесь этим пейзажем?
- Осень изображалась не только в картинах – произведениях изобразительного искусства, но и музыке. П.И.Чайковский, А.Вивальди посвятили осени свои творения. Предлагаю вам послушать произведение П.И.Чайковского «Времена года». Осеняя песня. (слайды 21- 44)
- Что вы себе представляли, слушая музыку?
- И в завершении урока мы обсудим результаты ваших исследовательских работ. Первая команда расскажет о стихотворных произведениях, в которых описывается осень, вторая – раскроет особенности поговорок, пословиц и загадок об осени.
(выступления команд)
5. Подведение итогов
- Сегодня, ребята, нам удалось расширить свои представления о признаках осени и полюбоваться ее красотой вместе с художниками, поэтами, композиторами. Вы молодцы! Спасибо всем за урок. (слайд 45)
Развитие умения анализировать картину, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Развитие умения слушать и слышать музыку, рисовать образные картины.
Построение группового ответа с четким выделением главного, представлением иллюстративного материала, собранного участниками группы.
Оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке.
Мотивация учащихся к дальнейшей коллективной творческой работе.
Домашнее задание
Коллективная работа – оформить результаты работ в виде газеты.
15