Конспект урока по окружающему миру на тему В гости к зиме (2 класс) 
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «В гости к зиме»
Цели урока: 
- Познакомить  детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.
- Воспитывать бережное отношение к природе.   
Планируемые результаты:
Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями,
формулировать правила безопасного поведения на улице зимой.
Метапредметные:
Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра
высказывания.
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут
сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
Оборудование: Компьютер, проектор, интернет, слова – карточки, карточки- названия явлений природы, конверты с заданиями, толковый словарь, учебник, листочки для буриме. 
Ход урока
1. Орг. момент.
- Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте товарищу хорошего настроения и интересной работы на уроке.
- Пожалуйста, садитесь.
-  С чего обычно мы начинаем урок окружающий мир? (Мы отмечаем погоду) 
- Откроем рабочие тетради.
- Какой месяц у нас сейчас? (декабрь)
- Нашли табличку с этим месяцем.
- А какое число? ( 16)
- Написали 16.
- Что можем сказать о температуре воздуха сегодня?
- Что ещё можем сказать о погоде? (пасмурно, ветер)
- Закрыли рабочие тетради, положили на край парты.
2.Актуализация знаний.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из одной очень доброй и знакомой вам сказки. 
ВИДЕО – СКАЗКА СЛАЙД 1
- Как же называется эта сказка? (12 месяцев)
- Кто автор? (С. Я. Маршак)
- А как по-другому можно называть 12 месяцев? (ГОД)
- На какие 4 части делится год? (лето, осень, зима, весна)
- Какое время года вы увидели в сказке? (зиму)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас месяц? (декабрь)
- О чём будем говорить сегодня на уроке? (о зиме)
- Тема нашего урока «В гости к зиме»
СЛАЙД 2
- Какие задачи поставим?
3. Работа над новым материалом.
- У меня на доске вывешены слова. (СЛОВА – КАРТОЧКИ: солнце, осадки, воздух, животные, растения)
           -  Что общего у этих слов? (Эти все слова относятся к природе)
          -  На какие группы можно их разделить? (Эти слова можно разделить на жив. и нежив. природу)
          - Какие слова отнесём к неживой природе?
         - Какие к живой природе?
  Работа в группах.
– Давайте посмотрим на слова, которые относятся к неживой природе скажите какие изменения в неживой природе происходят зимой? 
       - А какие явления природы можно наблюдать зимой вы мне расскажите, выполнив задания в группах. 
– Вы должны взять по моему сигналу конверт под номером 1 прочитать и понять о каком явлении природы говориться. 
         1 группа
 – Какое зимнее явление природы описывается в рассказе? (оттепель).
- давайте проверим. 
СЛАЙД 3 
- Откройте конверт №2 и прочитаем что же такое оттепель. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ОТТЕПЕЛЬ НА ДОСКУ.
         2 группа
- Какое зимнее явление природы спряталось у вас в стихотворении? (гололедица.)
- давайте проверим. 
СЛАЙД 4  
- Откройте конверт №2 и прочитаем что же такое гололедица.
 ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ГОЛОЛЕДИЦА НА ДОСКУ.
        3 группа 
 - О каком зимнем явлении природы говорится в вашей загадке?  (вьюга.)
- Давайте проверим.
 СЛАЙД 5  
- Откройте конверт №2 и прочитаем что же такое вьюга. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ВЬЮГА НА ДОСКУ.
        4 группа 
- О каком зимнем явлении природы говорится в вашей загадке?  (снегопад)
- Давайте проверим.
 СЛАЙД 6   
- Откройте конверт №2 и прочитаем что же такое снегопад. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ВЬЮГА НА ДОСКУ.
- А ещё об 1 зимнем явлении природы вы узнаете, послушав звуки природы
 СЛАЙД 7.
- Звуки какого явления природы услышали? 
СЛАЙД 8. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ МЕТЕЛЬ НА ДОСКУ.
- Давайте прочитаем что такое метель.
СЛАЙД 9.
 Работа с учебником.
 - Давайте откроем учебник на стр. 130 – 131 прочитаем статью «Неживая природа зимой» и узнаем о каком явлении неживой природы мы ещё не говорили?
- О каком же явлении не говорили? (Изморозь)
СЛАЙД 10. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ИЗМОРОЗЬ НА ДОСКУ.
- Прочитайте отрывок из считалки.
- Слайд 11. 
- Скажите какое слово не понятно? (позёмки) 
- Где можем узнать значение этого слова? (словарь, интернет, взрослые)
- Я предлагаю вам спросить у взрослых пока я ищу это слово в интернете.
- Что же вам сказали взрослые?
- Давайте прочитаем что я нашла в интернете. 
- Слайд 12. 
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ ПОЗЁМКИ НА ДОСКУ.
- Ребята, а кто знает, что такое буран?
-Где можем узнать значение этого слова?
- Давайте обратимся к толковому словарю.
СЛАЙД 13.
4. ФИЗ. МИНУТКА.
- Какой всеми любимый праздник мы отмечаем в конце декабря? (Нов. год)
      - Что является символом нового года? (ёлка)
      - А вы любите украшать ёлку?
       СЛАЙД 14.
Работа в группах.
- А что происходит зимой в живой природе? (слова на доске)
- На какие группы мы можем разделить растения? (деревья, кустарники и травы)
- На какие группы можно разделить деревья и кустарники? (лиственные и хвойные)
- Как лиственные деревья и кустарники готовятся к зиме? 
ЗИМОЙ У ДЕРЕВЬЕЯ И КУСТАРНИКИ ЗАСЫПАЮТ А ОТ МОРОЗОВ ИХ СПАСАЕТ КОРА И СНЕГ.
- А что происходит с хвойными деревьями? (не сбрасывают хвою)
- Вспомните какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою? (лиственница)
- А что происходит с травами?
НЕКОТОРЫЕ ТРАВЫ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТВУ, НЕКОТОРЫЕ УХОДЯТ ПОД СНЕГ ЗЕЛЁНЫМИ.
 СЛАЙД 13 
- А что же происходит с животными?
ПТИЦЫ -  улетают в тёплые края
НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ -  ложатся в спячку.
- Сейчас я предлагаю выполнить задания в группах. 
- По моей команде вы возьмёте конверт с цифрой № 3. 
- Вам нужно найти лишнее животное.
     1 группа 
– Объясните почему МЕДВЕДЬ? 
СЛАЙД 16.
 - Ребята, Алиса подготовила вам сообщение какого медведя называют шатун. СЛАЙД 17.
     2 группа
 – Объясните почему лиса? СЛАЙД 18.
   А сейчас выступит Элиза с рассказом зачем лисе хвост.
- Посмотрите внимательно на изображение лисы как вы думаете, чем занята лиса?
- На кого она охотится зимой?
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик как лиса охотится зимой. 
СЛАЙД 19.
 - Какой вывод можем сделать о животных зимой?
СЛАЙД 20.
 3 группа 
– Объясните почему клёст?  
СЛАЙД 21.
 - Когда обычно птицы выводят своих птенцов?
 - А клёст — это единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
   4 группа 
– Объясните почему ласточка? 
СЛАЙД 22.
 -  Кто знает, когда ласточки улетают в тёплые края? (самые первые)
 - Почему? (потому что пропадают насекомые, а это их еда)
- Какой вывод можем сделать о птицах?
 СЛАЙД 23.
5. Составление буриме.
- И в заключении нашего урока я хотела бы предложить вам составить буриме с такими словами. СЛАЙД 24. Работа в группах.
6. Подведение итогов.
-  О каких зимних явлениях в неживой природе узнали?
7. Рефлексия.
 СЛАЙД 25
Приложение:
Конверты с цифрой 1
1группа: Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой,        сыпучий. Но нередко бывают оттепели. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.
2 группа: Не идётся и не едется,
Потому что ……..!
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
3 группа: Снегопад,
Снегопад.
Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома,
И мы поняли :Зима.
4 группа: Заметает все пути
не проехать, не пройти.
У метели есть подруга - 
снежно-ветреная …..  .
Конверты с цифрой 2.
1 группа: Оттепель - Теплая погода, наступающая среди зимы или ранней весной и вызывающая таяние снега.
2 группа: Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.
3 группа: Метель – перенос над земной поверхностью снежных масс мощным, порывистым ветром достаточной силы, причем перемещение снега обычно происходит в одном направлении.
4 группа: Вьюга – снежная зимняя буря, сопровождаемая сильным ветром, при которой снег кружится и носится по воздуху.
Конверты с цифрой 3.
1 группа: Медведь, заяц, волк, рысь.
2 группа: Медведь, барсук, лиса, ёж.
3 группа: Клёст, ласточка, стриж, грач.
4 группа: Дятел, ласточка, синица, воробей.