конспект урока по ОРКСЭ Христианин в труде
Христианин в труде
Тип урока : сообщение новых знаний
Форма урока: урок-путешествие, имитация исторических фактов в письмах
Цели:
Образовательная : познакомить с распорядком дня крестьянской семьи, приобщить к народным традициям;
Развивающая: развитие логического мышления ,умения рассуждать и делать выводы;
Воспитательная: научить уважать труд
Оборудование: заранее заготовленные конверты с вложенными письмами, иллюстрации, загадки, картина, пословицы, слайды
Подготовительная работа : дети заранее готовят сведения о труде христиан в далёком прошлом . Затем письма читаются ,предлагаются иллюстрации.
Педагогические возможности: развитие познавательной активности, воображения, приобщение к народным традициям.
Рекомендации: для обучающихся 4-5 классов
Сегодня я вам предлагаю отправиться в прошлое , тема разговора попробуем определить по иллюстрации ( «Христианин в труде»). Помогут нам в этом письма, написанные нашими предками.
-Как же вы думаете , долог ли крестьянский день?(ответы детей)
Да, по временам долог, но проходил он незаметно, т.к. каждая его минута была занята каким – то делом. Поэтому и придумал народ пословицу, начало которой мы взяли как тему нашего урока. А кто поможет ее закончить : «Долог день до вечера, коли делать нечего»
Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом ,как Бог призывал к труду человека. Человек должен был вкусить плоды с райского дерева, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своём служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять себя . В древе познания не было никакого зла. Более того-оно было святыней. Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Он решил просто съесть этот плод и сразу стать мудрым. Однако мудрость никогда не дается без труда и опыта. - -Испокон веков человек был славен трудом. И я предлагаю вам отправиться в прошлое. Сегодня мы с вами попробуем разобраться – долог ли был летний день крестьянина или он проходил незаметно?
-Как вы думаете, рано ли вставали крестьяне?
-Что им служило будильником?
-Вот о чем поведует следующее письмо!
Письмо первое
-Так в каком же часу вставали крестьяне? (в 4-5 часов )Проснувшись, крестьяне завтракали, приводили себя в порядок, собирались на работу. И уже в 6 часов утра они приступали к полевым работам.
-Какую работу могли выполнять наши предки в поле?
Ответить на этот вопрос нам помогут предметы старинного крестьянского быта. А что это за предметы ,мы сейчас угадаем.
Маленький ,горбатенький, все поле обыскал ,домой прибежал, всю зиму пролежал (серп)
-Что делали с помощью серпа?
Бела белянка, согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку .(Коса)
-Объяснить назначение косы
Итак ,с 6-до 13 часов крестьяне работали. Обратите внимание! Работали все-от мала до велика. Только больной и немощный оставался дома.
После тяжелых полевых работ необходимо было подкрепиться и отдохнуть наступало время обеда. На доске картина М.Шибанова «Крестьянсий обед»
-Что могло стоять на столе у крестьян?
-Какие продукты могли использовать крестьяне?
-Чем питались в старину наши предки?
2 письмо (рассказ обучающегося о пище крестьян)
Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло, прежде всего из ржаного, реже пшеничного хлеба, каши, овсяного киселя, различных овощей. Мясная пища была обильна и доступна для всех кроме домашних животных и птиц, употреблялась всякого рода дичь, которой было много в лесах. Реки и озёра изобиловали вкусной рыбой. Во время праздников большим почетом пользовались пироги и блины. О пряностях (соль, перец, корица) на Руси не знали очень долго. Не слыхивали и про обыкновенную картошку. Её начали выращивать только в 18 в. Из напитков употребляли ,в основном различные сорта кваса, меда. Такие привычные для нас напитки ,как чай и кофе появились в России во 2 половине 17 века. Из напитков русские употребляли в основном различные напитки, так как чай и кофе, впервые появились в России во второй половине 17 века. Итак, с 13до 15 часов крестьяне обедали. После обеда отдыхали. Как вы думаете ,почему? (Рано вставали, тяжелая работа) Традиция отдыхать после обеда имеет глубокие корни. Уже в научении Владимира Мономаха (одного из русских князей) было сказано: «Должны спать все русские люди, независимо от чина, даже русским царям положено было отдыхать после обеда». Таким образом ,с 15 до 16 часов крестьяне отдыхали.
3 письмо
После отдыха крестьяне опять начинали работать. Но это была уже работа по дому. А что можно делать в крестьянском доме, попробуйте рассказать сами. А помогут вам в этом вот эти старинные предметы быта.(Парник,веник, прялка, пила, топор, коромысло)
Загадки: Нет на свете мудреца Как Ивана –хитреца: Сел на конь и поехал в огонь.(Чугун и ухват)
Черный огонь скачет в огонь.(Кочерга)
Никогда не ест. А только пьёт. А как зашумит всех приманит.(Самовар)
Аукцион «домашняя работа» (высказывания детей). -Вы назвали много видов работ по дому и увидели, что эта работа была ничуть не легче полевой работы, поэтому и продолжалась она до темна с 16 до 21 часа. С наступлением темноты работа прекращалась.
4 письмо
Но прежде ,чем лечь спать,люди пели детям колыбельные песни, рассказывали сказки. -Какие русские народные сказки вы знаете? --Кто автор этих сказок? (народ) Поэтому и назывались они народными. А молодежь ,часто собираясь на крылечке какой – нибудь избы, пела песни, играла в игры. Сейчас мы с вами послушаем одну из русских народных песен в исполнении фольклорной группы .(Аудиозапись) Итак ,завершив свой день песнями ,играми, молитвами, крестьяне ложились спать. С 22 до 5 часов утра они спали. А утром петушок снова оповещал их о начале нового трудового дня. Крестьяне действительно очень много работали и наказывали трудиться не покладая рук своим потомкам. С рассказом о том, как строили дома в старину ,расскажет еще одно письмо .
5 письмо
( Прежде всего выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там где ложились отдыхать домашние животные ,где не пролита кровь ни человека, ни животного. Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали березку. Это – берегиня. С наступлением крещенских морозов мужик запрягал лошадь, садился в сани и ехал в лес. Рубили в морозы, потому что считалось в это время дерево мертвым : рубили, а не пилили : считалось, что выгоняли нечистую силу и дерево сохранялось лучше. Рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток. Деревья на месте вырубки не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной дождик польёт, подсушит солнышко. Больные деревья убирали. После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню, расплачивались пирогами, сытным ужином. )А наказы их дошли до нас в виде народной мудрости – пословиц и поговорок. Давайте вспомним пословицы о труде.
Я буду называть первую часть пословиц, а вы , ее окончание.
1.Откладывай безделье, (да не откладывай дела).
2.Не будет скуки , (когда заняты руки).
3.Кончил дело, (гуляй смело).
4.Не сиди сложа руки, (так не будет скуки).
5.Что одному не под силу, (то легко коллективу).
6.Не затем руки даны, (чтоб даром болтались).
7.Играй-играй, (да дело знай).
8.Кто любит труд, (его люди чтут).
Спасибо всем за урок.
-Что нового для себя узнали?