Урок по русской литературе для 11 класса «Поэма А.Твардовского «Василий Тёрктн»


Проверено:
Дата:
Класс: 11
Тема: Поэма А.Твардовского "Василий Теркин"-
народная книга о войне.Тёркин – русский национальный характер.
Цель урока:
Формировать навык аналитического мышления, выявить черты русского национального характера у героя в поэме Твардовского. Дать понятие об обобщенном образе.
Развивать навыки составления характеристики героя,  навыки выразительного чтения.
Показать величие подвига обычного русского солдата, воспитывать патриотизм.
Оборудование урока: 1.Тексты поэмы Твардовского “Василий Теркин”. 2. Мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Твардовского о войне группой учащихся (дом.задание) . Музыкальное сопровождение.
“Я убит подо Ржевом”. Вопросы на слайде.
– Кто лирический герой стихотворения? (Повествование ведется от имени погибшего воина. Этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов).– Чем герой стихотворения близок автору?(Преданностью Родине, самоотверженностью, верой в победу).
– Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя. Зачем?
(Передает достоверность, обостряет боль потери. Как будто это реальный человек, который обращается к каждому из читателей).-Какова тональность стихотворения?(Просто и страшно, без лишнего пафоса. “Я не слышал разрыва…”).– Герой не похоронен. Он бесследно исчез?(Он растворен в природе. “Я – где корни слепые…”)– Что волнует героя стихотворения? К чему он призывает живых? (Наш ли Ржев наконец. Призывает живых устоять. Нет укора оставшимся в живых. “Я вам жизнь завещаю…”)– В чем сила стихотворения?
(Из конкретного человека, погибшего подо Ржевом в безымянном болоте, в пятой роте, на левом фланге, образ вырастает в обобщенный – это человек, одержавший победу в великой войне, народ, верящий в победу, преданный родине, самоотверженный.)
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
- Есть события, которые никогда не стираются из народной памяти, например, война. Сколько произведений создано о ней. но всё же, утверждают, что последнее слово о войне ещё не сказано. Да и понятно: ведь на войну каждый смотрит своими глазами и вспоминает её по-своему. Бывалый солдат до сих пор просыпается по ночам от свиста пуль и разрывов снарядов, ему не дают спать собственные раны и снова и снова возникающие картины гибели в бою однополчан. те же, что были детьми в ту суровую пору войны, видят во сне погибших родных и близких. Жестокие уроки дала война. Вот обо всём этом и рассказал А.Твардовский в своей замечательной книге…
Наш урок поможет ответить на вопросы: как создавалась книга? Каковы истоки поэмы? Почему Твардовский обратился к этой теме? Какие уроки жизни получили мы, прочитав «Книгу про бойца»?
(Сообщения учащихся)
Поэму «Василий Тёркин» Твардовский писал в походе — в пределах родной страны, пока Советская армия не вышла за рубежи, а потом под чужим небом, в Германии.
О том, как он работал над поэмой, Твардовский говорит в заключительной её части:
…в дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль, зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс.
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
«На войне живущим людям» — эти слова, брошенные как бы вскользь, определяют сущность поэмы.
Люди, миллионы людей не только воевали в эти годы, но и в самом деле жили на войне, и эта жизнь была наполненной и сгущенной от близкого соседства со смертью…
Беседа по выявлению первичного читательского восприятия
• О каком времени и каких событиях рассказывается в книге?
• Понравилась ли вам поэма?
• Кто главный герой произведения?
• Какое настроение возникло у вас во время чтения?
Постановка проблемного вопроса
— Можете ли вы, прочитав первую главу “От автора”, определить, каковы истоки поэмы?
«Мозговой штурм» (групповая работа)
Анализ образа Василия Теркина (слайды 2,3,4,5 с рисунками художников И.Бруни и О.Верейского к поэме “Василий Теркин”).
Работа по главам поэмы Твардовского “Василий Теркин”: “Переправа”, “Бой в болоте”, “Смерть и воин”.
Презентация результатов работы представителями групп.
Глава «Переправа». Выразительное чтение отрывков («по цепочке»)
Аналитическая беседа
- Как вы понимаете слова: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода»?
-Как изображены солдаты во время переправы?
-Почему поэт сравнивает молодых солдат с их отцами — русскими воинами прошлых веков?
-В главе «Переправа» рассказ ведётся как будто от лица ребят второго и третьего взводов — тех, кому не удалось переправиться на правый, «чужой» берег. Как это можно доказать?
-Какие качества проявляют солдаты во время опасной переправы?
-Как раскрывается характер Василия тёркина в главе «Переправа»? Что мы узнаём о нём в этой главе?
-Тёркин выполняет ответственное задание. Переплывая реку в ледяной воде, солдат рискует своей жизнью. Почему?
По этим главам мы должны составить характеристику героя и выявить черты русского национального характера.
– Прочтите, какие отрывки для характеристики героя вы выбрали и как они характеризуют героя.
(Слайд 6)
– жизнерадостный,– щедрый,– сметливый и мудрый,– выдержанный и терпеливый,– жизнестойкий,– скромный и простой,– ответственный.
Анализ образа по главам “Перед боем”, “На Днепре”, “О награде”, “Теркин-Теркин”. (Слайды 7,8)
– Что добавляют эти главы к характеристике героя?
“Перед боем”. Такой же солдат – хозяин в доме. Она раскрывает еще одну существенную черту героя – его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом для нас этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения. “Я ж, как более идейный, был как там бы политрук”,– рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе.
“На Днепре”. В этой главе автор передает и свои чувства, и чувства Теркина: радость, гордость, уважение к прошлому и настоящему своей родины, любовь к своим землякам.
“О награде”. Не требует награды за свой подвиг, бескорыстный. Медаль ему нужна только для того, чтобы произвести впечатление на девушек. Он мечтает о любви, о женском внимании. Мечтает, с каким достоинством он будет держаться с односельчанами. Он все такой же скромный, простой, жизнерадостный.
“Теркин – Теркин”. Такой же воин, как и Теркин. (Возврат к слайду 6).
Работа с иллюстрациями (слайды 9,10,11)). Вывод.
В главе “О награде” есть рефрен:
Страшный бой идет, кровавый,Смертный бой не ради славыРади жизни на земле.
Что хотел сказать автор этим повтором?
(Это авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его малой родины слиты с жизнью страны. Поэтому от победы на этом малом клочке земли зависит жизнь, счастье каждого человека и всей страны).И именно такой боец, как Теркин, очень нужен на войне. Оптимизм и нравственное здоровье Теркина – от сознанья правоты, чувства реальности, долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями, соотечественниками.
Это “русский чудо – человек, национальный тип”.
Мы можем говорить о русском национальном характере.
Такие черты были присущи многим русским бойцам, поэтому мы можем говорить об обобщенном образе русского солдата .Рефлексия.
– Можем ли мы на основании услышанных материалов поисковой работы сказать, что писателю Александру Твардовскому удалось очень точно отразить черты русского солдата Великой Отечественной? Какой прием использует писатель? (Обобщение)
– Недаром на родине поэта поставлен памятник поэту, на котором он изображен с Василием Теркиным. Для нас, читателей, Твардовский неотделим от своего героя (Слайд 17).
д/з: 1. Подготовить выразительное чтение глав «Два солдата», «Кто стрелял?».
2. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Василий Теркин» (по выбору и желанию).
3.подготовить групповые сообщения по теме «литература 2 волны эмиграции»