Урок по всемирной истории на тему Япония в 1918- 1945гг (10 кл)
Дата:Предмет: Всемирная история 10 классТема урока:№10 Япония в 1918- 1945гг . Цель: формирование знаний о Японии в межвоенный период как о стране- инициаторе следующей войныЗадачи: дать характеристику политико- экономического развития Японии в период между двумя мировыми войнами, агрессивного направления внешней и внутренней политики правящих кругов страны; развивать аналитические способности; способствовать воспитанию неприятия решения любых спорных вопросов путем насилияТип урока: формирование знаний, умений, навыковФорма урока: урок- практикум (изучение нового материала с помощью интерактивного оборудования)Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, документ из хрестоматии по новейшей истории Ход урокаСегодня мы с вами приступаем к изучению раздела 2- «Страны Азии и Африки в 1914- 1945гг». Посмотрите на карту и скажите, с какого государства мы начнем работу.Побуждение Флипчарт стр.1 Карта Японии и завоеванных ее земель с 1932г. Определение темы урокаНовая тема План изучения темы: Япония в 1914-1918гг.Внутренняя политика Японии в 1918- 1933гг.Внешняя политика Японии в 1918- 1939гг.
Флипчарт стр. 2 Распределить слова по столбцам таблицы: в левый - слова и словосочетания, характеризующие экономическое положение, в правый - политическое положение государства. На основе таблицы дать характеристику экономического и политического развития Японии (работа выполняется на интерактивной доске)Экономика Политика Индустриальное государство; политические партии; монополистический капитализм; сохранение самураев; обезземеливание крестьян; власть у императора; йена; использование труда женщин и детей; усиление позиций промышленной буржуазии; феодальные пережитки; колониальная экспансия в Китае и Корее; распространение социалистических идей; милитаризм; концерны - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо; конституционная монархия; помещичье землевладение; национализм; нищета японских крестьян. - В начале века на престол вступил 123-й император Японии Тайсё, но слабое здоровье вынудило удалиться его от дел в 1921г. Непродолжительный демократический период Тайсё сменился ростом милитаризма и экспансионизма в Японии. Япония приняла участие в Первой мировой войне на стороне Антанты, расширив своё политическое влияние и территорию.Флипчарт стр. 3 – найти соответствие и составить схему «Япония в первой мировой войне» - первичное закреплениеКолония - метрополия 2. Антанта – Тройственный союз 3.Захват германских владений - Захват американских владений на Дальнем Востоке. 4. Вела войну - Не вела войны. 5.Цель-управление территориями китайскими, корейскими, монгольскими. 4. Анализ документа 25 июля 1927г.Из меморандума Танаки…Нигде в мире нет таких лесных богатств; такого изобилия материальных ресурсов и сельскохозяйственных продуктов как в Маньчжурии и Монголии. Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны будем сокрушить США. Но для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию, для того чтобы завоевать весь мир, мы должны сначала завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны южных морей будут нас бояться и капитулировать пред нами. ….Мы перейдем к завоеванию Индии, стран южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы.- Предположите дальнейшее развитие внешней политики Японии и дайте свою оценку.Прослушивание опережающего задания о внешней политике Японии. В 1931г., продолжая свою политику экспансионизма, Япония заняла Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-Го . В 1933г. Лига Наций осудила её действия, и Япония демонстративно покинула Лигу. В 1936г. Япония подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией. В 1937г. Япония вторгается и в другие части Китая, начиная вторую японо-китайскую войну (1937—1945), после чего США накладывают на неё нефтяное эмбарго. В 1941г. присоединилась к странам «Оси». Тогда же Япония подписала Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, обязавшись уважать территориальную целостность и неприкосновенность Монгольской народной республики и Маньчжоу-Го.КитаяФлипчарт 4. Установите соответствие, расставив в хронологическом порядке Создание марионеточного государства Маньчжоу- го 1932 Создание Тройственного пакта 19 40Оккупация Маньчжурии (северо- восток Китая) 1932 Выход Японии из Лиги Наций 1933Участие Японии в Вашингтонской конференции 1922
Война против Китая 1937 Агрессия против Монголии 1939 -Посмотрим, как развивается в это время внутренняя политика Флипчарт 5.- Классифицировать предложенные факты из истории Японии в 1918 -1939гг. (внутренняя политика) на позитивные и негативныеУчащиеся работают с раздаточным материалом, 1 ученик у доски подчеркивает позитивные факты зеленым цветом, негативные - коричневым.Получили развитие отрасли экономики: металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство оружия, судостроение. У власти в стране находились политические партии Сэйюкой, Минсэйто, Куккусин, Курабу.Влияние императора на парламент ослабло.Рост количества числа избирателей (16%)Подавление рабочего и крестьянского движения.Увеличение военных сил и укрепление военного морского флота.В 30-е годы закрывались предприятия, безработица приняла массовый характер.Ухудшились условия жизни крестьян.Обострение политической борьбы.Появление среди офицерского состава профашистских группировок, требовавших ужесточения порядка.Совершены террористические акты против государственных деятелей.Милитаризация страны.Запрещение политических партий с конца 30-х годов.Развитие национализма и шовинизма, насаждение культа императора.
(Если останется время)Вставить пропущенные слова Япония 1918- 1939гг.После Первой мировой Япония превратилась в (мощное)государство. Основной формой правления была (конституционная) монархия. В 1921-1922гг. она принимала участие в (Вашингтонской) конференции, на которой вынуждена была отказаться от территорий в Китае. Сэйюкой, Минсэйто, Каккусин, Курабу- это крупнейшие (партии), находящиеся у власти в 20-е годы. Несмотря на трудности, в годы мирового экономического кризиса, Япония проводила (экспансионистскую) внешнюю политику. Сначала она хотела обессилеть (Китай) и полностью его подчинить, а затем и другие страны. В результате в 1932г. на северо- востоке (Китая) было создано марионеточное государство (Маньчжоу- го). В 30-е годы в стране обострилась (политическая) борьба. Появляются первые (профашистские) организации, совершающие (террористические) акты против государственных деятелей. Увеличение военных сил и укрепление военно- морского флота приводит к (милитаризации) страны. Широко пропагандируемая идея «об особой роли» японцев приводит к развитию ( подготовки к войне ). В результате в конце 30-х годов Япония сближается с фашистскими государствами (Германией и Италией). В (1937г.) начинает войну против Китая, а в 1939году совершает агрессию против (Монголии). 27 сентября 1940 года Япония, Германия и Италия подписали (Тройственный ). Таким образом, к концу 30-х годов Япония превратилась в (очаг войны) на Дальнем Востоке .Учащиеся записывают в тетрадях правильные ответы, после завершения работы – самопроверка
Д.з. пар. 11. Подготовить сообщение о значение гос. символики Японии, ответить на вопрос «Причины развития фашизма в Японии»