Эссе на тему Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта


-50800-3810 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Просвещение-Столица»
Курсы повышения квалификации
«Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта»
Самостоятельная работа 1
Курс Г03Выполнила:
Фефелова Мария Александровна
Москва
2015

Содержание:
1. Содержание.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Введение

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
История России является частью истории человечества, но она более близка нам потому, что её героями являются наши предки.
Актуальность изучения предмета История России, как для учащегося средней школы, так и для общества в целом состоит в том, что это коллективная память народа. История нашей Родины уходит корнями в глубокую древность и изучая её мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., встаёт вопрос продуктивного обучения на уроках истории, когда обучающийся самостоятельно осуществляет поисковую деятельность для приобретения нового знания.


Основная часть

Один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования - это историческое образование. В советской школе преобладал линейный принцип построения школьного исторического образования. Этот принцип лежал в основе школьного курса истории в течении 43 лет. На протяжении 25 лет история в школе преподавалась на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. С 1959 г. предпринимались попытки перейти на концентрическую структуру образования. Однако 14 мая 1965 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах», в результате чего еще 18 лет господствовала линейная структура исторического образования. 
В процессе реформирования исторического образования условно можно выделить несколько этапов. Первый этап  - с 1988 года - распад прежней, существовавшей в СССР системы исторического образования. Второй этап -   условно можно отсчитывать начало с 1992 года - принятие Закона РФ «Об образовании». На данном этапе вносятся дополнения в Закон РФ «Об образовании», разрабатываются стандарты исторического образования и происходит переход на концентрическую систему образования. Третий этап - примерное начало с 1996 г. характеризуется принятием концентрической структуры исторического образования и происходит вовлечением педагогов в разнообразные механизмы международного сотрудничества в области исторического образования.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
При линейной системе преподавания истории предмет изучается последовательно, концентрическая система предполагает изучение всего курса до девятого класса, а затем его повторение в старших классах.
С 1996 по 2015 гг. история в российских школах преподается по концентрической системе, и в этом есть свои плюсы. Благодаря концентрической системе школьникам удаётся не только изучить основные моменты истории человечества, но и вернуться к ранее изученному для закрепления материала и обсуждения его с целью формирования объемного представления о прошлом, и это, действительно, очень важно. Е.Е.Вяземский, бесспорно, прав, утверждая, что концентрическая система исходит из конституционной нормы обязательного девятилетнего образования. Согласно этому положению, учащиеся должны получить за девять лет обучения полное представление об истории, начиная с древнейших времён и кончая сегодняшним днём. Спорить на этот счёт просто бессмысленно. В конце концов, Конституция РФ была принята в рамках демократической избирательной системы, авторы не скрывали её целей и положений, касающихся образования. Поэтому соответственно стали подстраиваться под конституционные требования. Вот почему логика введения концентрической системы преподавания в этом плане понятна и оправданна.
Возвращение на линейную систему изучения истории заставляет задуматься о том, что люди, окончившие 9 классов, не будут иметь полного представления об истории, в частности о ХХ веке. Но, по-моему мнению, в линейной системе также имеется много и положительных моментов. Преимущества линейного построения в первую очередь в том, что оно соответствует структуре исторической науки. Также радует то, что появляется больше времени для изучения и закрепления исторических знаний у школьников. А те дети, которые закончат 9 классов смогут совершенно спокойно продолжить изучение истории России в колледже, техникуме или училище, при получении профессионального образования.
«Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» предусмотрела, на мой взгляд очень важные и тонкие моменты в образовательном процессе, которые волновали, я думаю, многих историков. Особенно я бы выделила такой момент, как: число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником). А также: в учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
Безусловно, важно сформировать у школьников навыки анализа, синтеза, отбора и систематизации материала, умение самостоятельно работать с информацией и использовать приобретённые знания в повседневной жизни.По-моему мнению, это поможет изучать более подробно те или иные события, применяя их как примеры для сравнения с современностью. Ведь именно благодаря таким сравнительным моментам школьникам проще запоминать важные, для истории человечества моменты, а также причины возникновения и последствий данных событий.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования также является необходимым начальным этапом - поисковая деятельность на уроке истории. А также должна быть цель, которую надлежит выполнить ученику в определённых условиях учебного процесса, и которая имеет свои исходные условия и содержит вопрос (чаще всего «почему?»), требующий ответа.
При достижении цели - результатом усвоения знаний считается не воспроизведение образцов, а их самостоятельное добывание. Процесс её достижения включает в себя три этапа:
Аналитический: анализ данных, выявление проблемы, принятие от учителя или самостоятельная постановка цели.
Поисково-эвристический: процесс выполнения отдельных шагов - план урока, привлекая необходимые знания, нахождение решения.
Организация самоконтроля и коррекции.

Заключение
Я считаю, что продуктивного обучения на уроках истории, мы можем достичь благодаря - результату усвоения самостоятельно добываемых знаний, а также благодаря применению их на практике.
Если говорить о изучении родной истории, то, на мой взгляд, одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности. При этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
Если говорить о государстве в целом, то здесь я вижу задачу, стоящую как перед государством так и перед педагогическим сообществом, которая определяется в приоритетах школьного курса истории России, которые призваны служить ориентирами при создании учебников и других пособий для общеобразовательных школ - это наверное самое важное.