Творческий путь мастеров хохломской росписи фабрики «Липецкие узоры»


Творческий путь мастеров хохломской росписи фабрики «Липецкие узоры» Выполнила: Барбашина ЕленаУченица 11-Б класса МБОУ СОШ №61 им. М. И. НеделинаРуководители: Есикова Ю.В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №61 им. М. И. НеделинаМакаренко Е.В., учитель изобразительного искусстваМБОУ СОШ №61 им. М. И. Неделина Актуальность темы исследования Более 40 лет прошло с момента открытия фабрики «Липецкие узоры». Производство товаров народно-декоративного искусства, хотя и не является первостепенной отраслью промышленности г. Липецка, но от степени совершенствования изделий, зависит не столько бытовая сторона жизни липчан, сколько развитие их художественного вкуса. В наши дни продукция фабрики остается популярной на отечественном рынке. Она используются в качестве сувенирной продукции, в качестве популяризации фирменной продукции торговых марок. Актуальность выбранной проблематики объясняется также и тем, что изучение истории становления и развития фабрики «Липецкие узоры» имеет и определенное практическое значение для возможности изучения перспектив развития «бренда Липецкие узоры». Исследование охватывает период с 1971 г. до современного этапа развития фабрики. Данные хронологические рамки позволили в комплексе проанализировать и обобщить основные предпосылки зарождения художественного промысла в городе Липецка, проследить этапы его развития в контексте общего развития липецкой промышленности. Объектом исследования являются социально-экономические и исторические условия процесса возникновения и развития фабрики «Липецкие узоры» в г. Липецк. Предмет исследования - деятельность мастеров хохломской росписи по созданию уникальной художественной росписи, получившей название «липецкая хохлома». Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов исследования и научных методов исторической науки. В ходе исследования применялись методы - логический, сравнительного анализа, метод классификации и систематизации. В основу исследования легли принципы историзма, объективности, социального подхода. Цель и задачи работы: На основе имеющихся публикаций, выявленных в архивах документах, проанализировать и обобщить процесс становления и развития фабрики «Липецкие узоры» в контексте общей социально-экономической истории региона 1970-2000-х гг., отразив при этом место и роль творчества мастеров хохломской росписи в создании изделий, имеющих высокую художественную ценность.Выявить принадлежность идеи открытия и создания фабрики «Липецкие узоры» и проследить специфику организации производства в первые годы существования предприятия; Охарактеризовать деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий фабрики «Липецкие узоры»; На основе публикаций периодических изданий рассмотреть наиболее значимые выставки и заказы предприятия, а так же проанализировать его современное состояние. 1.Идея открытия фабрики «Липецкие узоры» и первые годы существования предприятия. 21 мая 1974 года было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся о создании фабрики с целью «дополнительного увеличения производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сувениров из дерева с художественной росписью». С тех пор фабрика «Липецкие узоры» начала свое существование.Открытию фабрики способствовало постановление XXIV съезда КПСС повсеместно возродить народные художественные промыслы. Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили. Зарождение фабрики «Липецкие узоры» Начальник управления топливной промышленности, Евгений Прокофьевич Чалых стал инициатором возрождения народно-художественных промыслов в Липецке. Он организовал цех художественной росписи на базе углебрикетной фабрики в мае 1971 года. (из личных архивов Н.Е.Чалых) Надежда Евгеньевна Чалых, дочь Е.П. Чалых: «Однажды, не знаю, что ему в голову стукнуло, он создал «Липецкие узоры». Я так думаю, у них была поездка от министерства: нужно было развивать что-то новое. А дальше – элементарно. Увидел картинку – понравилось. «А почему бы и нам нет? Дерево у нас есть, вот значит надо съездить посмотреть!» Поехал, посмотрел, что да как. Поговорил, вот и пригласил мастеров попробовать. Приехали очень хорошие художники, истинные мастера. Вот отсюда все и пошло». Статья Е.П. Чалых в «Ленинском Знамени» от 12 декабря 1972 г. 1971год июль первый коллектив фабрики «Липецкие узоры художники». Токари резчики изделий ложкари. Коллектив Фабрики Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М. Ф. Синева была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкина - руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли К. И. Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Е. Архипов, Л. Левина, супруги – В. Г. и В. Н.Протасовы, А. И. Засовкин, А. С. Прытков, лошкарь Д. И. Карпов, Галина Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды. Анализ экономического развития предприятия 1973-1974 факт измененине 74-1973 АКТИВ 1973 1974 абс, руб. отн, % Раздел Необоротные активы 198 953,00 125 400,00 -73 553,00 -36,97 Раздел в т.ч.: 113 727,00 182 649,00 68 922,00 60,60 сырье и материалы 40 810,00 55 253,00 14 443,00 35,39 в т.ч. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 19 510,00 28 730,00 9 220,00 47,26 Полуфабрикаты и незавершенное производство 44 187,00 53 389,00 9 202,00 20,83 готовая продукция 28 730,00 74 007,00 45 277,00 157,59 Ден.средства 0,00 4 925,00 4 925,00 100,00 Отгруженные товары 0,00 17 685,00 17 685,00 100,00 Прочие Дебиторы 28 818,00 50 000,00 21 182,00 73,50 Баланс 341 498,00 380 665,00 39 167,00 11,47 ПАССИВ Раздел Уставный капитал 280 647,00 256 171,00 -24 476,00 -8,72 Раздел кпедиторы 55 894,00 63 649,00 7 755,00 13,87 Поставщики 0,00 46 502,00 46 502,00 100,00 Факт Изменение 74-73 1972 1973 1974 абс, руб. отн, % Валовая прибыль 21,10 21,10 100,00 Общая рентабельность 5,21 5,21 100,00 Прибыль 16,20 16,20 100,00 Рентабельность продукции 4,00 4,00 100,00 Выручка от реализации 220,40 497,10 276,70 55,66 Оборачиваемость (оборотных средств (дни)) 109,60 109,60 100,00 Себестоимость товаров 311,00 539,50 228,50 42,35 В оптовых ценах товаров 190,00 311,00 560,00 249,00 44,46 Затраты на 1 рубль 1,00 0,96 -0,04 -3,80 Среднесписочная численность 131 263,00 132,00 50,19 Выработка на 1 сотрудника (руб) 1682 2 129,00 447,00 21,00 Отчет о прибылях и убытках Первая продукция хохломской росписи на угле брикетной фабрики Проблемы фабрики на начальном этапе «Ленинец» от 16 октября 1971 года:В редакцию газеты пришло письмо от художниц с жалобами на:проблемы и недостатки в их работе, среди них: теснота. «За рабочим столом места еще хватает, но посмотрите, что делается с продукцией! Почти вся она лежит на полу». неисправную вентиляцию;задержку зарплаты. «Зарплату девушкам, как и всем работникам хохломы, выдают с задержкой до пяти-шести дней. нарушения в режиме работы и трудовой дисциплине: «…Рабочий день у художников занят не полностью. Некоторые художницы вынуждены уходить на два-три часа раньше. Не всем хватает работы». 2.Деятельность творческо-экспериментальной группы под руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий и ведущие мастера фабрики «Липецкие узоры». Как известно, «Липецкие узоры» отличаются от Хохломской росписи. Хохлома имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой), а в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали используют и другие всевозможные цвета: голубой, белый, и др. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком. Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в г.Елец с целью изучения построения композиции широко известных Елецких кружев. М. Синева в последствии разработала прекрасные узоры по мотивам кружев, которые получили всеобщее признание: изделия, пользовались большим спросом. Марфа Федоровна Синёва Синева Марфа Федоровна Горьковской (н. Нижегородской) обл. Окончила Семеновскую профессионально-техническую школу, художественное отделение «Мастер хохломской росписи» в 1954. С 1954 по 1971 работала художником фабрики «Хохломская роспись» г. Семенова, в том числе и в творческой группе. Участник ВДНХ СССР (награждена золотой, серебряной, бронзовой медалями), всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, международных, областных персональных выставок. В 1969 присуждено звание лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина. Член Союза художников СССР с 1970 года.В 1971 переезжает в Липецк. Является одним из основоположников нового художественного центра с самобытной росписью ручной работы по дереву «Липецкие узоры». С 1971 на протяжении более 25 лет работала главным художником предприятия народных художественных промыслов «Липецкие узоры». Является автором форм, росписи более 300 уникальных произведении декоративно-прикладного искусства: «Набор для компота» (1960. дерево, роспись лак), «Декоративное панно» (1970, дерево, роспись, лак). «Набор для кваса» (1970, дерево, роспись, лак), ваза для фруктов «Свадебная» (1998, дерево, роспись, лак).Произведения хранятся в Русском музее г. Санкт-Петербурга, в Липецком обл. краеведческом музее, в Липецкой обл. картинной галерее, в краеведческом музее г. Семенова Нижегородской обл., в Нижегородском музее декоративно-прикладного искусства, в частных собраниях России, Франции, Германии, Италии, США, Японии. Прыткова Зинаида Васильевна 1930 году родилась в г. Семенов. В 1948 г. Закончила профессиональное техническое училище. Будучи мастером была приглашена на фабрику "Липецкие узоры» для обучения художественной росписи молодых художниц. Работала до выхода на пенсию в 1986 году. Получила звание заслуженный работник культуры 22 июля 1981 г. Участник выставок в ГДР, на ВДНХ. ПАЛЬЧЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВЕА И ЕЁ УЧЕНИЦА МАКАРЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА «Роспись по текстуре» придумали тоже художницы фабрики «Липецкие узоры» Пачуева Мария Фёдоровна и Пальцева Галина Николаевна. Роспись тульского самовара - это так же чисто липецкое достижение, получившее широкое распространение во всех регионах России с 1970-х годов. Попова Татьяна Михайловна 25.01.1954год.1973-1974 училась и работала на Соколе.1975-перешла на фабрику «Липецкие узоры».Художник пятого разряда Морозова Анна Николаевна 31.12.1949 года рождения.1971году поступила на курсы при фабрике «Липецкие узоры». Она входила в одну из первых учебных групп, которых тогда набрали при фабрике «Липецкие узоры.Входит в объединения «Липецкая ремесленная палата», «Творческие люди». Макаренко Елена Владимировна Макаренко Елена Владимировна после школы 9класс поступила в училище ПУ№6 в 1997году. Училась три года.Художник четвертого разряда.В ПУ№2 Елена Владимировна пришла работала с2009 по 2011год мастер производственного обучени ,в сентебре 2011года пришла работать в школу №61 . 3. Наиболее известные выставки и заказы фабрики «Липецкие узоры». Современное состояние предприятия. За 40-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» многократно являлась участником республиканских, зональных, областных, городских выставок, международных ярмарок, выставок, организатором которых является ассоциация НХП России: «Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные смотры-выставки «Молодые дарования». В 1977 г. фабрика выполняет крупный заказ к юбилею Октябрьской революции. Художниками фабрики было изготовлено более 120 наименований сувениров росписи на красном фоне, по фарфору, керамике, металлу. Также фабрике «Липецкие узоры» удалось завоевать переходящее Красное знамя обкома и горкома КПСС. О заказах фабрики в газетах «II Ленинское знамя» от 17 октября 1986г. «II Ленинское знамя» от 30 сентября 1979г. Крупные Заказы Крупные заказы фабрика изготавливала к 850-летию г. Москвы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, к спортивным мероприятиям: 0лимпиаде-80, «Кубок Кремля», «Хоккей с мячом», в память летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». Изделия мастеров можно встретить во всех угонках России и далеко за ее пределами. Современное состояние предприятия В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность составляла около 6 миллионов рублей. «Липецкие узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой налаженный бизнес в Москве новый директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей Алексеевич заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги. Финансовая ситуация на фабрике на сегодняшний день стабильна. Однако, как и любой другой промысел, относится к категории планово-убыточных. Благодаря поддержке из федерального и областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины практически всех стран. Ассортимент продукции обширный – более 250 видов изделий.Выход из кризисного финансового состояния стал возможен благодаря деятельности нового директора фабрики Некрылова А.А. Принципиально новая бизнес-политика способствует успешной реализации продукции на международном и общероссийском рынках фабрика «Липецкие узоры» Директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей Алексеевич. Заказы фабрики «Липецкие узоры» 1000 расписных весел было изготовлено в 2004 году для московских спортсменов, которые поступили на реализацию в столичные спортивные магазины. Изготовлению данного заказа послужило знакомство директора фабрики «Липецкие узоры» А. Некрылова и московской спортсменки Елены Пичугиной. Ей вручили синее весло, украшенное жар-птицей и цветами. Весло для каноэ на фабрике делали по всем правилам, из бука и липы. «Жизнь Липецка» от 18 февраля 2004г. Итоги работы Таким образом, организаторские способности Чалых Е.П. позволили создать благоприятные условия для творчества мастеров и избежать высокой конкуренции среди выпускников художественного училища г. Семенов, а так же, возможность передачи мастерства заинтересованной молодежи г. Липецка. Как следствие этого, мы наблюдаем оригинальное видоизменение орнаментальной композиции классической хохломы творческо-экспериментальной группой под руководством Марфы Синевой.