«Использование физкультминуток для снятия психического, интеллектуального и эмоционального напряжения младших школьников»
Статья
«Использование физкультминуток для снятия психического, интеллектуального и эмоционального напряжения младших школьников»
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка; с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Во время проведения занятий дети сидят за столом и выполняют сложные задания, которые требуют от них сложнокоординированных движений и решений различных образовательных задач.
А механизм, обеспечивающий эти движения, еще не сформирован. Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в статическом движении, находятся в состоянии напряжения. Такое состояние приводит к общему утомлению ребенка.
Для снятия такого напряжения на своих занятиях уже не первый год применяю физкультминутки, главной задачей которых является снятие психологического, интеллектуального и эмоционального перенапряжения.
В настоящее время широко применяю нетрадиционные формы оздоровления интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка. К ним относятся – упражнения для расслабления мышц глаз, мелких мышц руки, мимики, элементы психогимнастики, гимнастики мозга, двигательные паузы.
Упражнения для расслабления мышц глаз
Вот одно из таких упражнений. Садимся за стол. Быстро трём ладони рук одна о другую несколько секунд, чтобы согреть и электрически зарядить. Накладываем их на глаза так, чтоб пальцы крестообразно пересеклись над переносицей. Ладони должны быть слегка вогнуты, как ложечка, чтоб под ними глаза могли свободно моргать. Середина ладони должна находиться напротив зрачка, а вокруг глаза ладонь должна лежать плотно, чтоб создать полную темноту, даже при открытых глазах. Локти при этом можно поставить на стол или на колени, если стола рядом нет. Так сидим три-пять минут. Мысли пусть будут спокойными, расслабьтесь сами и расслабьте ваши глаза.
Перед тем как снимать ладони с глаз, быстро-быстро поморгайте, это тоже очень хорошо расслабляет мышцы глаз. Убрав ладони, помассируйте кулачками глаза и затем открывайте, снова поморгав. Вы сразу же почувствуете, что краски предметов стали насыщеннее, а очертания – чётче. Это упражнение называется «Пальминг» и помогает расслабить на только мышцы глаз, но и нервные окончания.
Расслабляем тело
1. «Напряглись – расслабились».
В положении стоя или сидя ребенку нужно напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога).
2. «Силач».
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь; раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
3. «Раскачивающееся дерево».
Ребенок изображает дерево: корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Можно выполнять как сидя, так и стоя.
Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом (ель, береза и ива по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган).
Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед. Ветер стихает, должен выпрямиться и тянуться к солнцу (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
Расслабляем руки
1. Разминка и расслабление. Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.
2. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их:
1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх;
2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой;
3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по 1 паре пальцев.
3. «Змейки». Ребенку нужно представить, что его пальцы – маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).
.
Развиваем мелкие мышцы рук.
Они имеют огромное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Их можно использовать практически на всех занятиях, в разных возрастных группах. При этом будут достигаться не только цели активизации и развития творческого потенциала, но будет обогащаться и эмоциональная сфера, психофизическая релаксация.
Массаж ладоней. Стимулирующее воздействие массажа изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.
1. Аленький цветочек
Как у Насти маленькой
Есть цветочек аленький,
А его лепестки –
Это пальцы у руки.
(Раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Учим Настеньку считать!
(Тем же указательным пальцем поглаживаем каждый палец от основания до подушечки и надавливаем на нее.)
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи.
2 .Каждый пальчик – ловкий мальчик
(соединение одноименных пальцев рук)
Пальцы выпрямлены ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.
Мы катались (указательные)
На качелях (средние)
Нас кружили (безымянные)
Карусели (мизинцы)
Мы устали, мы устали (большие пальцы «обнимаются»)
Ох! (руки ложатся на колени).
Элементы психогимнастики.
При проведении этих игр происходит следующее:
- развитие воображения;
- психофизическая релаксация;
- снимается интеллектуальная и эмоциональная напряженность;
- гармонизация отношений с другими людьми.
Насос и мяч
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «с». Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает шланг насоса Из мяча с силой выходит воздух «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.
Гимнастика мозга
Гимнастика мозга (или кинезиологические упражнения) представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые способствуют развитию мозолистого тела, (межполушарное взаимодействие), повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания.
Они помогают обучающимся раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле.
Правое полушарие коры головного мозга – эмоциональное, левое – рационально-логическое. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощения) правого эмоционального полушария. Мальчики же истощаются информационно, когда у них снижается активность левого полушария.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
«Лезгинка»Левая ладонь повернута к себе, пальцы рук в кулак, а большой в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Одновременна смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски –
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
К гимнастике мозга также относятся дыхательные и глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии умственной деятельностью, обогащают организм кислородом, улучшают вентиляцию легких. А при остаточных явлениях простудных заболеваний помогают отхождению мокроты.
Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария и способствует успокоению и релаксации.
Дыхание через правую ноздрю активизирует левое полушарие, способствуя решению рациональных задач.
Вдох – при потягивании, выпрямлении. Выдох – во время приседаний, наклонов, поворотов.
Оса (дыхание с препятствием)
Вдох через нос, на выдохе произносить звук «з – з – з»
Упражнение с комбинированным дыханием
Са – са – са – хитрая лиса.
Цо – цо – цо – хитрое лицо..
Ас – ас – ас – мы купили квас.
Иц – иц - иц – мы покорми птиц.
Глазодвигательные упражнения.
Нужны для развития межполушарного взаимодействия. Зрительная система ребенка еще функционально и анатомически незрелая, а зрительная нагрузка на занятиях значительная.
Оса
Са – са – Са – прилетела к нам оса.
Прямую руку вперед, фиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Прослеживать взглядом движение пальца вправо – влево. Голова неподвижна, следят за движением пальца вверх – вниз.
Сы – сы – сы – испугались мы осы!
Описывают в воздухе круг и сопровождают движение взглядом.
Са – са – са – улетай скорей, оса!
Круговое движение в другую сторону.
Ай – ай – ай – ты нас больше не пугай!
Руки за спину, покачивания головой.
Ой – ой – ой – побежали мы домой!
Моргать глазами.
Упражнения и задания на развитие мелких мышц лица и мимики.
В практике дошкольных учреждений этому уделяется более чем скромное место. Вот поэтому дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями. Их лица эмоционально невыразительные, словно застывшие.
Самомассаж лица и шеи вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
1.Пчелка мешает спать (игра мышц лица)
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает.
Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос.
Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх – вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.
2. Старый гриб (страдания и печали)
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
3.Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
ЛИТЕРАТУРА 1.Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993. 2.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
13PAGE 15
13PAGE 14715