Мастер-класс по теме Новые подходы в развитии речи младших школьников на уроках литературного чения ОС Школа 2100


Новые подходы в развитии речи младших школьников на уроках литературного чтения ОС «Школа 2100» Учитель ВККБеленова Елена Николаевна (технология продуктивного чтения). Литература – это искусство слова, приобщение к целостному восприятию действительности, основа формирования личности.(Н. Светловская) формирование читательской компетенции обучающихся. формирование техники чтения и приёмов понимания анализа текста;введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений ;значительное обогащение словаря, овладение речевой и коммуникативной культурой;приобщение обучающихся к литературе как искусству слова, через введение элементов анализа текста.Развитие связной речи. Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника. Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму). * 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтенияЧитаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. ЖИЗНЬ: * Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) * 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.)Цель – понимание текстов.Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста.Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. Концептуальная беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся. 1.Я нашел удивительную берестяную трубочку. В (Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили) Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?) 2.И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!) Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!) «Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал. Берестяная трубочка. М.Пришвин До чтения: Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке?Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту. Чтение один из источников мышления и умственного развития.(В.А.Сухомлинский)