Профессиональный рост учителя как фактор повышения качества образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ессентуки
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №7
Горепекина Екатерина Васильевна
2010 год
Реализация новой политики в образовании немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом, большим творческим потенциалом, способного не только трудиться в условиях рыночных отношений, но и занимать ведущие интеллектуально - культурные позиции в обществе.
Верно отмечено, что слово учитель имеет двойное значение:
в узком понимании - это преподаватель, тот, кто учит детей, открывает перед ними широкое окно в мир знаний и побед человеческого разума;
в широком смысле - это высокоавторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на моральный и духовный облик людей. Испокон веков главным учительским делом считалось обучать детей основам наук, «помещать» в их головы сведения о природе и обществе. Но если учитель ограничивался только передачей научного опыта человечества и добивался от учеников его усвоения, то он до конца не выполнял свою миссию. Всегда спрос с него был больше. С его именем всегда сопрягалось высочайшее звание - ваятель детской души. Но чтобы ваять, нужно быть скульптором собственной души.
В истинном учителе есть неизбывная тяга к передаче знаний, жажда вместе с учениками осваивать накопленный человечеством опыт, потребность продолжения своих знаний в других. Никогда не следует забывать старую, но вечно новую истину: учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
На разных этапах становления и совершенствования педагогического мастерства учитель постепенно обогащается и выходит на более высокий творческий уровень.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
психологическую и этико- педагогическую эрудицию;
профессиональные способности;
педагогическую технику;
определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Основа мастерства – необходимое, но не достаточное условие профессионализма: без нее нет хорошего педагога, без нее нельзя рассчитывать на успех в обучении, однако наличие такой основы еще не означает, что учитель автоматически становится педагогом – мастером.
Чтобы достичь мастерства:
во- первых, педагог должен полностью овладеть системой профессионально- педагогических знаний, умений и навыков;
во- вторых, должен быть накоплен опыт творческой педагогической деятельности;
в- третьих, должны быть полностью сформированы личностные, профессионально- значимые качества педагога.
Таким образом, основу педагогического мастерства составляют: личность педагога, знания и педагогический опыт.
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно- методическая деятельность, которая предполагает:
постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;
ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценки;
·
умение дать самоанализ собственной педагогической деятельности и многое другое.
Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым шагом к педагогическому мастерству является творчество.
«Творчество радиоактивно,- говорил писатель Юрий Олеша.- Происходит известный в психологии процесс «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие собственной работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой».
Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер ( «Не боги горшки обжигают»). Одной из форм повышения профессионального мастерства учителя является наставничество. Современный словарь по педагогике так трактует это понятие: наставничество- одна из форм педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога- мастера. Школьное наставничество является формой индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества.
Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей ;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника- это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом.
Уровень педагогической техники учителя является одним из важных признаков мастерства учителя.
В современной педагогике есть ряд авторских методик , позволяющих определить уровень педагогического мастерства учителя.
По итогам самооценки учителей можно получить определенную картину об уровне педагогического мастерства учителей школы.
Очень важно проанализировать условия, способствующие росту педагогического мастерства и препятствующие этому росту.
Представляется важным выбор учителями форм повышения квалификации.
Не менее важно определить и направления совершенствования профессиональных знаний учителя.
Важным признаком мастерства является и владение современными методами обучения.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных , условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся ( вне зависимости от контингента учащихся).
Необходимо учитывать, что овладение педагогическим мастерством является вершиной профессионального роста учителя .Мастерство учителя- это синтез личностно- деловых качеств и свойств личности учителя, определяющий высокую эффективность педагогического процесса и качество образования.
Профессиональный рост учителя -
важный фактор повышения
качества образования