Дополнительная образовательная программа Генетический калейдоскоп
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Утверждена
На научно-методическом совете
Протокол № 3_ от 14.10._2014 г.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Дополнительная образовательная программа
эколого-биологического направления
для обучающихся 7-11 классов
Срок реализации: один год
Автор: Маюрова Марина Валентиновна,
педагог дополнительного образования
СУРГУТ, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Генетика – интегрирующая дисциплина, пронизывающая все направления современной биологии. Достижения генетики сегодня являются ключевым фактором прогресса в изучении сложных биологических процессов и систем на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях.
Программа «Генетический калейдоскоп» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО № госрегистр. 698 пед/сп. от 31 декабря 2005 г).
Современная наука обладает огромным арсеналом средств для наблюдения за объектами живой природы, аналитической обработки данных и построения прогнозов. Цель учебного объединения «Генетический калейдоскоп» заинтересовать обучающихся перспективами работы по закономерностям генетики. Для этого необходимо познакомить их с особенностями наследования признаков, генетическими законами, расширить и углубить знания по биологии, систематике, экологии растений и животных, познакомить с работами советских и зарубежных исследователей.
Направленность дополнительной образовательной программы «Генетический калейдоскоп» - эколого-биологическая. Образовательная область в сфере естествознания: генетика.
Цель образовательной программы «Генетический калейдоскоп» - формирование у обучающихся ценностного отношения к природе в процессе изучения генетики, привлечение к научным исследованиям, развитие творческого потенциала.
Задачи:
1. Организовать практическую, исследовательскую деятельность обучающихся.
2. Организовать сотрудничество с научными сотрудниками ВУЗов города, региона, России, специалистами управления по природопользованию и экологии Администрации города.
3. Выработать понимание фундаментальных законов генетики.
4. Научить решать генетические задачи.
5. Научить проводить эксперименты по скрещиванию растительного и животного материала.
6. Научить анализировать полученные в ходе экспериментов результаты.
При разработке программы учитывались статьи федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ), «О дополнительном образовании в РФ», основные положения «Стратегии развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года», «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р), программы развития станции юных натуралистов в следующих проектах: «Проект предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Проект по работе с одаренными детьми «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия».
Педагогическая целесообразность, актуальность программы и ее новизна
Программа «Генетический калейдоскоп» была создана для обучающихся заинтересованных в изучении генетики. По своей сути она является экспериментальной и нацелена на приобретение школьниками навыков научной работы. Новизна программы проявляется в объединении биологического, психологического и исследовательского подходов к изучению системы Человек - Природа, позволяющее ребенку определить свое место в мире, почувствовать единство с миром природы.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что большинство программ по экологическому обучению ориентировано на проведение, в основном, аудиторных занятий, в них недостаточно используется обучение непосредственно через эксперименты. В предлагаемой программе «Генетический калейдоскоп» около 60% часов отводится проведению практических занятий, экспериментов. При проведении исследований школьники учатся наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, т.е. на практике овладевают методами анализа и синтеза, развивают логическое мышление.
Обучающиеся по программе «Генетический калейдоскоп» являются членами научного общества станции юных натуралистов «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия». Участвуют в конференциях молодых ученых разного уровня (городские, окружные, региональные, областные, всероссийские, международные). Участвуют в конференциях молодых ученых разного уровня (городские. у таких крупных озер нашей страны как Байцкал.
Общие сведения о программе.
Возраст обучаемых – 13-17 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю: 3 часа; в год:105 часов.
Данная программа является одной из подпрограмм проекта «Креативная лаборатория «Исследование социоэкологического равновесия» (научное общество обучающихся)
Краткое описание методики преподавания.
При реализации программы учитываются такие принципы обучения, как индивидуальность каждого из воспитанников, доступность подачи материала, преемственность и результативность. Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Необходимые теоретические знания даются путем лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед определенным учеником ставится проблема, и он должен самостоятельно найти ответ (решение) данной проблемы. Практические навыки и умения вырабатываются на практических занятиях, экспериментах.
В качестве одной из основных форм обучения предусматривается вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу. Исследовательская деятельность, пронизывающая все этапы обучения, дает возможность развития у воспитанников важнейшего инструмента оперативного освоения действительности - методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Исследовательская деятельность позволяет обучающимся выйти в культурное пространство самоопределения. Воспитанник оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Исследовательская деятельность дает возможность испытать свои силы в научной среде.
В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у нее профессионально-ориентированных установок. В такой среде происходит самообучение и саморазвитие, включаются механизмы внутренней активности обучаемого, происходит гуманизация содержания образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами. Это обеспечивает воспитаннику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Отбор содержания, методов и форм деятельности производился таким образом, чтобы процесс образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания. Развитию способности самостоятельно организовывать и обобщать информацию воспитанникам помогает участие в различных конференциях, где каждый имеет возможность узнать, чем занимаются его ровесники из других регионов страны. Обучающиеся широко используют информационные технологии, учатся представлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в электронном виде в форме презентаций и веб-страниц.
При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие репродуктивные технологии: традиционного обучения, дифференцированного обучения, полного усвоения знаний. Кроме того, используются технологии проблемного обучения, технологии игры, дискуссии, технологии обучения как исследования. Широко используются алгоритмические технологии: программированного обучения; модульного обучения (классификация Кларина). Приоритетными являются технологии исследовательского и личностно-ориентированного обучения.
Ожидаемые педагогические результаты, методы их оценки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Генетический калейдоскоп»
Ожидаемыми результатами можно считать:
сформированное у обучающихся ценностное отношение к природе,
продвижение ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы «Генетический калейдоскоп», которое поможет ему увидеть ступени собственного развития и простимулируют это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка;
углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о генетических законах;
овладение навыками эксперимента, обработки и анализа материала;
развитие мотивации личности воспитанника к познанию окружающего мира, развитие логического мышления, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых экосистем, развитие умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли;
максимальная реализация каждого из воспитанников, его предметное, социальное, профессиональное и личностное самоопределение;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Одним из основных результатов освоения данной программы обучающимися можно считать успешное выступление школьников с исследовательскими работами по вопросам экологии водных систем на научных конференциях различного уровня. Показательным является присуждение юннатам призовых мест. Лучшие исследовательские работы обучающихся курса «Генетический калейдоскоп» напечатаны в различных сборниках.
При реализации программы используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование, ответы на контрольные вопросы, анализ результатов конкурсов, научных конференций.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков по программе «Генетический калейдоскоп» предусматривает несколько этапов и уровней.
Входной, промежуточный и итоговый контроль образовательных результатов проводится в форме тестирования с использованием комплекса методик, разработанных В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо
Промежуточный контроль.
Тестовая проверка.
Тестовый контроль знаний предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний. Проводится при изучении каждой из тем курса в ходе учебных занятий. Для тестового опроса используются разработанные автором тесты по генетике.
Творческое использование полученных знаний и умений в научно-исследовательской работе.
Проверка знаний на уровне «переноса», т.е. умение творчески использовать знания для решения новых проблем, предполагает разработку учащимися конкретной научно-исследовательской темы экологического направления, написание исследовательской работы и ее защиты.
Промежуточный контроль знаний обучающихся проводится не только в масштабах СЮН, но он предусматривает участие в станционных, городских, окружных, региональных, областных и Всероссийских научных конференциях молодых ученых, конкурсах и слетах.
Итоговый контроль.
Итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится по сумме показателей за все время обучения на курсе. Обучающиеся получают свидетельство об окончании данного курса.
Учебно-тематический план
№ занятия
Тема
В часах
Всего часов
Теоретические
Практические
Форма контроля
1
Введение в генетику
3
3
–
Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Законы И.Г. Менделя
9
3
6
-
2
Гибридологический метод как основа генетического анализа
3
1
2
3
Моногибридное скрещивание.
3
1
2
4
Дигибридное и полигибридное скрещивания
3
1
2
тест
Наследование при взаимодействии генов
6
6
-
5
Наследование и наследственность
3
3
6
Аллельные и неаллельные взаимодействия генов
3
3
тест
Генетика пола и сцепленное с полом наследование
15
8
7
7
Генетика пола и сцепленное с полом наследование
3
2
1
8
Дифференциация и переопределение пола в онтогенезе
3
1
2
9
Наследование "крест-накрест" ("крисс-кросс")
3
1
2
10
Сцепление, кроссинговер и локализация генов в хромосомах
3
1
2
11
Внеядерная (цитоплазматическая) наследственность
3
3
–
тест
Изменчивость генетического материала
21
13
8
12
Классификация изменчивости. Мутационная изменчивость.
3
1
2
13
Генные мутации, прямые и обратные.
3
1
2
14
Хромосомные перестройки
3
3
-
15
Геномные мутации.
3
3
-
16
Цитоплазматические мутации, их природа и особенности
3
3
-
17
Модификационная изменчивость
3
1
2
18
Генетические последствия загрязнения окружающей среды физическими и химическими мутагенами.
3
1
2
тест
Генные механизмы наследственности
9
7
2
19
Структура и функция гена
3
3
-
20
Молекулярные механизмы наследственности
3
3
-
21
Генетические основы
онтогенеза
3
1
2
тест
Генетика популяций
15
9
6
22
Популяции, ее генетическая структура.
3
1
2
23
Действие отбора как направляющего фактора эволюции популяций
3
1
2
24
Гетерозиготность в популяциях. Наследственный полиморфизм популяций
3
1
2
25
Генетические основы
Эволюции. Значение генетики в развитии эволюционной теории
3
3
-
26
Наследование прокариот
3
3
–
тест
Генетика человека
6
3
3
27
Методы изучения генетики человека
3
2
1
28
Проблемы медицинской генетики
3
1
2
тест
Генетические основы селекции
18
6
12
29
Селекция как наука и как технология.
3
1
2
30
Источник изменчивости для отбора.
3
1
2
31
Системы скрещивания в селекции растений и животных
3
1
2
32
Методы отбора
3
1
2
33
Роль агротехнических и зоотехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений и пород животных.
3
1
2
34
Основные достижения селекции растений, животных и микроорганизмов
3
1
2
35
Итоговое занятие
3
3
конференция
Итого
105
58
47
Содержание программы
Введение (3 ч)
Генетика – наука о закономерностях наследственности, наследования и изменчивости, ее место в системе естественных наук. Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости. Основные подходы исследования наследственности и изменчивости организмов (молекулярный, хромосомный, клеточный, организменный, популяционный).
Объекты генетики. Генетический анализ и его составляющие (гибридологический, цитологический, математический, мутационный, молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционный и т.д.). основные положения гибридологического анализа. Связь генетики с другими науками и отраслями биологии, сельского хозяйства и медицины.
Основные этапы развития классической генетики (теория пангенезиса Ч. Дарвина, открытие законов наследственности Г. Менделем, ядерная гипотеза наследственности Т.Моргана, открытие закона гомологических рядов Н.И. Вавиловым, разработка методов популяционной генетики С.С.Четвериковым, теория индуцированного мутагенеза Г.А. Надсона, Г.С. Филиппова и Г.Меллера, доказательство сложной структуры гена А.С. Серебровским); основные этапы развития молекулярной генетики (создание концепции “один ген – один фермент”), установление генетической роли нуклеиновых кислот, открытие обмена генетической информацией у бактерий. Основные разделы современной генетики: молекулярная генетика, цитогенетика, иммуногенетика, биохимическая и физиологическая генетика. Радиационная генетика, генетика популяций, онтогенетика, математическая генетика, экологическая генетика. Генетика микроорганизмов, растений, животных и человека.
Практическое значение генетики для сельского хозяйства, биохимической промышленности, для медицины и педагогики.
Мировоззренческое значение генетики и ее место в курсе общей биологии в средней школе.
Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Законы Менделя (9 ч)
2.Гибридологический метод как основа генетического анализа. Особенности наследования при бесполом размножении клеток и организмов. Наследование в клонах.
Принципиальное значение метода генетического анализа разработанного Г.Менделем, - анализ наследования отдельных альтернативных пар признаков, использование константных чистолинейных родительских форм, индивидуальный анализ потомства гибридов, количественная оценка результатов скрещивания.
Генетическая символы, термины (ген, аллель, признак, аллели дикого типа и мутантные и их обозначение, гаметы, гомозигота и гетерозигота, фенотип и генотип). Правила записи скрещивания.
Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя. Особенности методических подходов. Доминантные и рецессивные признаки. Явление гомозиготности и гетерозиготности. Второй закон Г.Менделя. Характер расщепления признаков во втором поколении по генотипу и фенотипам. Полное и неполное доминирование. Представление об аллелях. Множественный аллелизм. Генетическая основа множественного аллелизма. Правило “чистоты” гамет. Цитологические механизмы расщепления. Условия выполнения 2-го закона Г.Менделя. проверка закона методом (2. Анализирующее скрещивание и его значение для генетического анализа. Возвратное скрещивание. Генетические символы и термины.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Особенности наследования признаков при ди- и полигибридном скрещивании. Принципы независимого наследования. Третий закон Менделя. Расщепление по генотипу и фенотипу. Математические формулы расщепления (определение возможного числа гамет, генотипов, фенотипов, генотипических классов) при полигибридном скрещивании. Расчет частоты появления определенных генотипов потомства при ди- и тригибридном скрещивании. Наследование при дигибридном, полигибридном и анализирующем скрещиваниях.
Практические и лабораторные работы:
П\р №1 «Генетический анализ закономерностей наследования при внутривидовой гибридизации».
П\р №2 «Знакомство с основными правилами гибридологического метода генетического анализа Г.Менделя. Правила постановки скрещиваний на дрозофилах»
П\р №3 «Моногибридное скрещивание на растительных объектах (горохе посевном)».
П\р№4 «Анализ гибридов первого и второго поколений».
П\р №5 « Анализирующее, возвратное скрещивания. Статистическая обработка результатов».
Тест: оценка знаний по теме: «Моно-, ди- и полигибридное скрещивания.
Наследование при взаимодействии генов
5.Наследование и наследственность. Принципы наследственности, вытекающие из законов наследования, открытых Менделем. Неполное доминирование. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу при моно- и дигибридном скрещивании.
Особенности расщепления признаков. Характер наследования группы крови у человека.
Летальное действие гена и особенности расщепления признаков.
6.Аллельные и неаллельные взаимодействия генов. типы аллельных взаимодействий (доминантно-рецессивное, неполное доминирование, кодоминирование, межаллельная комплементация).
Доминантно-рецессивное взаимодействие и его генетическая основа. Характер расщепления по генотипу и фенотипу. Примеры. Доминантно-рецессивное состояние генов и наследственные заболевания человека (альбинизм, фенилкетонурия, ахондроплазия, полидактилия и брахидактилия).
Типы неаллельного взаимодействия генов (комплементарность, эпистаз, полимерия, действие генов модификаторов, плейотропия).
Комплементарное действие гена и его генетическая основа. Характер расщепления признаков. Примеры. Эпистаз. Типы эпистаза (доминантный и рецессивный) и особенности наследования признаков. Полимерия (кумулятивная и некумулятивная). Характер расщепления признаков. Распространенность в природе. Генетическая основа процесса. Действие генов модификаторов. Особенности проявления признаков. Влияние внешней среды на действие генов.
Генетика пола и сцепленное с полом наследование
7. Генетика пола и сцепленное с полом наследование. Биология пола у животных и растений, первичные и вторичные половые признаки. Относительная сексуальность у одноклеточных организмов.
Хромосомная теория определения пола. Гомо- и гетерогаметный пол. Генетические и цитологические особенности половых хромосом. Гинандроморфизм.
Балансовая теория определения пола. Половой хроматин. Генетическая бисексуальность организмов. Проявление признаков пола при изменении баланса половых хромосом и аутосом. Интерсексуальность.
8. Дифференциация и переопределение пола в онтогенезе. Гены, ответственные за дифференциацию признаков пола. Естественное и искусственное (гормональное) переопределение пола.
Соотношение полов в природе и проблемы его искусственного регуляции. Практическое значение регуляции соотношения полов в шелководстве и др.
9. Наследование признаков, сцепленных с полом при гетерогаметности мужского и женского пола в реципрокных скрещиваниях. Наследование "крест-накрест" ("крисс-кросс"). Характер наследования признаков при нерасхождении половых хромосом как доказательство роли хромосом в передаче наследственной информации.
Сцепление, кроссинговер и локализация генов в хромосомах
Явление сцепления генов. Расщепление в потомстве гибрида при сцепленном наследовании и отличие его от наследования при плейотропном действии гена.
Основные положения хромосомной теории наследственности Т.Моргана. генетическое доказательство перекреста хромосом. Величина перекреста и линейная генетическая дискретность хромосом. Одинарный и множественный перекресты хромосом. Понятие об интерференции и коинциденции. Определение групп сцепления. Соответствие числа групп сцепления гаплоидному числу хромосом. Локализация гена. Генетические карты растений, животных и микроорганизмов.
Внеядерная (цитоплазматическая) наследственность
Цитологическое доказательство кроссинговера. Учет кроссинговера при тетрадном анализе. Перекрест на хроматидном уровне. Гипотетические механизмы перекреста. Мейотический и митотический росссинговер. Соматический мозаицизм. Неравный кроссинговер. Сравнение цитологических и генетических карт хромосом.
Влияние структуры хромосом пола и функционального состояния организма на частоту кроссинговера. Генетический контроль конъюгации хромосом и частоты кроссинговера. Влияние факторов внешней среды на кроссинговер. Роль перекреста хромосом и рекомбинации генов в эволюции и селекции растений, животных и микроорганизмов.
Нехромосомное (цитоплазматическое) наследование. Относительная роль саморепродуцирующихся органоидов цитоплазмы и ядра в наследовании. Особенности нехромосомного (цитоплазматического) наследования и методы его изучения. Плазмидное наследование. Содержащие ДНК цитоплазматические органоиды клетки. Наследование через пластиды и митохондрии. Особенности организации генома митохондрий. Плазмогены. Цитоплазматическая мужская стерильность. Эндосимбиоз. Понятие о плазмоне. Генотип как система.
Практические работы:
П\р №6 Наследование при взаимодействии генов на растительных объектах (на примере пшеницы с различной окраской околоплодника).
П\р№7 Наследование при взаимодействии генов на примере дрозофилы.
П\р№8 Анализ результатов первого и второго поколений.
П\р№9 Разбор схем скрещиваний.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТРИАЛА
Классификация изменчивости. Понятие о наследственной генотипической изменчивости (комбинативная и мутационная) и ненаследственной фенотипической (модификационная, онтогенетическая) изменчивости. Наследственная изменчивость организмов как основа эволюции. Роль модификационной изменчивости в адаптации организмов значение ее для эволюции и селекции.
Мутационная изменчивость. Принципы классификации мутаций. Генеративные и соматические мутации. Классификация мутаций по изменению фенотипа – морфологические, биохимические, физиологические. Различие мутаций по их адаптивному значению: летальные и полулетальные, нейтральные и полезные мутации; относительный характер различий мутаций по их адаптивному значению. Понятие о биологической и хозяйственной полезности мутационного изменения признака. Генетические коллекции мутантных форм и их использование в частной генетике растений, животных и микроорганизмов. Значение мутаций для генетического анализа различных биологических процессов.
Классификация мутаций по характеру изменений генотипа: генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические.
Генные мутации, прямые и обратные. Множественный аллелизм. Механизм возникновения серий и множественных аллелей. Наследование при множественном аллелизме.
Хромосомные перестройки. Внутрихромосомные перестройки: нехватки (дефишенси и делеции), умножение идентичных участков (дупликации), инверсии. Межхромосомные перестройки – транслокации. Особенности мейоза при различных типах внутри и межхромосомных перестроек. Цитологические методы обнаружения хромосомных перестроек, механизмы возникновения. Дискретность и непрерывность в организации наследственного материала. Значение хромосомных перестроек в эволюции.
Геномные мутации. Умножение гаплоидного набора хромосом – полиплоидия. Фенотипические эффекты полиплоидии. Искусственное получение полиплоидов. Автополиплоидия. Расщепление по генотипу и фенотипу при скрещивании автополиплоидов. Аллополиплоидия. Мейоз и наследование у аллополиплоидов. Амфиполиплоидия как механизм получения плодовитых аллополиплоидов (Г.Д.Карпеченко). Ресинтез видов и синтез новых видовых форм. Полиплоидные ряды. Значение полиплоидов и эволюция в селекции растений. Естественная и экспериментальная полиплоидия у животных.
Анеуполиплоидия (гетероплоидия): нулисомики и моносомики, полисомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеупдоидов. Жизнеспособность и плодовитость анеуплоидных форм.
Цитоплазматические мутации, их природа и особенности.
Спонтанный мутационный процесс и его причины. Закон гомологических рядов и наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.
Индуцированный мутационный процесс. Влияние ультрафиолетовых лучей, ионизирующих излучений, температуры, химических и биологических агентов на мутационный процесс. Основные характеристики радиационного и химического мутагенеза.
Молекулярные механизмы мутагенеза. Мутации как ошибки в осуществлении процессов репликации, репарации и рекомбинации. Молекулярная природа генных мутаций – замены нуклеотидных пар, сдвиги рамки считывания. Специфичность действия мутагенов и проблема направленного мутагенеза.
Модификационная изменчивость. Генетическая однородность материала как необходимое условие изучения модификационной изменчивости. Ненаследственная изменчивость как изменение проявления действия генов при реализации генотипа в различных условиях среды. Понятие о норме реакции.
Математический метод как основной при изучении модификационной изменчивости. Нормальное распределение – ее главная закономерность. Константы вариационного ряда и их использование для выявления роли генотипа в определении нормы реакции.
Генетические последствия загрязнения окружающей среды физическими и химическими мутагенами. Количественные методы учета мутаций на разных объектах. Чувствительные тест-системы для выявления мутагенов среды и оценки степени генетического риска.
Роль физиологических и генетических факторов в определении скорости спонтанного и индуцированного мутационного процесса.
Практические работы:
П\р №10 Решение задач на взаимодействие генов.
П\р№11 Наследование признаков сцепленных с полом на примере дрозофилы.
П\р №12 Постановка прямого и обратного скрещиваний. Анализ результатов в первом и втором поколениях.
П\р №13 Решение задач на сцепленное с полом наследование, кроссинговер.
Генные механизмы наследственности
Структура и функция гена. Представления школы Т.Моргана о строении и функции гена: ген как единица мутации, рекомбинации, функции. Рекомбинационный, мутационный и функциональный критерий аллелизма.
Формирование современных представлений о структуре гена. Работы А.С.Серебровского (1929) по ступенчатому аллеломорфизму на дрозофиле. Концепция псевдоаллелизма. Кризис «теории гена». Работа Дж. Бидла и Е.Тейтума (1941) над созданием концепции «один ген - один фермент» на Neurospora crassa.
Рекомбинационный анализ гена. Опыты С.Бензера (1961) на фаге Т4, доказывающие мутационную и рекомбинационную делимость генов. Функциональный тест на аллелизм (цис-транс-тест).
20. Молекулярные механизмы наследственности.
а) Генетическая роль ДНК и РНК и ее доказательство. Опыты Ф.Гриффита (1928), О.Эйвери, К.Мак-Леод и М.Мак-Карти (1944) на пневмококках. Строение ДНК и РНК. Видовая специфичность нуклеотидного состава ДНК. Типы молекул ДНК и РНК у эукариот, прокариот и вирусов (линейные двухцепочечные ДНК, кольцевые двухцепочечные и одноцепочечные ДНК, линейные двухцепочечные и одноцепочечные РНК).
в) Генетический код и его характеристика. Свойства генетического кода (триплетность, универсальность, неперекрываемость, отсутствие разделительных знаков, линейность, колинеарность, вырожденность, наличие инициирующих и терминирующих кодонов. Доказательство триплетности кода Ф.Криком (1961). Работы М.Ниренберга, Дж.Маттеи (1961) и С.Очоа (1962) по изучению генетического кода. Окончательная расшифровка генетического кода М.Ниренбергом и П.Ледером (1965). Биологическое значение генетического кода.
Искусственный синтез гена и перспективы исследований в этой области.
Генная инженерия бактерий, животных и растений. Методические подходы. Искусственный синтез генов. методы выделения генов и включения их в состав векторов. Ферменты генной инженерии (лигазы, рестриктазы, полимеразы и др.).
Генетические основы онтогенеза. Онтогенез как реализация программы развития в определенных условиях внешней и внутренней среды. Генетические основы дифференцировки. Первичная дифференциация цитоплазмы яйцеклетки до оплодотворения.
Регуляция активности генов в связи с деятельностью желез внутренней секреции.
Генотип и фенотип. Управление онтогенезом. Роль витаминов, гормонов и других биологически активных соединений в индивидуальном развитии и их значение для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных и растений. Понятие об экспрессивности и пенетрантности гена. Значение единства внутренней и внешней среды в развитии организма.
Онтогенетическая изменчивость. Онтогенетическая адаптация, значение генотипа в обеспечении пластичности организма на разных стадиях развития. Поведение животных как один из механизмов онтогенетической адаптации. Генетика поведения. Сигнальная наследственность, ее значение в процессе обучения и воспитания в человеческом обществе.
Дискретность онтогенеза. Стадии и критические периоды в развитии. Влияние экстремальных факторов внешней среды на процесс развития. Тератогенез, морфозы и фенокопии. Системный контроль генетических процессов.
П\р № 14. Генетические основы онтогенеза на примере пшеницы.
ГЕНЕТИКА ПОПУЛЯЦИЙ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ
22. Популяции, ее генетическая структура. Популяции организмов с перекрестным размножением и самооплодотворением. Учение В. Иогансена о популяциях и чистых линиях. Наследование в популяциях. Генетическое равновесие в панмиктической, менделевской популяции и его теоретический расчет в соответствии с законом Харди-Вайнберга.
23. Действие отбора как направляющего фактора эволюции популяций. Понятие об адаптивной (селективной) ценности генотипов и о коэффициенте отбора.
Факторы генетической динамики популяций. Роль инбридинга в динамике популяций. Процесс гомозиготизации. Роль мутационного процесса в генетической динамике популяций (С.С.Четвериков). Мутационный груз в популяциях. Возрастание мутационного груза в популяциях в связи с загрязнением окружающей среды физическими и химическими мутагенами. Ненаправленность мутационного процесса.
Популяционные волны (дрейф генов), их специфичность и роль в динамике генных частот.
24. Гетерозиготность в популяциях. Наследственный полиморфизм популяций.
25. Генетические основы Эволюции. Значение генетики в развитии эволюционной теории.
26. Наследование прокариот Вирусы, бактериофаги как объекты генетики. Механизмы вирусной инфекции. Мутации у бактериофагов и вирусов. Анализ рекомбинации у фагов.
Явления трансформации и трансдукции у бактерий – прямые доказательства роли ДНК в наследственности и наследственной изменчивости. Роль фагов и вирусов в процессе трансдукции. Плазмиды. Эписомы и их участие в переносе наследственной информации при конъюгации бактерий. Практическое использование достижений молекулярной генетики. Генная инженерия. Значение плазмид, эписом, профагов в генной инженерии. Ферменты, разрезающие и сшивающие ДНК (рестриктазы, лигазы). Преодоление эволюционных барьеров несовместимости при переносе наследственной информации путем генной инженерии.
Практические работы:
П\р №15 Закономерности наследования генов и их аллелей в популяциях.
П\р№16 Составление и анализ модельных панмиктических популяций при заданных частотах гамет.
П\р№17 Решение задач по действию отбора различной интенсивности.
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
27. Человек как объект генетических исследований. Методы изучения генетики человека. Генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый, онтогенетический и популяционный методы.
Генеалогический метод изучения характера наследования признаков. Анализ родословных.
Кариотип человека. Идеограмма хромосом человека, номенклатура. Хромосомные болезни человека и методы их диагностики.
Биохимический метод в генетике человека.
Значение комбинации цитогенетического и биохимического методов. Гибридизация соматических клеток как метод определения групп сцепления и локализации генов у человека.
Использование близнецового метода для разработки проблемы "Генотип и среда".
Выявление гетерозиготного носительства с помощью онтогенетического метода и значение его для медико-генетических консультаций.
Популяционный метод как метод определения частоты встречаемости и распределения отдельных генов среди населения. Изоляты.
28. Проблемы медицинской генетики. Наследственные болезни и их распространение в популяциях человека. Понятие о наследственных и врожденных аномалиях.
Генетическая концепция канцерогенеза. Иммуногенетика человека. Гемолитические аномалии. Болезни обмена веществ.
Причины возникновения врожденных и наследственных заболеваний. Генетическая опасность радиации, химических мутагенов и канцерогенов. Задачи медико-генетических консультаций. Евгеника.
Практические работы:
П\р№18 Основы генетики человека и медико-генетические консультации.
П\р№19 Решение задач по наследованию ряда признаков у человека по данным родословных.
П\р №20 Определение вероятности появления наследственно отягощенного потомства по заданным характеристикам родословной пробанда.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ
29. Генетика как теоретическая основа селекции. Значение частной и сравнительной генетики растений, животных и микроорганизмов в селекции.
Селекция как наука и как технология. Предмет и методы исследования. Учение об исходном материале в селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. Понятие о породе, сорте, штамме.
30. Источник изменчивости для отбора. Комбинативная изменчивость. Принципы подбора пар для скрещивания. Мутационная изменчивость. Использование индуцированной мутационной изменчивости в селекции растений и микроорганизмов (продуцентов, антибиотиков, витаминов, аминокислот). Роль полиплоидии в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений.
31. Системы скрещивания в селекции растений и животных. Инбридинг (инцухт). Линейная селекция. Аутбридинг. Отдаленная гибридизация.
Явление гетерозиса. Генетические механизмы гетерозиса, использование простых и двойных гибридов в растениеводстве и животноводстве. Производство гибридных семян на основе цитоплазматической мужской стерильности.
Наследуемость. Коэффициент наследуемости и его использование в выборе методов селекции.
32. Методы отбора. Индивидуальный и массовый отборы и их значение. Индивидуальный отбор как основа селекции. Сибселекция. Значение условий внешней среды для эффективности отбора.
Роль наследственности, изменчивости и отбора в создании пород животных и сортов растений.
33. Роль агротехнических и зоотехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений и пород животных.
34. Основные достижения селекции растений, животных и микроорганизмов. Перспективы достижения селекции в связи с успехами молекулярной генетики и цитогенетики.
Практические работы:
П\р № 21-22 Решение задач по наследованию ряда признаков у кошек породы британская короткошерстная по данным родословных.
П\р №23-24 Определение вероятности появления заданных окрасов у хомячков
П\р№25 Решение задач по наследованию ряда признаков у собак породы шелти по данным родословных
П\р №26 Решение задач по наследованию ряда признаков у крыс по данным родословных
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В конце обучения обучающиеся
знают:
– фундаментальные законы наследования и закономерности изменчивости;
– материал (представление) о структурно-функциональной единице наследственности – гене;
– генетические основы селекции;
– историю становления генетики и ее место в системе естественных наук.
умеют:
– решать генетические задачи по основным разделам генетики;
– давать краткие, четкие и исчерпывающие ответы на все предложенные преподавателем вопросы;
– находить логичную связь между основными разделами курса;
– составлять схемы скрещиваний, родословной, расположения генов, генетические рисунки и т.д.
владеют навыками:
– по постановке опытов по гибридизации растительных объектов и скрещиванию животных на примере хомячков, кошек, крыс.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы учитываются такие принципы обучения как индивидуальность каждого из воспитанников, доступность подачи материала, преемственность и результативность. Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. Необходимые теоретические знания даются путем лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед определенным учеником ставится проблема, и он должен самостоятельно найти ответ (решение) данной проблемы. Практические навыки и умения вырабатываются на лабораторно-практических занятиях, полевых занятиях, в походах, экскурсиях, экспедициях. На экскурсиях не только изучают физико-географические и биологические характеристики местных водоемов, но и проводят фенологические наблюдения, а также собирают материал для мини-зоопарка СЮН, для лабораторных занятий и опытных работ, для изготовления коллекций.
В учебном объединении большое внимание уделяется изготовлению учебно-наглядного материала, предметов экскурсионного снаряжения и т. п.
В качестве одной из основных форм обучения предусматривается вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу. Исследовательская деятельность, пронизывающая все этапы обучения, дает возможность развития у воспитанников важнейшего инструмента оперативного освоения действительности - методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Воспитанник оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Исследовательская деятельность дает возможность испытать свои силы в научной среде.
В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у нее профессионально-ориентированных установок. В такой среде происходит самообучение и саморазвитие, включаются механизмы внутренней активности обучаемого, происходит гуманизация содержания образования, выражающаяся в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами. Это обеспечивает воспитаннику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Отбор содержания, методов и форм деятельности производился таким образом, чтобы процесс экологического образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания. Развитию способности самостоятельно организовывать и обобщать информацию воспитанникам помогает участие в различных конференциях, где каждый имеет возможность узнать, чем занимаются его ровесники из других регионов страны. Обучающиеся широко используют информационные технологии, учатся представлять результаты своей научно-исследовательской деятельности в электронном виде в форме презентаций и веб-страниц.
На занятиях применяются репродуктивные технологии, такие как традиционного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии полного усвоения знаний. Кроме того, используются технологии проблемного обучения, технологии игры, технологии дискуссии, технологии обучения как исследования. Широко используются алгоритмические технологии: технологии программированного обучения; технологии модульного обучения (классификация Кларина).
Для проведения занятий требуется следующее:
Методическое обеспечение
Технические средства обучения
Весы учебные
Весы электронные (0,01-100 гр)
Бинокуляр МБС-10 (10 шт)
Микроскоп ученический (10 шт)
Столы лабораторные (5 шт)
Лампы настольные (5 шт).
Компьютер (1 шт)
Фотоаппарат (1шт)
Учебно-методические средства
Блокноты, карандаши
Фотографии, рисунки, живые объекты мини-зоопарка, таблицы.
Таблицы по определению качества вод по Николаеву
Работы кружковцев прошлых лет.
Комплект микропрепаратов.
Гербарии водных и околоводных растений
живые объекты растений и животных
Основная литература для преподавателя
Абрамова З.В., Карлинский О.А. Руководство к практическим занятиям по генетике.– Л.: Изд-во Колос, 1968.
Алиханян С.И. и др. Общая генетика.– М., 1985.
Беляев Д.К. Общая биология для 10-11 кл.– М., 1991
Беляев Д.К., Рувинский О.А. Общая биология 10-11 кл.– М., 1991.
Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике.– М.: Просвещение, 1979;
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.– М., 1989.
Лобашев М.Е. и др. Генетика с основами селекции.– М., 1979.
Орлова Н.Н. и соавт. Сборник задач по общей генетике: Учебн. пособие.–М.: Изд-во МГУ, 2001.–144 с
Полянский Ю.И. Общая биология 10-11 кл.– М., 1990..
Жан Поль Маас. Генетика кошек может быть легкой или генетика кошек для чайников. Сборник лекций.
Итнернет- ресурсы:
www.vandvis.ru/genetics/maas/oglavlenie.htm
devonrex.forumgrad.ru/t60-topic
www.russianburmese.com/elementarnaja-genetika-koshek.html
4.murrrr-murrrr.narod.ru
http://www.hamsters-uk.org
Календарно-тематический план к программе «Генетический калейдоскоп» (1 год обучения)
Календарно-тематический план «Генетический калейдоскоп» (первый год обучения)
№ занятия
Тема
Дата
В часах
Вопросы экологического содержания
Всего часов
Теоретические
Практические
Методическое обеспечение
1
Введение в генетику
3
3
–
Тетрадь по т/б, коллекция мини-зоопарка
Связь генетики с другими науками и отраслями биологии, сельского хозяйства и медицины.
Закономерности наследования при внутривидовой гибридизации. Законы И.Г. Менделя
9
3
6
2
Гибридологический метод как основа генетического анализа
П\р №1 «Генетический анализ закономерностей наследования при внутривидовой гибридизации».
П\р №2 «Знакомство с основными правилами гибридологического метода генетического анализа Г.Менделя. Правила постановки скрещиваний на дрозофилах»
3
1
2
Комплект-лаборатория
Практическое значение генетики для сельского хозяйства, биохимической промышленности, для медицины и педагогики.
3
Моногибридное скрещивание.
П\р №3 «Моногибридное скрещивание на растительных объектах (горохе посевном)».
П\р№4 «Анализ гибридов первого и второго поколений»
3
1
2
Фотографии, рисунки Комплект
Принципиальное значение метода генетического анализа разработанного Г.Менделем
4
Дигибридное и полигибридное скрещивания
П\р №5 « Анализирующее, возвратное скрещивания. Статистическая обработка результатов».
3
1
2
Фотографии, рисунки Комплект
Наследование при взаимодействии генов
6
6
-
5
Наследование и наследственность
3
3
Фотографии, рисунки, живые объекты мини-зоопарка.
Значение особенности расщепления по генотипу и фенотипу при моно- и дигибридном скрещивании
6
Аллельные и неаллельные взаимодействия генов
3
3
Блокноты, карандаши, Фотографии, рисунки
Доминантно-рецессивное взаимодействие и его генетическая основа
Генетика пола и сцепленное с полом наследование
15
8
7
7
Генетика пола и сцепленное с полом наследование
П\р №6 Наследование при взаимодействии генов на растительных объектах (на примере пшеницы с различной окраской околоплодника).
3
2
1
карандаши, блокноты, фотографии рисунки,
Генетическая бисексуальность организмов.
8
Дифференциация и переопределение пола в онтогенезе
П\р№7 Наследование при взаимодействии генов на примере дрозофилы.
3
1
2
живые объекты, карандаши, блокноты, фотографии рисунки,
Экологические особенности естественного и искусственного (гормональное) переопределения пола.
9
Наследование "крест-накрест" ("крисс-кросс") П\р№8 Анализ результатов первого и второго поколений.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки,
Характер наследования признаков при нерасхождении половых хромосом как доказательство роли хромосом в передаче наследственной информации
10
Сцепление, кроссинговер и локализация генов в хромосомах
П\р№9 Разбор схем скрещиваний.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Генетические карты растений, животных и микроорганизмов
11
Внеядерная (цитоплазматическая) наследственность
3
3
–
Роль перекреста хромосом и рекомбинации генов в эволюции и селекции растений, животных и микроорганизмов
Изменчивость генетического материала
21
13
8
12
Классификация изменчивости. Мутационная изменчивость.
П\р №10 Решение задач на взаимодействие генов.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Наследственная изменчивость организмов как основа эволюции. Роль модификационной изменчивости в адаптации организмов значение ее для эволюции и селекции.
13
Генные мутации, прямые и обратные. П\р№11 Наследование признаков сцепленных с полом на примере дрозофилы.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Генетические коллекции мутантных форм и их использование в частной генетике растений, животных и микроорганизмов. Значение мутаций для генетического анализа различных биологических процессов.
14
Хромосомные перестройки
3
3
-
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Значение хромосомных перестроек в эволюции.
15
Геномные мутации.
3
3
-
Таблицы, рисунки, фотографии.
Значение полиплоидов и эволюция в селекции растений. Естественная и экспериментальная полиплоидия у животных.
16
Цитоплазматические мутации, их природа и особенности
3
3
-
Таблицы, рисунки, фотографии.
Мутации как ошибки в осуществлении процессов репликации, репарации и рекомбинации.
17
Модификационная изменчивость
П\р №12 Постановка прямого и обратного скрещиваний. Анализ результатов в первом и втором поколениях.
3
1
2
Таблицы, рисунки, фотографии.
Ненаследственная изменчивость как изменение проявления действия генов при реализации генотипа в различных условиях среды.
18
Генетические последствия загрязнения окружающей среды физическими и химическими мутагенами. П\р №13 Решение задач на сцепленное с полом наследование, кроссинговер.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Роль физиологических и генетических факторов в определении скорости спонтанного и индуцированного мутационного процесса
Генные механизмы наследственности
9
7
2
19
Структура и функция гена
3
3
-
Таблицы, рисунки, графики.
Блокноты, карандаши.
Формирование современных представлений о структуре гена.
20
Молекулярные механизмы наследственности
3
3
-
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Генная инженерия бактерий, животных и растений
21
Генетические основы
Онтогенеза. П\р № 14. Генетические основы онтогенеза на примере пшеницы.
3
1
2
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Онтогенез как реализация программы развития в определенных условиях внешней и внутренней среды.
Генетика популяций
15
9
6
22
Популяции, ее генетическая структура.
П\р №15 Закономерности наследования генов и их аллелей в популяциях.
3
1
2
Аквариумы с популяциями дафний и водорослями.
Рисунки, таблицы, фотографии.
Популяции организмов с перекрестным размножением и самооплодотворением.
23
Действие отбора как направляющего фактора эволюции популяций П\р№16 Составление и анализ модельных панмиктических популяций при заданных частотах гамет.
3
1
2
Аквариумы с разной структурой и разными популяциями живых объектов.
Роль инбридинга в динамике популяций.
24
Гетерозиготность в популяциях. Наследственный полиморфизм популяций
П\р№17 Решение задач по действию отбора различной интенсивности.
3
1
2
Культура бактерий, различные виды аквариумов, термометры.
Наследственный полиморфизм популяций
25
Генетические основы
Эволюции. Значение генетики в развитии эволюционной теории
3
3
-
Аквариумы с неустойчивым биологическим равновесием.
Аквариумы с устойчивой аквасистемой.
Фотографии и рисунки
Значение генетики в развитии эволюционной теории
26
Наследование прокариот
3
3
–
Фотографии и рисунки
Явления трансформации и трансдукции у бактерий – прямые доказательства роли ДНК в наследственности и наследственной изменчивости
Генетика человека
6
3
3
27
Методы изучения генетики человека П\р№18 Основы генетики человека и медико-генетические консультации.
3
2
1
Блокноты, карандаши, фотографии рисунки
Значение комбинации цитогенетического и биохимического методов. Гибридизация соматических клеток как метод определения групп сцепления и локализации генов у человека
28
Проблемы медицинской генетики П\р№19 Решение задач по наследованию ряда признаков у человека по данным родословных.
3
1
2
Фотографии, рисунки. Схемы.
Наследственные болезни и их распространение в популяциях человека.
Генетические основы селекции
18
6
12
29
Селекция как наука и как технология.
П\р №20 Определение вероятности появления наследственно отягощенного потомства по заданным характеристикам родословной пробанда.
3
1
2
Фотоаппарат, блокнот карандаши.
Значение частной и сравнительной генетики растений, животных и микроорганизмов в селекции
30
Источник изменчивости для отбора.
П\р № 21 Решение задач по наследованию ряда признаков у кошек породы британская короткошерстная по данным родословных.
3
1
2
Фотоаппарат, блокнот карандаши.
Использование индуцированной мутационной изменчивости в селекции растений и микроорганизмов (продуцентов, антибиотиков, витаминов, аминокислот).
31
Системы скрещивания в селекции растений и животных
П\р № 22 Решение задач по наследованию ряда признаков у кошек породы британская короткошерстная по данным родословных.
3
1
2
Живые объекты, микроскопы, бинокуляры, таблицы, определители.
Генетические механизмы гетерозиса, использование простых и двойных гибридов в растениеводстве и животноводстве. Производство гибридных семян на основе цитоплазматической мужской стерильности.
32
Методы отбора П\р №23-24 Определение вероятности появления заданных окрасов у хомячков
3
1
2
Живые объекты, микроскопы, бинокуляры, таблицы, определители.
Роль наследственности, изменчивости и отбора в создании пород животных и сортов растений.
33
Роль агротехнических и зоотехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений и пород животных. П\р№25 Решение задач по наследованию ряда признаков у собак породы шелти по данным родословных
3
1
2
Экологическая лаборатория «Живые объекты, микроскопы, бинокуляры, таблицы, определители.
Роль агротехнических и зоотехнических мероприятий в реализации потенциальной продуктивности сортов растений и пород животных.
34
Основные достижения селекции растений, животных и микроорганизмов П\р №26 Решение задач по наследованию ряда признаков у крыс по данным родословных
3
1
2
Живые объекты, микроскопы, бинокуляры, таблицы, определители.
Перспективы достижения селекции в связи с успехами молекулярной генетики и цитогенетики.
35
Итоговое занятие. Конференция
3
3
Работы юннатов. Таблицы для выступления.
Итого
105
58
47
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315