Арт-терапевтическое занятие Соленая фантазия
Арт-терапевтическое занятие
Рисование акварелью с солью «Соленая фантазия»
Цель: Развитие творческих способностей детей (воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса) с использованием нетрадиционных техник рисования.
Оборудование: акварельная бумага, кисти, баночка для воды, акварель, соль морская, музыкальное оборудование.
Ход занятия:
1.Настрой. (Создание положительной эмоциональной атмосферы, доброжелательности и доверия.) Игра-приветствие "Как хорошо, что ты здесь"
Звучит спокойная музыка. Ребята передвигаются по кабинету. Когда педагог хлопает в ладоши- они должны выбрать себе друга из группы и произвести определенное действие. Каждый раз пары меняются. Педагог делает хлопки руками: 1 хлопок- дети здороваются друг с другом за руку; два хлопка – они прижимаются друг к другу плечами; три хлопка – дети обнимаются и произносят фразу "Как хорошо, что ты здесь"
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
Педагог: Ребята, вы пришли после школы уставшие и давайте представим сейчас, что этот кабинет- это наш второй дом. Сыграем в игру.
Упражнение «Мой второй дом».
«Руки подняли, пальцы соединили- крыша дома.
Руки опустили, на груди скрестили – много тепла дому.
Руки вверх – мир дому. Руки вниз – покой дому.
Руки вправо – добро дому. Руки влево – любовь дому.
Руки прямо – свет дому ".
Педагог: Ребята, молодцы! Сейчас мы с вами почувствовали себя как дома. А для чего еще нужны нам наши ловкие ручки? Конечно,чтобы рисовать, творить!.
Педагог: Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Мы будем создавать прекрасные картины с помощью красок и морской соли.
(Далее показывает примерные работы акварели с солью)
3. Индивидуальная изобразительная деятельность.
«Соленая фантазия»
Педагог предлагает детям обильно смочить лист бумаги водой, затем неравномерно нанести краску на поверхность (это могут быть различные полосы, фигуры, кляксы и др.) Краску дети подбирают в зависимости от своего настроения. Затем на сырое изображение высыпается соль.
(Следует обратить внимание детей на красивое смешение цветов и необычный эффект "растекания" краски.) После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились необычные рисунки, давайте теперь попробуем сделать их еще более интересными.
3. Этап вербализации. Коллективная работа или работа в парах
Педагог: Предлагаю вам объединиться в пары или тройки, как вам захочется. Обменяйтесь, поджалуйста рисунками. Теперь можете дорисовать тонкой кисточкой то, что вам хочется: может быть это будут деревья, или цветы, или бабочки! Все то, что вы увидите. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите ваше изображение необычный рисунок. Поворачивайте их, подвигайте. Вы сейчас станете настоящими волшебниками. Посмотрите! Представьте! Пофантазируйте! Ваши рисунки могут превратиться в кого захотите!.
(Во время работы при необходимости оказать детям помощь)
Затем педагог предлагает каждому ребенку придумать название картине.
Участники рассматривают работы друг друга и попарно садятся в круг, разместив в центре образовавшегося пространства свои работы. По желанию пары обмениваются мнениями о том, как проходило общение получилось ли сотрудничество, насколько их действия были согласованы. Можно сравнить эмоциональные состояния в процессе индивидуальной работы и в парах когда дети чувствовали себя более свободно.
Наблюдая за процессом работы, педагогу важно отметить положительные моменты: кто лидер, кто ведомый…
Молодцы, ребята! Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получились очень необычные и красивые рисунки. Ребятки, вам понравилось рисовать акварелью с солью? (Ответы детей). Сегодня мы устроим выставку, для того чтобы другие могли полюбоваться на ваши работы.
4. Рефлексивный анализ .
Прощание «Солнечные лучики»
Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки. Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях которые они испытали в процессе совместной работы, какие этапы вам больше всего запомнились. Желают дальнейших успехов друг другу.
Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе цветом с использованием морской соли способствует развитию фантазии, тактильной чувствительности в выражении эмоций и чувств.
Педагог дополнительного образования: Е.Ю.Шибакина.
Ардатов, 2016.