Проект по теме в 9 классе: «Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.»


Проект по теме
в 9 классе:
«Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.»Структура урока и особенности некоторых его этапов .1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение в деятельность;
• выделение содержательной области.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа;
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода логических правил на язык образов.
Участники: учащиеся 9 класса. Тема «Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим, маска.»Пояснительная записка: На данном уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития костюма , маски и грима.
При сообщении новой темы используется презентация. В практической работе учащиеся самостоятельно делают эскиз костюма , а также макет маски.
Практическая работа осуществляется на уроке.
Цель урока: : развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении костюма , грима , маски ,помочь детям освоить выразительные возможности костюма , грима и маски, а также умение ими пользоваться.
Задачи урока:
Обучающая: помочь обучающимся осознать важность применения грима в актерской профессии, костюма и маски.
Развивающая: помочь развить творческую и познавательную активность.Воспитывающая: помочь воспитать эстетический вкус и художественный вкус обучающихся через познание грима, костюма, маски и перевоплощение в образы.
Тип урока: урок практикум.
План урока: 1.Определение состава проектных групп, распределение задания – сбор информации в группах .2.Создание эскиза своего костюма и маски, грима к любой сказки.  Ход проекта :1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 2) Обсуждение собранной информации. Работа с проектом. 3) Защита. 
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Учитель разбивает на группы, в зависимости сколько человек в классе.
II. Сообщение новой темы.
Тема нашего урока : “ Изобразительные средства актёрскогоперевоплощения: костюм, грим, маска ”.
После сообщение темы задаётся вопрос: Как вы думаете о чём мы сегодня будем с вами говорить?
Молодцы ,мы будем говорить о театре и кино , давайте посмотрим презентацию.(5 мин.)
Слайд1.
Театр –  самое сильное средство воздействия на человека — синтез всех искусств (живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и т.д.).Театр – это костюмы, маски, грим и драматические действия,  посредством которых, актёры отражают действительность: события, характеры, судьбы.Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки. Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты! А эффекты не возможны без  изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.
Слайд2.
Основные работники театра, которые участвуют в той или иной степени в актерском перевоплощении:
Гардеробщики
Гримёры
Художники по костюмам
Актёры
Режиссёр
Рабочие сцены
Осветители
Билетёры
Пожарные
И все они выполняют  единую идейно–творческую задачу: удивить зрителя постановкой. Сегодня мы попытаемся рассказать вам о значении костюма, маски и грима в театральном искусстве.
Слайд3.
Театральный костюм.
-48958599060
Театральный костюм – это не просто часть театрального грима: костюм в театре – больше, чем костюм.
Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.
Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.
Создание костюмов – немалая доля театрального бюджета, очень затратная часть. Художник – дизайнер воплощает свой замысел для конкретной постановки предварительно на бумаге, и только после одобрения режиссёра (его корректировок) данное творчество художника переносится на ткань (при этом осуществляется подбор фактуры ткани и даже ручная роспись). И здесь немаловажно  «чтобы костюмчик сидел», что не возможно без участия  — костюмера.
Слайд4Театральный грим.
-44196034924
Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.
Грим –  один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).
В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный образ.
Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как  замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.
Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.
А вот крупнейший русский актёр В. Самойлов, играя «людей в возрасте», не рисовал на лице глубоких морщин и других признаков «одряхления». Старость, говорил он, не в морщинах, а в глазах. Он выражал старческое одряхление своей игрой, а не гримировальным карандашом.
Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.
Современный  грим – это  полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественной замыслу режиссёра.
К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.
В театре парик, борода, усы, бакенбарды, лепной нос – одни из самых выразительных частей грима.
Парик с дополнениями (борода, бакенбарды, усы) всегда даёт возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, а также социальное положение и возраст героя.
Некоторые актёры всегда гримируются сами, но предварительно проводят большую работу – изучают собственное лицо и характер персонажа, образ которого им предстоит воплотить на сцене.
Перед нанесением грима лицо тщательно очищают, а затем наносится специальная кремовая основа, далее в ход идёт подводка, пудра, специальные карандаши для глаз. Снимается грим также специальными средствами.
Важно!
Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму.
Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).
Обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом.
Слайд4.
Театральные маски.
-508635161925
Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.
Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.
Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.
Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали.
Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.
Друзья, и вы расскажите  нам, о известных вам средствах выразительности сценического действия. Делитесь с нами своими знаниями и впечатлениями в строке ниже.
Это может быть интересно
Всем известная фраза: «Вся жизнь — театр, а люди в нем – актёры» принадлежит Уильяму  Шекспиру (английскому поэту и драматургу).
«Театр начинается с вешалки» — это слова основателя Московского Художественного театра  -  Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев).
В 1933 году К.С. Станиславский направляет письмо цеху гардеробщиков МХАТа, с просьбой: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра, а вы первые встречаете приходящих…»то  есть, его письмо — это призыв быть ответственным, доброжелательными и вежливыми — любому, кто хоть сколько-то причастен к этому искусству — начиная с гардеробщиков. Поскольку нередко свои первые эмоции и представление о всей постановке зритель формирует уже с гардеробной.
После показа презентации учащимся задаются вопросы:
Как вы думаете можно ли в повседневной жизни использовать все эти атрибуты?
А для чего мы с вами просмотрели эту презентацию? (Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу , что мы будем делать на уроке)
Вы видите . что вы разделились на группы, на партах у вас лежат ножницы и бумага, давайте перейдём к практической части.
Каждая группа работает по разным направлениям:
1 группа- маски
2 группа – костюм
3 группа – грим.
Задача на уроке(написать на доске):
Придумать эскиз грима, костюма , маски, для сказки «Снежная королева»(учащиеся дома ещё раз посмотрели эту сказку и вспомнили важные элементы , но перед тем как выбирать сказку учащиеся сами должны определить какую сказку они читали ).(10 мин.)
Сделать в цвете.(15 мин.)
Придумать для своих героев историю.(Например . «Мы придумали костюм для снежной королевы, мы думаем, что королева была очень холодной, и к ней подобрали холодные цвета и т. д» .Учащиеся должны охарактеризовать своих героев .)
Защита проектов.
IV. Подведение итогов. Сегодня на уроке вы на практике убедились, как и для чего в театре используют грим , костюм и маску.
«Виды деятельности обучающихся на уроке и соответствующие им планируемые результаты».

Универсальные учебные действия:
Личностные:
- установление связи между целью учебной деятельности и жизненными ситуациями;
Регуляторные:
- постановка учебной задачи;
- планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений в план и способ действия;
- предвосхищение результата;
- рефлексия, воспитание волевой саморегуляции;
Познавательные: общеучебные действия
– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Логические
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения , установление причинно-следственных связей.
Постановка и решение проблем- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные: социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Этапы урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты
деятельности
предметные
метапредметныеличностные
Организационный.
Выполняют самооценку готовности к уроку.
Самоорганизация, самооценка.
Целеполагание.
Формулируют проблему и пути ее решения.
Формулировать проблему, познавательную цель, используя специальную терминологию Актуализация знаний
3
4
5
6 Беседа о специфике театрального костюма, грима, маски.
Постановка художественной задачи.
Разработка критериев работы
Практическая творческая деятельность
Подведение итогов и обсуждение работ.
Обсуждение домашнего задания
Понятие о костюме , гриме, маске.
Умение выделять своеобразие материала для сценических костюмов.
Умение наблюдать, анализировать ,сравнивать.
Получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение.
Умение анализировать условия достижения цели, формулировать собственное мнение.
Развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
Развитие фантазии, воображения.
Формирование критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения .Эмоционально
положительное принятие творчества, потребность в самовыражении.
Принятие мультикультурной картины мира.
в познавательной сфере:умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
Освоение культурного наследия. Уважение к народной культуре.
Формирование навыков самостоятельной работы
Постановка художественной задачи.
Разработка критериев работы
Уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.
Воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений народного искусства, понимать смысл солярных знаков.
Умение анализировать условия достижения цели, формулировать собственное мнение.
Развитие художественно-образного, эстетического
типа мышления.
Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
Практическая творческая деятельность.
Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне.
Развитие фантазии, воображения.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ, а также работы в группах.
Открытие нового знания. Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности. Воспринимать и анализировать смысл
Подведение итогов и обсуждение работ.
Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально- массовых праздниках. Формирование критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения .Освоение культурного наследия.
Обсуждение домашнего задания
Формирование навыков самостоятельной работы.
После этого учащиеся делают вывод , для чего нужен грим, костюм и маска в театре.
III. Практическая работа.
Образный фантазийный макияж во многом сходен гримом в театральных спектаклях-сказках. Темы его могут быть такими: “Осень”, “Весна”, “Зима”, “Снегурочка”, “Карнавал”, “Ласточка”, “Лиса”, “Роза”. При выполнении практической работы по определенной теме нужно хорошо изучить следующий материал:
анатомическое строение лица, мышц,
мимические выражения (грусть, радость, злость, гнев),
схемы грима (молодое, красивое, старческое, худое, полное лицо),
лицо и прическу.
А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая команда выбирает актера и гримера, которого при помощи грима надо превратить в сказочный персонаж Бабу-Ягу. Время ограничено.
IV. Подведение итогов. (Заканчивается урок фотосессией и просмотром своих работ на компьютере.)
Сегодня на уроке вы на практике убедились, как при помощи грима можно перевоплотиться в другой образ. Надеюсь, эти знания вам помогут в дальнейшем