Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Психология общения ПД
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение
«Колледж полиции»
(ГБПОУ «Колледж полиции»)
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине Психология общения
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 031001 Правоохранительная деятельность
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией_____________________
______________________________
______________________________
______________________________
наименование комиссии
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 031001 Правоохранительная деятельность ______________________
код, наименование профессии/специальности
Протокол № _______
от «__» _________ 20___ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________/____________/
подпись Ф.И.О. Заместитель директора по учебной работе
___________________/__________________/
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): ____Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент:____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Пояснительная записка
Практические работы по дисциплине «Психология общения» проводятся с целью научить:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
В результате обучающиеся должны уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
На выполнение одной практической отводится не менее 2 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическое занятие №1 (2 часа)
Тема 2.3. Технологии обратной связи в говорении и слушании.
Цели:
Формирование навыков обратной связи.
Осознание участниками значения процесса слушания в общении.
Формирование навыков активного слушания;
Развитие терпимого отношения к другим.
Практическая часть
Задание №1: индивидуальная работа.
Учащимся предлагается вспомнить себя в роли собеседника в реальных ситуациях общения и оценить свои умения слушать собеседника по 3 бальной шкале: 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень.
Диагностика учащихся сформированности умения слушать собеседника в ситуации делового взаимодействия.
ТЕСТ « УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»Инструкция
Чтобы проверить себя на умение слушать и слышать своего собеседника (как в ситуации делового, так и межличностного общения), ответьте на следующие вопросы, каждый раз выставляя себе оценки:
- если вы всегда поступаете так, как сформулировано в тексте вопроса, запишите себе два балла;
- если только иногда так действуете - запишите один балл;
- если никогда так не поступаете, или очень редко - ставь 0 баллов.
Вопросы
1. Прежде чем начать разговор с посетителем я как бы "очищаю" территорию - откладываю в сторону лежащие передо мною бумаги.
2. Если предполагается продолжительный разговор, я предлагаю собеседнику кофе или напитки.
3. Я сажусь поближе к собеседнику так, чтобы разговор шел "лицом к лицу".
4. Я слежу за малейшими изменениями в тональности речи и интонации голоса собеседника с тем, чтобы лучше понять его чувства.
5. Я смотрю в лицо собеседнику во время разговора, стараясь однако чтобы взгляд не показался ему "суровым" или равнодушным.
6. Я не предлагаю свои мнения или оценки, пока собеседник закончит говорить.
7. Я подаю знаки внимания, например, киваю головой, когда собеседник сообщает что-то особенно важное.
8. Во время разговора я не отвлекаюсь на возможные помехи, например, телефонные звонки, проходящих мимо сотрудников и пр.
9. Я сохраняю спокойную, непринужденную позу независимо от содержания разговора.
10. В ходе разговора я иногда делаю короткие заметки, однако избегаю вести подробные записи.
11. Время от времени своими словами я формулирую вслед собеседником его основные мысли.
12. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
13. Я не высказываю недовольства, если партнер достаточно ясно формулирует мысль или волнуется.
14. Время от времени, особенно в ситуации делового общения, я обращаюсь к собеседнику по полному имени.
15. Если собеседник волнуется, я не возражаю, когда он иной раз отклоняется от темы.
16. Я постоянно слежу, какие эмоции выражаются в голосе и речи собеседника.
17. Я веду себя соответственно манере поведения собеседника: например, если он смущается, я стараюсь ободрить его.
18. Я преодолеваю искушение подсказывать собеседнику слова, завершающие его фразы или делать заключение вместо него.
19. Я избегаю нетерпеливых жестов таких, как поглядывание на часы или на бумаги, лежащие на столе.
20. Я говорю с собеседником негромко и непринужденно.
21. Я уважаю чувства собеседника и благодарю за то, что он делится ими со мной.
22. Если собеседник о чем-нибудь спрашивает меня, я отвечаю просто без обиняков, избегая давать оценки его вопросу.
23. Я не боюсь заявить "я не знаю", если не уверен в ответе.
24. Периодически я справляюсь, правильно ли понимаю собеседника.
25. Я помогаю собеседнику завершить разговор, подсказываю приемлемые оценки или решения.
Обработка результатов
0-25 баллов Вы с трудом слушаете собеседника. Может быть, вы недооцениваете пользу, которую можно извлечь из разговора для обогащения своих знаний и жизненного опыта.
26-39 баллов Для вас беседа не главный источник информации и не основа общения. Вам надо слушать больше ,чем вы это делаете.
40-50 баллов Вы обладаете редким качеством: умением слушать и говорить в меру. Разговаривать с вами - одно удовольствие. Ваши собеседники всегда могут почерпнуть у вас что-то полезное. Вы умеете входить в положение других людей - это чудесная черта характера, которую следует сохранить.
Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)
Результаты диагностики отличаются от того, как Вы представляли себя
в роли собеседника?
Задание №2: работа в парах. Коммуникативное упражнение "Выслушивать до конца».
Участникам приводятся примеры: Пример 1. Предположим такую ситуацию. Встречаются двое знакомых. Один спрашивает у другого: - Ты где вчера пропадал? - Да был в нашей столовой... у нас там было корпоративное мероприятие. Видишь ли... - Ну что, хорошо повеселились? - Да не очень, это похороны были. Пример 2. Аналогичная ситуация. Начальник вызывает подчиненного: - Для вашего отдела решено купить автомобиль. Это первое... - Вот здорово! Сегодня же запишусь на курсы по вождению! - Второе, вы уволены. Вместо вас возьмем человека с правами. Ситуации несколько анекдотичные. Потому что они и есть - анекдотичные. Участникам предлагается разбиться по парам. В этих парах придумать собственные подобные ситуации, в которых один человек перебивает другого и тем самым не успевает узнать главного.
Задача для учащихся: не только придумать, но и разыграть сценку.
Задание №3: работа в подгруппах. Упражнение "Я тебя понимаю"
Цель упражнения: формирование умения давать обратную связь; - выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям. Учащиеся разбиваются на пары и затем в течение 3-4 мин. по очереди в устной форме описывают состояние, настроение, чувства, желания партнера в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. В процессе работы участники должны использовать основные технологии обратной связи.
Контрольные вопросы (вопросы на понимание материала)
Насколько часто Вы были точны в оценках состояния Вашего партнера: ни разу – иногда – во всех случаях.
Задание №4: работа в парах. Упражнение "Доброжелательное выспрашивание"
Учащиеся начинают диалог, в ходе которого должны постараться узнать как можно больше информации о партнере по определенной теме.
1. Сначала для участия в демонстрации приглашаются двое добровольцев. Им на руки даются карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Темы у участников разные, для демонстрации – шуточные, например:
1 участник 2 участник
Ежик
Самолет
Рубашка Грибы
Снег
Ботинки
2. Далее участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача – делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или иную тему… Каждый участник предварительно выбирает персонажа из фильма, мультфильма, которого будет «изображать» в этой работе.
1 участник 2 участник
Узнайте семейное положение
Хобби
Какую кухню предпочитает Уровень дохода
Кто его начальник
Распорядок деловой жизни
Комментарий: большинство перечисленных тем в деловом взаимодействии считаются «закрытыми». Потому в общении важно, поддерживая общий доброжелательный фон, уметь получать значимую информацию о партнере, но при этом не забывать защитить собственное информационное поле.
При завершении упражнения преподавателем фиксируются опорные моменты, которые необходимо учитывать в ситуациях делового общения:
закономерности создания эмпатийного фона общения;
необходимость обмена равнозначной информацией (и у меня тоже…)
необходимость фиксации реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться…
Рекомендуемая литература
Основной источник:
Психология общенияА.П. ПанфиловаАкадемия, 2013
Дополнительные источники:
Социальная психологияГ.М. Андреева2003
Психология общенияА.А. Бодалев2002
Психология общенияА.А. Леонтьев1997
Практическое занятие№2 (2 часа)
Тема 4.2. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении
Цель:
Диагностика доминирующего сенсорного канала.
Формирование навыков диагностики ведущего сенсорного канала и использования результатов в процессе общения.
Практическая часть
Задание №1: работа в парах. Определите репрезентативную систему восприятия собеседника, используя данные таблицы:
Поведенческие характеристики
Поведенческие характеристики ВизуалистКинестетикАудиалистЛогик
Употребляемые слова Смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю Звучать, слышать, тон, громкий Понимать, знать, анализировать, интересно, логично
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные Средние Однообразные
Жесты На уровне головы, шеи На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыханье всей грудью Неглубокое
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, негромкая, низкий грудной голос Выразительная, мелодичный голос Монотонный голос
Взгляд Поверх других Вниз, ниже других Часто в одну сторону и вниз Через головы других
Правила слушания «Видеть, чтобы слышать» Приблизится поближе. «Чувствовать, чтобы слышать» «Не видеть, чтобы слышать» Никакого контакта глазами
Движения глаз (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, прямо Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, по горизонтали, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Цвет лица Бледнеет во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога Нормальный во время монолога
Примечание. Отметить знаком «+» поведенческие предпочтения собеседника.
1.2. Определите репрезентативную систему восприятия собеседника по результатам исследования, сложив показатели каждого столбца. Сделайте вывод.
В –
А –
К –
Л –
Задание №2: индивидуальная работа. Определите личную репрезентативную систему восприятия, выполнив тест.
Тест «Ведущая репрезентативная система»
Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Подготовьте чистый бланк для ответов (табл. 3). Заполните бланк, оценив варианты ответов следующим образом: 1-й ранг присваивается наиболее подходящему для вас ответу, 2-й ранг – ответу, подходящему в меньшей степени, 3-й ранг – ответу, который в еще меньшей степени нравится вам и т. д.
1. Я, скорее всего, скажу:
а) важные решения – это дело чувств;
б) важные решения зависят от моего настроения;
в) важные решения зависят от моей точки зрения;
г) важные решения – это дело логики и ума.
2. На меня, скорее, окажет влияние тот:
а) у кого приятный голос;
б) кто хорошо выглядит;
в) кто высказывает разумные мысли;
г) кто оставляет у меня хорошее чувство.
3. Если я хочу узнать, как вы поживаете:
а) я посмотрю на вашу внешность;
б) я проверю, что вы чувствуете;
в) я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
г) я обращу внимание на то, что вы говорите.
4. Для меня легко:
а) модулировать полноту звуков в стереосистеме;
б) сделать выводы по интересующей меня проблеме;
в) выбрать комфортабельную мебель;
г) найти богатые комбинации красок.
5. Оцените варианты ответов:
а) мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
б) мои уши всегда настроены на окружающие звуки;
в) я хорошо чувствую себя в одежде, облегчающей мое тело;
г) когда я смотрю на предмет, могу рассказать о нем в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
а) им следует узнать о моих чувствах;
б) им следует посмотреть, как я одет;
в) им следует послушать, что я говорю;
г) им следует прислушаться к интонации моего голоса.
7. Я предпочитаю:
а) услышать факты, о которых вы знаете;
б) увидеть картины, которые вы нарисовали;
в) узнать о ваших чувствах;
г) послушать интонацию вашего голоса.
8. Оцените варианты ответов:
а) когда я вижу что-то, верю этому;
б) когда я слышу сообщение, я ему верю;
в) я верю себе, когда чувствую что-то;
г) в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. Оцените варианты ответов:
а) обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;
б) я могу нарисовать лицо, одежду членов моей семьи, отобразив мельчайшие подробности внешнего облика;
в) я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
г) я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. Оцените варианты ответов:
а) я учусь понимать какие-то новые факты;
б) я учусь делать какие-то вещи;
в) я учусь слушать новое;
г) я учусь видеть новые возможности.
11. Когда думаю о принятии важного решения, то я:
а) чувствую правильный выбор;
б) прислушаюсь к внутреннему голосу;
в) остановлюсь на видимом результате;
г) проанализирую несколько вариантов решения.
12. Оцените варианты ответов:
а) мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
б) мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
в) хорошая мысль – вспомнить, что говорил мой друг;
г) мне легко вспоминать свои чувства по поводу переживаний своего друга.
2.2. Обработайте результаты.
В заполненный цифрами бланк ответов перенесите из табл. 3 соответствующие буквы (А, В, К, Л).
Таблица 3
Бланк ответов и оценок
Вариант
ответа Вопрос
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а
б
в
г К
А
В
Л А
В
Л
К В
К
А
Л А
Л
К
В Л
А
К
В К
В
Л
А Л
В
К
А В
Л
К
А К
В
Л
А Л
К
А
В К
А
В
Л А
В
Л
К
Примечание. А – аудиальная репрезентативная система; В – визуальная репрезентативная система; К – кинестетическая репрезентативная система; Л – «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».Подсчитайте количество баллов по каждой из букв, сложив цифры, соответствующие данным буквам. Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму, будет наиболее важной, значимой системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной у человека. Сделайте выводы.
Задание №3: работа в парах. Учащиеся сравнивают результаты визуальных наблюдений и результаты теста партнера. Делают выводы о степени совпадения результатов наблюдения и объективных данных диагностики.
Задание №4: индивидуальная работа. учащиеся формулируют просьбу для аудиалиста, визуалиста, кинестетика, логика, используя лексические особенности соответствующей репрезентативной системы восприятия.
Контрольные вопросы
1. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: слышать, стук, смех, громкий, шелестящий, мелодичный?
2. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: смотреть, алеет, взгляд, красный, светлый, зоркий?
3. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: чувствовать, холод, шероховатый, гранитный, жаркий?
4. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: думать, рассуждать, анализ, логичный, рациональный?
5. С какой репрезентативной системой восприятия человек предпочитает короткую дистанцию в общении?
6. Какие системы имеют общие поведенческие проявления?
Рекомендуемая литература
Основной источник:
Психология общенияА.П. ПанфиловаАкадемия, 2013
Дополнительные источники:
Социальная психологияГ.М. Андреева2003
Психология общенияА.А. Бодалев2002
Психология общенияА.А. Леонтьев1997
Практическое занятие№3 (2 часа)
Тема 4.3. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания.
Цель: формирование навыка выявления эффектов межличностного восприятия процессе общения.
Задание №1: работа в подгруппах. Учащиеся моделируют ситуации делового и личностного общения, в которой главные персонажи, оказываются под влиянием эффектов межличностного восприятия (используют минимум 3 эффекта).
Задание №2: работа в подгруппах. Участники каждой из подгрупп, демонстрируют инсценированные ситуации общения. Участники других подгрупп должны оценить ситуацию взаимодействия, особенности поведения персонажей, динамику развития процесса общения, характерные высказывания и предположить, какие виды эффектов взаимовосприятия были отражены выступающей подгруппой.
Контрольные вопросы
Можно ли говорить об эффектах взаимовосприятия, как о коммуникативных барьера? Аргументируйте свою позицию.
Чем обусловлены эффекты взаимовосприятия (например, психологией конкретного человека, статусом и т.д)?
Рекомендуемая литература
Основной источник:
Психология общенияА.П. ПанфиловаАкадемия, 2013
Дополнительные источники:
Социальная психологияГ.М. Андреева2003
Психология общенияА.А. Бодалев2002
Психология общенияА.А. Леонтьев1997
Практическое занятие№4 (2 часа)
Тема 7.4. Переговоры – эффективный способ разрешения конфликтов.
Цель:
Формирование навыков ведения переговоров.
Задание №1:
Учащиеся в своих подгруппах придумывают ситуацию переговоров
юриста с гражданином (гражданами), которая должна состояться с целью разрешения конфликта.
Придуманная ситуация передается участникам другой подгруппы,
которые должны предложить наиболее эффективную в указанных условиях стратегию ведения переговоров.
Презентация подгруппами своей работы: инсценировка и аргументация
выбранной стратегии.
Контрольные вопросы
Какие этапы переговорного процесса Вам известны?
Почему переговоры считаются наиболее эффективным способом разрешения конфликта?
Рекомендуемая литература
Основной источник:
Психология общенияА.П. ПанфиловаАкадемия, 2013
Дополнительные источники:
Социальная психологияГ.М. Андреева2003
Психология общенияА.А. Бодалев2002
Психология общенияА.А. Леонтьев1997