Рабочая программа по русскому языку Школа России 2 класс
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Заозёрная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО приказ №____ от _______
Протокол №____ от ______ Директор школы:
Рук. МО______Бирюкова Н.Н. ________Гартман М.Э.
«___»_________2016г «___»_________2016г
Рабочая программа по русскому языку
начального общего образования на 2016–2017 учебный год. 2 класс
(Рабочая программа учебного предмета разработана на основе сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М: «Просвещение», 2011)
Составитель: Сейтен Сайрам Колумовна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
с.Михайловское, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 №373
- Федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253.
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Заозёрная СОШ », утверждено приказом № 18 от 30.08.2016.
- Учебный план МКОУ «Заозёрная СОШ» на 2016 -2017 учебный год.
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы, М., «Просвещение», 2011, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г «Русский язык».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка, в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ во 2 классе отводится 170 часов, 5 часов в неделю. Авторская программа по русскому языку рассчитана на 170 часов. По учебному плану МКОУ « Заозёрная СОШ» на 2016-2017 учебный год на русский язык отведено 170 часов. Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-представление о своей этнической принадлежности;
-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа русский язык;
-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности;
-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника в памятках);
-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Предметные результаты
-понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
-воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
-понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
-первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
-начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
-овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
-применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
-первоначальные умения проверять написанное;
-овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
-формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Содержание курса
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь главный способ общения людей. Язык средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (12 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова (21 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе гора, смелый храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы ( 35 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч.)
Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи (47ч.)
Слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение ( 17 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
№
урока
Тема
Кол-во часов
Наша речь (4 ч)
1-2
Виды речи.
2
3
Диалог.
1
4
Монолог.
1
Текст (5ч)
5
Текст.
1
6
Тема текста.
1
7
Главная мысль текста.
1
8
Части текста.
1
9
Диктант.
1
Предложение (12ч)
10-11
Предложение.
2
12
Контрольное списывание.
1
13
Главные члены предложения.
1
14
Второстепенные члены предложения .
1
15-16
Подлежащее и сказуемое главные члены предложения.
2
17-18
Распространённые и нераспространенные предложения.
2
19
Связь слов в предложении
1
20
Р/Р Обучающее сочинение по картине.
1
21
Контрольный диктант.
1
Слова, слова, слова (21ч)
22-23
Лексическое значение слова.
2
24-25
Однозначные и многозначные слова.
2
26
Прямое и переносное значение многозначных слов.
1
27
Синонимы.
1
28-29
Антонимы.
2
30
Контрольный диктант.
1
31-32
Родственные слова.
2
33-34
Корень слова. Однокоренные слова.
2
35-37
Слог. Ударение.
3
38-39
Перенос слов.
2
40
Контрольный диктант за 1 четверть.
1
41
Проверочная работа по теме «Слово и его значение».
1
42
Р/Р Обучающее сочинение по серии картинок.
1
Звуки и буквы (35ч)
43-44
Звуки и буквы.
2
45-46
Русский алфавит или Азбука.
2
47-48
Имена собственные.
2
49
Гласные звуки.
1
50
Контрольный диктант.
1
51-52
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
2
53-54
Способы проверки безударных гласных в корне.
2
55-57
Упражнения в написании слов с безударными гласными.
3
58
Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.
1
59
Р/Р Составление сочинен. по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
1
60
Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
1
61
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
1
62
Согласные звуки, их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
1
63-64
Согласный звук [й'] и буква «и краткое».
2
65
Слова с удвоенными согласными.
1
66
Р/Р Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам.
1
67
Проект «И в шутку и всерьез».
1
68-69
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
2
70
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
1
71-73
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
3
74
Контрольный диктант.
1
75
Проверочная работа по теме «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.
1
76
Проект «Пишем письмо»
1
77
Обобщающий урок по теме ««Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными».
1
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)
78
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
1
79
Контрольный диктант.
1
80
Р/Р Обучающее изложение.
1
81
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
1
82
Проект «Рифма».
1
83-85
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3
86
Проверочная работа по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками »
1
87
Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.
1
88
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.
1
89
Проверка парных согласных в корне слова.
1
90
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.
1
91
Р/Р Изложение повествовательного текста. Проверка парных согласных.
1
92-94
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
3
95
Р/Р Изложение повествовательного текста по вопросам плана.
1
96
Проверочная работа по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».
1
97
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.
1
98
Проверочный диктант по теме « Правописание гласных и согласных »
1
99-101
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
3
102
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
1
103
Контрольное списывание.
1
104
Р/Р Обучающее сочинение «Зимние забавы».
1
105
Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак».
1
106
Обобщение изученного материала по теме «Разделительный мягкий знак».
1
Части речи (47 ч)
107-108
Части речи.
2
109
Имя существительное.
1
110-111
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
2
112-113
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
2
114
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
1
115
Заглавная буква в написании кличек животных.
1
116
Заглавная буква в географических названиях.
1
117
Р/Р Обучающее изложение.
1
118
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
1
119
Диктант.
1
120-122
Единственное и множественное число имён существительных.
3
123
Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.
1
124
Обобщение знаний об имени существительном.
1
125
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
1
126-128
Глагол.
3
129-130
Единственное и множественное число глаголов.
2
131
Контрольный диктант.
1
132
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
133
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
1
134
Текст-повествование. Проверочная работа по теме «Глагол»
1
135-136
Имя прилагательное как часть речи.
2
137
Связь имени прилагательного с именем существительным.
1
138
Прилагательные близкие и противоположные по значению.
1
139
Единственное и множественное число имён прилагательных.
1
140
Текст-описание.
1
141
Проверочная работа по теме « Имя прилагательное».
1
142
Общее понятие о предлоге.
1
143
Раздельное написание предлогов со словами.
1
144
Правописание предлогов с именами существительными.
1
145
Проверочная работа по теме «Предлоги».
1
146
Диктант.
1
147
Проект «В словари за частями речи!»
1
148-149
Местоимение.
2
150
Текст-рассуждение.
1
151
Текст. Упражнения в создании текстов разного типа.
1
152
Контрольный диктант.
1
153
Обобщение изученного. Части речи.
1
Повторение.
154
Повторение по теме «Текст».
1
155
Р/Р Сочинение по картине.
1
156-157
Повторение по теме «Предложение».
2
158
Повторение по теме «Слово и его значение».
1
159-161
Повторение по теме «Части речи».
3
162-163
Повторение по теме «Звуки и буквы».
2
164-166
Повторение по теме «Правила правописания».
3
167
Контрольный диктант.
1
168-169
Упражнения в применении правил правописания.
2
170
Итоговый урок по курсу «Русский язык»
1
Лист внесения изменений и дополнений
№ п\п
Дата
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915