Краткосрочный курс для 5 классов по ФГОС Мир папье-маше
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 107»
Руководитель кружка
учитель технологии
Бурдина Ирина Викторовна
2014 г.
Детское сердце чутко к призыву творить красоту
важно только, чтобы за призывами следовал труд»
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает не только сознательного гражданина, но и творческую личность. Склонности к творчеству проявляется у детей довольно рано. Ярким примером являются выставки творческих работ, проектов.
В.А. Сухомлинский писал «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и в игре, в собственном творчестве и красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»
Учитывая особенности детей школьного возраста необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путём созерцания и разговоров, но и сам вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью. Одной формой творческого развития детей является кружок умелых рук «Мир папье – маше».
Папье-маше (франц. papier mвchй) слово, буквально - жёваная бумага или рваная бумага. Изготовление объёмных поделок из пропитанной клейстером бумаги.
Предлагаемая программа творческой направленности предназначена на обучающихся средней школы, желающих создавать красивые изделия.
Курс разделен на блоки, каждый блок может реализовываться как отдельно, так и , 1 час в неделю. В качестве опорных знаний используется материал, полученный на занятиях изоискусства и технологии.
Цель: воспитание творческой активной личности, проявляющий интерес к творчеству и желание трудиться. Для реализации целей поставлены следующие задачи:
Учить воспринимать действительность и конструировать художественный образ.
Развивать скульптурные навыки детей, передавать впечатления, полученные в жизни.
Освоить декоративную роспись, использовать цветовой контраст и гармония цветовых оттенков.
Развивать воображение, творческую фантазию детей.
Приобщать детей к искусству кукольного театра.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
Эстетическое воздействие на детей: создание красивых изделий.
Экологическое воздействие: дать старым газетам и ненужным бумажкам вторую жизнь.
Нравственное воздействие: усилия окупятся сторицей: вы сможете сделать своими руками, вазы и декоративную посуду, посуду для куклы, игрушки, фигурки различных животных, маски для карнавалов, куклы и многое другое, что можно подарить друзьям, с чем можно играться детям.
Формы занятий: беседы, игры, театрализация, теоретический материал, практические занятия, проекты.
Виды занятий: техника изготовления из пропитанной клейстером бумаги, лепка из пластилина, декоративная работа, аппликация, рисование, иллюстрирование.
Дидактические принципы:
Воспитывающее обучение, наглядность, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности.
Методические приёмы: освоение возможностей художественных материалов , деловые игры, коллективное творчество, домашние задания.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке:
Иметь представление:
о понятиях скульптура, декоративная роспись, пальчиковые куклы.
об элементах проектной деятельности.
Знать:
Что такое «папье –маше» и этапы работы в технике папье – маше.
Методы изготовления: слоеный метод и метод массы.
Правила личной гигиены.
Основные требования к оформлению изделий из папье – маше.
Способ приготовления клейстера и способы соединения с помощью клейстера.
Виды отделки: раскрашивание, аппликация, рисование, декоративная роспись.
Уметь:
Качественно выполнять изученные приемы по изготовлению изделий в технике папье – маше.
Приготовить клейстер для пропитки бумаги.
Аккуратно и эстетично отделывать изделия рисованием, аппликацией, раскрашиванием.
Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (детские журналы, Интернет ресурсы, выставки)
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
Анализировать предложенное учебное задание.
Организовывать рабочее место, подготовить необходимый материал.
Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
Обосновывать выбор технологии выполнения изделия.
С помощью учителя:
Выбирать темы для проектных работ и готовить проектную работу.
Готовить выставочный материал.
Этапы работы:
1 этап – подготовка материалов (дети рвут бумагу на мелкие кусочки, берут основу и обклеивают бумагой 1 слой без использования клейстера, последующие 2- 4 слои на основе клейстера)
2 этап – детская поделка по всему объёму смазывается клейстером и подвергается моделированию. Желаемая форма фигуры достигается путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов. В самых тонких местах работы должно быть 7-8 слоев бумаги. Поделку отложить и дать ей полностью высохнуть и отвердеть.
3 этап отделение полученной формы от основы и грунтовка водоэмульсионной краской.
4 этап – роспись изделия гуашевыми красками или аппликационной работой.
Для длительного хранения рекомендуется покрыть лаком.
Материалы и оборудование: газетная и тетрадная бумага, клейстер или клей, вазелин для смазывания твердый поверхностей, воздушные шары, пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисточка, гуашь или акварель, акриловая краска или масляная краска.
Ожидаемый результат:
Поделки, выполненные в технике папье – маше, могут стать приятным подарком родственникам и друзьям.
Куклы могут быть персонажами кукольного театра, а сами дети кукловодами.
Выставка работ учащихся в школе
Создание проектной работы и выступление на научно-практической конференции, в конкурсе «Мастер и мастерица»
Приглашение в кружок «Умелые руки»
«Дорогой друг! Если вас не привлекают вышивка, вязание или бисероплетение, предлагаем такой диковинный на сегодняшний день вид творчества, как папье-маше. Когда-то он был необычайно популярен, потом незаслуженно забыт, теперь это искусство возрождается. Приходи в кружок «Удивительный мир папье – маше».
Распределение материала кружка по блокам.
1 блок «Коллекционный сервиз»
2 блок «Игрушки – копилки»
3 блок «Пальчиковые куклы»
4 блок «Маски сказочные»
Тематическое планирование кружка «Умелые руки»
№ п/п
Тема занятия
(изделие)
Вид деятельности
Основные знания, умения
1
Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории
Беседа с показом изделий из папье - маше
Организация рабочего места, правила личной гигиены
1 блок «Коллекционный сервиз» - изготовление посуды
2
Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)
Получение жесткой поверхности путем послойного наклеивания бумаги
Оклеивание формы слоями
из обрывков бумаги
3
Блюдце, чашка, тарелка
Грунтовка водоэмульсионной краской
Нанесение кисточкой на изделие водоэмульсионной краски
4
Блюдце, чашка, тарелка
Раскрашивание изделий гуашевыми красками
Декоративная роспись
5-8
Солонка, сахарница, ваза для конфет
Все этапы работ
Соблюдение правил выполнения изделий
9
Общешкольная выставка «Коллекционный сервиз»
Коллективная работа
Организация и оформление выставки
2 блок «Игрушки – копилки» на основе воздушных шаров
1
Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)
Получение жесткой поверхности путем послойного наклеивания бумаги
Оклеивание формы слоями
из обрывков бумаги
2-3
Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик
Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов
Приемы приклеивания твердых предметов из упаковки для яиц
(ножки и ушки)
4
Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик»
Окрашивание гуашевыми красками под руководством учителя
Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсионной краски
5-8
Коллективное изготовление игрушки «Курочка Ряба» и яичко
Все этапы работы: получение жесткой поверхности, грунтовка, окрашивание, рисование
Соблюдение правил личной гигиены, приемы оклеивания, приклеивания дополн. деталей, окрашивание
9
Выставка работ «Мои игрушки – копилки»
Коллективная работа, составление рифмованных стишков для поделок
Организация и оформление выставки
3 блок «Пальчиковые куклы»
1
«Искусство кукольного театра». Куклы из папье – маше. Сведения о русских кукольниках.
Вводная беседа в мир сказок и фантазий
2
Выбор сюжета сказки.
Сказка «Приключения Незнайки»
Выбор кукол. Кто что будет делать
3
Куклы из папье – маше (по выбору детей: Знайка, Незнайка, Пилюлький, Винтик, и др.)
Лепка головы и шеи из пластилина, нанесение первого слоя на вазелин, нанесение 7-8 слоев бумаги
Приемы оклеивания формы бумагой
4
Куклы из папье – маше
Резание головы куклы пополам, извлечение пластилина, склеивание пустых половинок головы, грунтовка
Приемы извлечения предмета, умение грунтовать
5
Куклы из папье – маше
Сглаживание неровностей поверхности головы, роспись головы, дополнительные детали: волосы, нос, борода
Приемы рисования лица куклы
6
Куклы из папье - маше
Изготовление костюма для кукол (в виде рубашки, накидки)
Приемы шитья, работы с иголками, техника безопасности с иглами
7-8
Эпизод из сказки «Приключения Незнайки»
Театрализованное представление
Актерское мастерство
9
Выступление классных часах
Коллективная работа материал
4 блок «Маски сказочные»
1
«Маски на сказочное представление в технике папье – маше»
Выбор масок
2
Сказочные маски (лягушка-квакушка, мышка- норушка, зайчик- побегайчик, лисичка - сестричка, волк – серый бок, медведь)
Лепка из пластилина маски, получение жесткой поверхности путем послойного наклеивания бумаги
Приемы работы с пластилином
3
Сказочные маски (лягушка-квакушка, мышка- норушка, зайчик- побегайчик, лисичка - сестричка, волк – серый бок, медведь)
Отделение от формы, грунтовка водоэмульсионной краской
Приемы отделения от форм изделий.
4-5
Сказочные маски (лягушка-квакушка, мышка- норушка, зайчик- побегайчик, лисичка - сестричка, волк – серый бок, медведь)
Сглаживание неровностей поверхности маски, роспись маски
Приемы рисования образов персонажей
6-8
Постановка сказки «Теремок» с использованием масок
Театрализованное представление
Актерское мастерство
9
Итоговая выставка «Удивительный мир папье – маше»
Оформление выставки
Защита выставки
Программа
кружка умелых рук
"Мир папье -маше"15