Урок-открытие «Стволовые клетки»
Урок-открытие по теме: «Стволовые клетки».
Цель урока:
- предоставить ученикам старшей и средней школы возможность соучастия в «открытии» стволовых клеток;
- воспитывать активность и любознательность,
- развивать мышление.
Участники:
Ученики 11 класса(ведущие урока-открытия), ученики 7 класса(исследователи)
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования первоначальных знаний (открытий) о стволовых клетках.
2. Создавать условия для развития кругозора и фантазии детей.
3. Воспитывать благородные качества характера на примерах самоотверженного служения науке ученых, исследующих тему.
Дидактический материал (самостоятельные разработки учителя и учеников 11 класса):
Статья «Стволовые клетки», размещенная на сайте школы, плакат-презентация, слайды презентации к конференции, видеофильм «Стволовые клетки. Большой скачок».
Оборудование: ПК, большой и малый экраны конференц-зала, мультимедийный проектор, компьютеры, цифровые микроскопы, микропрепараты «ткани животных», «кровь человека», интернет-ресурс.
План урока.
№ п /пЭтап урока Вопросы и задания ведущих Примечание
1 Организационный момент.
Постановка цели урока. -Что такое «стволовые клетки»?
Заполнение в рабочей тетради в течение урока таблицы на две графы:
Что я слышал(а) о стволовых клетках?
Что нового я узнал(а) о стволовых клетках? Слайд
2 Сообщение темы и содержания урока. -Сегодня мы знакомимся с новым понятием «стволовая клетка»
-Кто из ребят слышал о стволовых клетках?
-Что вы знаете о стволовых клетках?
Поиск учениками 8 класса определения понятия «стволовые клетки» в интернете. Слайд
3
Возникновение термина «стволовые клетки» - Для многих участников конференции открытием сегодня явится не только понятие о стволовых клетках, но и факты авторства:
1. в возникновении термина;
2. в создании учения о стволовых клетках.
Вопросы для обсуждения.
Дайте толкования терминам:
Гематология
Костный мозг
Гистология
Эмбриология
Ткань
Орган
Кроветворение
Регенерация
Ученики 7класса записывают в тетради определения терминам.
Слайд
4
Авторство в создании учения о стволовых клетках -Ведущие обращают внимание участников:
1. на период создания учения о стволовых клетках(1970-1980 гг.)
2. на роль личностей ученых - наших соотечественников
Ученики 7 класса получают задание – найти информацию об ученых зарубежных стран – современников А. Я. Фриденштейна, параллельно занимавшихся исследованиями стволовых клеток. Слайд
5 Мотивация. - Ведущие предлагают ребятам 7класса дискуссию на тему: «Стволовые клетки в нашем организме выполняют функцию, которую «заложила» эволюция».
Выводы записываются в тетрадях.
Слайд
6 Урок – открытие основан на представлениях о взаимодействии разных дисциплин
( на «стыке» наук) - Старшеклассники задают вопросы о «научной основе» открытия – взаимодействии дисциплин и технологий, без которых изучение, получение из источников, хранение, транспортировка, введение, поддержание жизнедеятельности стволовых клеток не представлялись бы возможными. Слайд
7 Источники стволовых клеток Ребятам предлагается решить вопрос о преимуществах получения стволовых клеток из возможных источников.
Обсуждение касается и этической стороны вопроса. Слайд
8 Области применения в медицине Просмотр фильма «Стволовые клетки. Большой скачок» и дальнейшее обсуждение в текущем контексте.
Слайд
9 Развенчание мифов о стволовых клетках как панацее. Выступление ученицы 11 класса на тему, указанную в заголовке слайда с последующей постановкой вопросов.
-Кто они – жертвы рекламы?
-Что происходит с теми, кто доверят, не проверяя?
-Как уберечь себя от лженауки и псевдомедицины? Слайд
9 Лидеры в области новейших исследований стволовых клеток Ведущие пробуждают патриотические чувства участников, строя дискуссию так, чтобы в ее результате доминировала мысль - лишь временные экономические трудности «отодвинули» нашу страну с первых позиций в исследованиях в данной области. Слайд
12 Рефлексия.
Самооценка. - Вспомните, пожалуйста, что сегодня было открыто?
- Перечислите темы, которые мы сегодня затронули.
- Какие темы вас особенно заинтересовали?
- Ответьте на вопросы:
-С какой целью мы собрались в этой аудитории?
- Смогли ли мы достичь поставленный цели?
- Какой материал был трудным – «не был открыт»?
- Довольны вы собой или нет?
- старшеклассники оценивают свою работу в статусе ведущих конференции
-слушатели 7 класса – в роли соучастников урока-открытия 13. Домашнее задание. Ученикам 7 класса
- Выполните творческую работу – напишите эссе на тему «Стволовые клетки и будущее человечества»