Проект «Веселая гусеница»


Проект «Ученая гусеница»



Время проведения – один месяц. Желательно апрель или май, так как в это время уже изучается курс «Литературное чтение».

1 этап

Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.
Участники - все ученики класса.
Что делает учитель
Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.
Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый. Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.
Каждое звено обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.
Что делают дети
В течение месяца дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги:
желтый – стихотворение,
зеленый  - сказка,
красный – рассказ,
голубой – басня,
розовый – сборник произведений разных жанров.
Один круг обозначает одну прочитанную книгу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2 этап


Через месяц объявляется, что гусеница уже достаточно выросла, начинается подведение итогов.
Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать, сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.
Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:
«Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),
«Любителю басен» (кто прочитал много басен),
«Знатоку сказок»,
«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),
«Прочитавшему самую толстую книгу»
«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.

Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница».




3 этап. Праздник «Знатоки литературы»

Сценарий итогового мероприятия «Знатоки литературы» по проекту «Ученая гусеница»
Подготовка:
1. Оформление класса – гусеница на стенах класса и книжная выставка «Наши любимые книги».
2. Приобретение призов-сувениров.
3. Изготовление элементарных костюмов для Незнайки (шляпа и галстук), Мальвины (нарядное платье), собаки Шарика (собачья маска или уши), Бабы – Яги (рваная одежда, маска, метла).В роли литературных героев -старшеклассники).
4. Подготовка рекомендательного списка литературы для чтения на летних каникулах.
Действующие лица:
Учитель в роли ведущего, Незнайка, Мальвина, собака Шарик, Баба – Яга, ученики класса, их родители.
 Учитель: Здравствуйте, дорогие мои ученики, уважаемые взрослые! Очень рады видеть вас у нас в гостях. Собрались мы сегодня  здесь не случайно. У нас сегодня необычное мероприятие - подведение итогов по проекту «Книжная гусеница», сегодня мы будем говорить о книге, решать интересные литературные задачи и, конечно, раздавать заслуженные призы.
И теперь наступает минута подведения итогов нашего проекта (открывает конверт)
Звучат фанфары.
Учитель: Ребята, здесь какое-то послание!
Послание: «Не будет у вас никакого праздника, никакого награждения, никаких подарков». Подпись «Сказочный герой».
Ребята, как вы думаете, кто мог так поступить?
Ответы детей (Кощей, дракон, Баба- Яга)
Звучит музыка, выходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, здравствуйте! Как вас много! Вы что это тут расселись? Праздник какой?
Учитель: Ребята, вы узнали кто это? И из какой книги? (Дети отвечают)
У нас, Незнайка, праздник книги!
Незнайка: Книги? И такой праздник бывает? Получается, вы очень любите читать? Ну, раз вы такие умные, может, поможете мне найти хозяев вот этих предметов (достает сундук). Проводится игра «Сказочная кладовая».
Сказочная кладовая
-          Азбука, колпак  (Буратино.А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
-          Туфелька. (Золушка.Ш.Перро «Золушка»)
-          Яблоко (Старуха. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
-          Большая голубая шляпа. (Незнайка. Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»)
-          Роза (Кай и Герда. Х.К. Андерсен «Снежная королева»)
-          Цветок с семью лепестками  (Катаев «Цветик-семицветик»)
-          Половина грецкого ореха (Дюймовочка. Х.К.Андерсен «Дюймовочка»)
-          Зеркало (Царица. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Учитель спрашивает Незнайку: Ты не знаешь,  кто мог забрать наш с конверт с именами победителей?
Незнайка: Нет, не знаю, посмотрю – ка в своем сундучке, у меня тут много чего еще осталось (ищет, выкидывая в разные стороны различные предметы).  Кажется, нашел! Это он! (показывает конверт ведущему).
Учитель: Спасибо тебе, Незнайка!
Кто-то из детей вскрывает его и читает слово «Души».
Учитель: «Души?» Странное слово, оставим его пока у себя, может, оно нам потом пригодится (вешает на доску слово «Души».) Нет, это не то, что мы ищем. Появляется Мальвина.
Мальвина: «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Как я рада всех Вас видеть!!! Как я люблю читать! Вы тоже все, наверно, любите читать сказки? А хотите поиграть со мной? Моя игра называется «Кто это сказал?»
Игра « Кто из литературных героев сказал»
-         «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»
(Мишутка)
-         «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя
(Мойдодыр)
-         «Это что за остановка-
Бологое иль Поповка?»
(Рассеянный с улицы Бассейной)
-         « Говорю тебе, злодей
Выплюнь солнышко скорей»
(Медведь)
-         А еще меня уверяли, но этому уж- то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой»
(Кот в сапогах)
- «Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей»
(Наф-Наф)
- «Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла»
(Красная Шапочка)
- « Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую.»
(Старик рыбак)
- «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся».
(Девочка из сказки «Гуси-лебеди»)
- Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!»
(Федора)
Учитель: Мальвина, ты случайно не знаешь, кто мог забрать наш конверт?
Мальвина: Да нет, конечно же, нет! А что, у вас его украли?
Учитель: Да, у  нас пропал конверт с именами участников и победителей проекта «Книжная гусеница».
Мальвина: Какой кошмар! Среди моих книг я видела что- то похожее на конверт (ищет). Вот он! Ура! Нашла! Надеюсь, это то, что вы ищете! (вручает конверт).
Учитель вскрывает конверт в нем слово «Для». Это не совсем то, что нам нужно (прикрепляет рядом со словом «Души»)
В дверь скребется пес Шарик.
Шарик: Здррррравстуйте, рррребята и товаррррищи взрррослые! Я к вам прямо из Прррростоквашино! Прррринес задания, которые мы с Дядей Федором сочинили. Они, конечно, пррро кошек и собак.
Гав-Гав. Вспомните, как звали щенков, песиков, собачек.
- Собачка, которая помогла деду и бабку репку из земли вытащить.
(Жучка)
- Пудель Мальвины (Артемон)
- Маленькая собачка охотника Пульки (Булька)
- Песик- герой рассказов Чарушина (Томка)
- Два приятеля-пса из рассказа Носова (Бобик и Барбос)
- Собака Айболита (Авва)
Мяу-Мяу. Вспомните, как звали котов, кошек, котят
- «Слепой» кот, товарищ Алисы (Базилио)
- Котенок, который забрался в шляпу и напугал Володю и Вадика (Васька)
- Кошка, которая помогала тянуть репку (Машка или Мурка)
- Кот дяди Федора (Матроскин)
- Умный кот, который достался в наследство младшему брату (Кот в сапогах)
Шарик. Молодцы, ребята! Вам письмо из Простоквашино: Печкин утром принес.
Кто-то из детей вскрывает конверт, читает слово «Аптека».
Учитель вместе с детьми соединяет все эти три слова и спрашивает у родителей и детей: Вы не знаете, что это означает? «Аптека для души» (заранее подготовленный родитель из класса отвечает: «Кажется, я вам смогу объяснить, что означает эта фраза»)
При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена.
Учитель: Я приготовила для вас новые приключения, новых героев, новые открытия. Вы обнаружите их летом, прочитав книги. (Раздает списки книг для чтения летом)
Тут неожиданно, ковыляя, входит   Баба – Яга и тянет за собой красный мешок.
Учитель: Ты откуда взялась, бабушка?
Баба – Яга: Да вот, пришла вернуть вам ваши подарки.
Учитель: А зачем же ты их украла?
Баба – Яга: Думала съедобные, а оказалось совсем нет Какие- то бумажки, конверты (выбрасывает из мешка листы и с ними вылетает конверт)
Баба – Яга: Обиделась я на вас на всех, пойду на другой праздник, может у них будет что- нибудь вкусненькое! (уходит)
Учитель: Давайте посмотрим,  что в этом конверте. Да, это то, что мы искали! Имена наших участников и победителей!
Звучат фанфары.
Награждение участников и победителей проекта.





А. Гайдар «Горячий камень»






Иванов Денис