Планирование по математике для будущих первоклассников


Пояснительная записка по курсу «Математика и логика»
Количество часов – 25 (1 час в неделю)
Учебное пособие…..
Исследования психологом, многолетний опыт педагогов практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое.Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение, познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объёмом памяти и внимания.
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, даёт возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Программа курса «Математика и логика» учитывает возрастные и психологические способности детей 6-7 лет, предусматривает 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут.
К концу обучения по программе «Математика и логика» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирования у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
Об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
О расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
О геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;О простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составление целых фигур из их частей.
Знать:
Части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
Для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
Состав чисел первого десятка;
Знаки , ≤ , = для записи сравнения;
Знаки +,-,= для записи сложения и вычитания;
Общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
Выделять и выражать в речи знаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
Находить части целого и целого по известным частям;
Считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
Сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала;
Соотносить цифру с количеством предметов;
Выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (сверху, снизу, слева, справа, посередине)
Продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
Выполнить сложение и вычитание в пределах 10 на основе предметных действий;
Непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму, площади;
По заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.
Тематическое планирование по курсу «Математика и логика»
№ Тема занятий Дата проведения Количество
Часов
1 Понятие «один», «много», счет от 1 до 10 и обратно. Число и цифра 1.Различие предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. 1
2 Число и цифра 2. Состав числа 2. Приемы сложения и вычитания. Задачи на внимание. Формирование понятий: «сначала», «потом», «налево», «направо», «слева», «справа», «вверх», «вниз». 1
3 Число и цифра 3. Состав числа 3. Игра «Поезд». Формировать понятия: «больше», «меньше», «равно». Развитие мышления, памяти, воображения. 1
4 Число и цифра 4. Состав числа 4. Ига «Что сначала, что потом?». Развитие внимания, мышления 1
5 Число и цифра 5. Состав числа 5. Упражнения в узнавании цифр. Игра «Найди одинаковые предметы». Характеристика предметов по их свойствам. 1
6 Число и цифра 6. Состав числа 6. Группировка предметов. Задачи на классификацию и развитие мелкой моторики. Понятие «один-много» 1
7 Число и цифра 7. Состав числа 7. Развитие речи, воображения. Составление вопросов. 1
8 Число и цифра 8. Состав числа 8. Решение задач на сложение и вычитание. Развитие памяти, мышления. Объединение предметов в множества. 1
9 Число и цифра 9. Состав числа 9. Упражнения в узнавании чисел. Соотнесение количества с числом. Игра «Найди лишнее». Задачи на внимание. 1
10 Число и цифра 10. Состав числа 10. Составление задач. 1
11 Понятие о числе 0. Понятие числовой ряд. Задачи на поиск закономерностей. 1
12 Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10 1
13 Работа над составом чисел. Классификация фигур по цвету, форме и величине. Развитие наблюдательности. 1
14 Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. 1
15 Решение задач вида «меньше на…/ больше на …» 1
16 Упражнения в измерении отрезков с помощью мерки. Сравнение отрезков. Задачи на развитие внимания и мелкой моторики. 1
17 Сравнение предметов по различным параметрам: вес, объем, площадь. Повторение состава числа первого десятка. 1
18 Знаки «, ≤ , =» в сравнении чисел. Учимся сравнивать числа. Задачи на поиск закономерностей и развитие объемно-пространственной ориентации. 1
19 Математический диктант. Игра «Ищем причину события». Классификация предметов. 1
20 Вычисления в пределах 10. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Игра «Эхо» 1
21 Последовательность событий, игра «Что сначала, что потом?». Обработка вычислительных навыков в пределах 10. 1
22 Повторение состава чисел. Сравнение чисел. Решение логических задач. 1
23 Графический диктант. Сложение и вычитание в пределах 10. 1
24 Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний. 1