Философские основы литературного образования старшеклассников.
« Философские основы литературного образования старшеклассников»
( статья учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназии № 133 Кировского района г.о.Самара Е.Ю.Герасимовой ).
На сегодняшний день каждое учебное заведение ведёт активный поиск новых форм преподавания. Одним из реальных способов развития личности ученика является формирование его духовного мира средствами литературы, прочитанной в контексте русской православной культуры.
Вся наша литература 19 века пронизана христианской тематикой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страданий, ужаса жизни. Подтверждением этому будут слова Н.Бердяева: «В русской литературе ,у великих русских писателей религиозные темы и мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира».
Задолго до изучения курса литературы ,словесник ,определяя тему и проблемы художественного произведения, должен понять суть всего творчества писателя, его истинные замыслы и приоритеты. Данная работа важна на всех ступенях изучения литературы, но особенно актуальна она в 10-11 классах, когда старшеклассники стоят перед выбором жизненных ценностей : любовь к ближнему, доброта, совесть. Тогда на помощь учителю и школьникам приходят философские размышления русских писателей и поэтов 19-20 веков.
Круг православных тем и размышлений философов , включённый в школьную программу по литературе , может быть чрезвычайно разнообразен:
-проблема прощения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»,
-проблема пробуждения совести и искупления вины в романе М.Е.Салтыкова- Щедрина «Господа Головлёвы»,
-идея права и благодарности в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Религиозный вектор прослеживается и в литературе 20 века:
Ф.И. Тютчев, И.А.Бунин, М.А.Булгаков, А.А.Ахматова, А.И.Солженицын.
Разумеется, проблема истолкования современной литературы так же имеет место быть . Как понять , принять и сохранить в памяти прочитанное , допускающее огромное количество толкований? В таких ситуациях мы и обращаемся к тем , чьё мнение особенно значимо , а позднее сами даём оценку художественному произведению.
Существующие ныне современные концепции литературного образования школьников, новые технологии и опыт говорят о важности проблемы наполнения уроков литературы новым содержанием. Новые программы, новые методики ставят перед теорией и практикой школы важные вопросы, среди которых наиболее интересным, на мой взгляд, является интеграция не только литературы и музыки, литературы и искусства, истории, но и философию и искусство слова.
Кто же из философов поможет школьникам понять, осмыслить и принять мировоззренческую идею, позицию поэта или писателя? На помощь приходят труды философов и педагогов 2 половины 19-начала 20 веков.
Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Осипович Ключевский,
Виктор Петрович Острогорский, Иван Александрович Ильин,
Николай Александрович Бердяев, Василий Васильевич Розанов – все эти философы, педагоги, исследователи идеи человека в русской культурно-исторической традиции помогут старшеклассникам при прочтении и анализе любого произведения.
Сегодня, делясь опытом работы данного направления, хочу отметить , что философское восприятие действительности некоторых их перечисленных философов вызывают затруднение у слабых учащихся. Им сложно понять само произведение, а уж истолковать его с позиции религии бывает вообще затруднительно. Да, они все говорят о русской литературе, о русском человеке, но по-разному : кто-то просто, а кто-то очень сложно.
Например Иван Александрович Ильин в статье « О грядущей России» просто и понятно отмечает : «Великая русская поэзия была порождением истинного чувства, восторга, вдохновения, света, огня,- именно того. Что мы называем сердцем и от чего душа человека начинает петь
(Лермонтов, Тютчев). Выдуманные стихотворения Тредиаковского не могут петь, они сухи, мертвы, они не создают поэзии, а только рифмованные строчки». В статье, посвящённой творчеству Ивана Бунина, философ отмечает : «Бунин – поэт большого. Тонкого ума и самосознания. Нельзя не отметить звуковое мастерство, умение- изобразить вещь через её звук, дать ощутить её присутствие с силою полной наглядности. Бунин – мыслитель иногда расскажет о своих чувствах , и мы верим ему .Бунин – художник всегда холоден и объективен. Бунин видит в человеке мрак и хаос. Он прав: в нём есть всё».
Понятна и позиция Николая Александровича Бердяева : « Революцию я пережил мучительно. Я считал её неизбежной и приветствовал её, однако , видя её последствия, отказался от неё». В августе 1922 года без суда из страны выслали 160 крупных учёных не поддержавших революцию. Бердяев покинул Россию на печально известном «философском пароходе». В Берлине он читал курс истории русской мысли и этике.
Прежде, чем знакомить учащихся с философскими трактатами, словеснику нужно кропотливо изучить их самому, соотнести с мировоззрением и уровнем подготовки по предмету конкретного класса,
Индивидуальными особенностями ребёнка ,дабы не вызвать у старшеклассников неприятие того или иного текста.
Однако наше мнение может не только во всём совпадать с писателями, критиками, философами, но и кардинально отличаться от него.
В помощь нам и существуют философские трактаты, дающие ответы, казалось бы, на все вопросы современности. Обратимся к самому известному и неординарному по своим взглядам на произведения классиков и русскую литературу вообще русскому религиозному философу, литературному критику и публицисту В.В.Розанову.
Он не написал ни одного художественного ( в традиционном смысле ) произведения. Однако все в один голос называют его «одним из первых русских писателей». « После Пушкина, Достоевского, Тургенева, - вторит им Дм. Философов,- когда, казалось ,русская литература достигла предела своей яркости и богатства, Розанов нашёл новые его красоты. Сделал его совсем иным».
В его труде «Опавшие листья» существует огромное количество общепринятых понятий и характеристик многих литературных героев, однако есть суждения о классических произведениях, заставляющие нас многое переосмыслить . Например , о Достоевском он пишет мысли, не требующие сомнений или размышлений. Мы, после прочтения «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых», сами делаем похожие выводы: «Признают Достоевского глубочайшим аналитиком человеческой души. Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров- чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле».
Самый мистический автор 19 века Н.В.Гоголь так же заинтересовал В.В.Розанова .О нём писали, о его творчестве размышляли ,пытались понять, но многие так и не поняли . В загадочных произведениях классика В.В.Розанов увидел очень многое : «Он был гениальный живописец . Гоголь- пример великого человека. Выложите вы его из русской литературы , действительности, жизни- огромная зияющая пропасть останется на месте, где стоит краткое «Гоголь». Он - великий творец- фантаст. Только такой «ведун» мог написать «Невский проспект», «Портрет», задумать Собакевича, смешаться и в слезах, и в смехе, удивляя друзей и оставляя недоумение в потомстве».
Данные суждения помогают понять , что русская литература , не будь в ней Н.В.Гоголя, была бы однобока, даже скучна и обыденна.А что его герои?
Как понять образ Чичикова, возможно ли оправдать поступки и мысли этого героя ? Ответить на этот вопрос, а тем более доказать свою точку зрения учащимся бывает нелегко. Поэтому можно снова отправиться на поиски ответов на проблемные вопросы в размышления философов. В.В.Розанов пишет: «Всматриваемся в течение речи героев- и мы видим, что оно безжизненно. Где бы ни открыли мы книгу, на какую бы сцену не попали, мы видим всюду эту же мёртвую ткань языка ».
Однако интерес читателей вызывают резко негативные взгляды философа на уже устоявшиеся в литературе положительные отзывы о классических героях. Например, нас шокирует признание «милого образа» Татьяны Лариной (по мнению самого известного критика 19 века В.Г.Белинского) не таким уж милым и идеальным: «А где же её дети? Вот что забыл Пушкин, рисуя свой «милый идеал». Плакать хочется. Страшен усталый взгляд Татьяны! Сегодня усталый, завтра усталый. С Татьяной никого.
«Да, мне всё равно!» Семья немыслима без двух. Эти двое тогда ткут, когда их устроил бог в одно лицо. Семья именно там, где есть «одно» …»
Данное видение героини отлично от общепринятого, но его нельзя считать неверным, оно другое, и о нём также нужно размышлять, понимать, а уж поддержать его или опровергнуть – подскажет ваше сердце.
Размышляет философ практически обо всём , даёт оценку многим общественным и литературным явлениям , не боясь быть одиноким в отношении многих «закрытых» тем. О некоторых мастерах слова, не называя их имён, он писал : « Есть люди с великими темами, но без слова; и есть люди с богатыми словами, но которые родились без темы» .Кто же они ? Опять есть огромное поле для размышлений, не так ли? Философ продолжает: « Писатель не должен смотреть на то, что написал много страниц…а что из этого вышло или что он сотворил и оставил. Это совсем иное, нежели «хорошо написанные страницы». Русские досыпали «сон Обломова», сидели «на дне» Максима Горького, мечтая о «золотой рыбке» будущности и исторического величия» .Данные отрывки важны для понимания не только конкретного произведения, но и литературы в целом.
«Опавшие листья» В.В.Розанова - уникальный трактат , который помогает разобраться педагогам и детям при анализе произведений многих писателей и поэтов, даёт ответы на многие проблемные вопросы, связанные с пониманием религии, живописи и литературы.
Данная книга интересна тем, что включает в себя размышления на морально-этическую тематику: что есть добро и зло, какова грань между гуманизмом и резким неприятием жизненных ценностей другого человека, что есть любовь и каково её проявление, хорош или плох эгоистичный человек , и каковы же они мастера слова русской литературы. Прочитав данные размышления, не только многие из нас, взрослых, но и , что особенно отрадно, школьников, переосмыслят многие ценности , встав на путь исправления. Такова уж она, ФИЛОСОФИЯ!