«Проектная деятельность на уроках кубановедения».
Проектная деятельность на уроках кубановедения
ПРОЕКТ в начальной школе - это продуманный и организованный учителем, но самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, который завершается созданием «продукта». Он позволяет учащимся выразить свои собственные мысли в удобной и творчески продуманной форме. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Как же использовать проектную деятельность при проведении уроков кубановедения? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что данный метод одинаково эффективен как во внеурочной деятельности, так и на уроке.
Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроке можно условно разделить на несколько видов: домашнее задание исследовательского характера; применение исследовательского метода обучения (учащиеся разбиваются на группы, каждая получает свою тему для разработки и в течение урока готовит мини-проект, который защищают в конце урока); проведение учебных опытов- экспериментов; нетрадиционные формы занятий.
Урок кубановедения позволяет учителю и учащимся придумывать и разрабатывать самые неожиданные и нестандартные проекты:
“Моя семья”;
“Экологические проблемы моей малой Родины”;
« Герои живут рядом”;
“Орден в нашем доме”;
«Связь поколений: от прадедов к внукам» и т.д.
Такие виды работ всегда встречаются учащимися с интересом и энтузиазмом, так как позволяют не просто рассказать о родном крае, его традициях, но и почувствовать себя частичкой казачьей культуры и соответственно Кубани. Именно это и является главной задачей курса «Кубановедение».
Однако необходимо соблюдать основные требования при использовании метода проектов. Их можно определить тремя вопросами:
Зачем? При использовании метода проектов учитель не предлагается ученикам проблему в готовом виде, а с помощью различных приемов, средств наглядности подводит их к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?"
Для чего или для кого? Ребёнок должен осознавать, где и как он может использовать полученные знания, какой «продукт» проекта получится в ходе его выполнения .
Как? Ученик сам определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его защита.
Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела предмета метод проектов, то он должен продумать всё до мельчайших деталей; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать детям, не предлагая при этом готовых решений. Желательно тщательно продумать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
На 1-м этапе - погружении в проект - учитель должен пробудить у ребят интерес к теме проекта, обозначить проблемное поле, расставить акценты значимости. В результате обсуждения проблемы дети совместно с учителем определят цель и задачи проекта, наметят способы решения.
На 2-м этапе задача учителя: организовать учащихся в группы, определив цели и задачи для каждой из них.
При этом необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. Исходя из этого, учитель использует дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, способностей и склонностей детей. На этом этапе учащиеся совместно с учителем планируют работу по выполнению задач проекта.
3-й этап – выполнение работы. На этом этапе детям необходимо дать полную самостоятельность в поиске информации по теме, а когда им не хватит имеющихся знаний, умений, самое время подать новый материал. Учитель должен постоянно держать в поле зрения ход работы, уровень её самостоятельности, ведь при выполнении проекта важен не только результат, но процесс приобретения новых знаний и умений.
4-й этап - защита проекта. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Я считаю, что любая тема на уроке кубановедения достойна исследования. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творчеству не приучать ребёнка с раннего возраста, то ему будет нанесен ущерб, который трудно будет восполнить в последующие годы. Поэтому этому надо начинать учить как можно раньше. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, при этом все работы носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Главное для меня, как учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Дать им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического основания проектов, вместе проводят опыты, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный их труд.
В результате работы над проектами, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты: развиваются индивидуальные способности учащихся, у них формируются навыки «всегда быть успешными», они не бояться трудностей, находят выход из любой ситуации.
Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета, а также во внеурочной деятельности. Он направлен на достижение целей, которые ставят сами учащиеся, и поэтому он уникален. Во время выполнения проекта у детей формируется большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Ребята приобретают опыт деятельности, и поэтому проект просто незаменим. Проектная деятельность становится незаменимой формой классно-урочного обучения.