Развитие лидерских качеств личности

Развитие лидерских качеств личности.

Чубова В.В.
учитель начальных классов, СОШ № 18, г. Павлодар

Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Эту простую истину в нас закладывали сначала в школе, затем в высшем учебном заведении. Затем учителем становилась сама жизнь. Любому из нас дано право, самостоятельно выбирать свое место в коллективе. Каждый человек по природе обладает определенными лидерскими задатками, однако развить их в достаточной степени и использовать, чтобы достичь своих целей и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], получается далеко не у каждого. Почему некоторые люди, уже в юном возрасте ведут себя как прирожденные лидеры и способны повести за собой толпу, а другие не могут даже настоять на своей позиции и выступают в роли ведомых, следующих за лидером? В чем состоят особенности психологии лидерства, и какие черты присущи лидеру?
Психология лидерства кроется не только в особенности характера и мышлении человека, но и проявляется внешне. Лидера достаточно просто выделить в толпе по его поведению, привычкам [1,с.1]. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть. А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Лидер должен выработать в себе Ум Начинающего. Это важное качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент - сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Лидер справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности [4, c. 48]. Работая учителем начальных классов, с каждым новым набором учащихся, ищешь среди детей лидера, который уверен в себе и своих силах, который готов вести за собой других, брать ответственность за себя и свои решения. Такой лидер должен обладать навыками вербального и невербального воздействия на окружающих. Бывает, что ребенок «кажется» лидером, но в силу слабого характера или своей лени, очень быстро устает от ответственности за одноклассников. Тогда приходится более тщательно продумывать свой выбор.
По мнению ученых, считается, что в жестикуляции лидера, как правило, преобладают жесты открытости и доминирования. Поза и походка лидера также свидетельствуют об уверенности, силе воли и открытости. Прямой решительный взгляд, прямая спина, широко расправленные плечи, размашистая походка, немного резкие, доведенные до конца жесты рук, выразительная мимика, высоко поднятая голова – все это признаки, по которым, можно выделить среди толпы человека, обладающего лидерскими навыками[5, с.116]. Данные особенности  - только внешние проявления лидерских качеств, обусловленные внутренним состоянием человека, его психологией, образом мышления. Внутренне лидер всегда уверен в себе, своих возможностях и начинаниях; он открыт ко всему новому и всегда готов бросить вызов обстоятельствам. Как правило, лидеры обладают большой силой воли, отличными коммуникативными способностями, умением мотивировать себя и других людей. Также лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством для достижения поставленной цели [1, с.1].
Давайте более подробно рассмотрим личность лидера. В свете современных разработок данного вопроса стоит обратить особое внимание на связи лидерской роли с личностью ее исполнителя [2, с.124].
Личность лидера, этот аспект в той или иной степени уже затрагивался при рассмотрении детерминантов ролевой дифференциации лидерства, механизмов выдвижения в позицию лидера, а также в кратком историческом очерке релевантных обсуждаемой тематике исследований
Усилившийся акцент на перцепции последователей, характерный, для сторонников «имплицитной теории» лидерства, привел, по мнению специалистов к весьма неожиданному сдвигу в подходе к анализу проблемы личностной детерминации лидерства. От черт лидера акцент в попытках ее понимания фактически сместился к атрибуциям последователей. Подобный взгляд на проблему отражает, точку зрения некоторых ведущих ее разработчиков, в частности Р. Лорда и его сотрудников. [2, с.124] Вместе с тем в последнее десятилетие новый исследовательский импульс получил и традиционный подход к упомянутой выше проблеме. Катализатором послужило обращение ряда исследователей лидерства к пятифакторной модели личностных черт, или так называемой Большой Пятерке - одному из наиболее популярных и перспективных современных подходов в изучении личности [3, с. 78]. Причем словом «Большая» подчеркивается, как мы увидим далее, включенность в каждый из факторов модели множества более конкретных черт. Р. Хоган с соавторами [1994] попытался выяснить, какие из факторов «Большой Пятерки» можно рассматривать в качестве детерминантов лидерства. С этой целью ученый, обратился к данным фундаментального справочника Р. Стогдилла, интерпретируя отдельные приводимые там черты как относящиеся именно к лидерству (что сделать, замечу, весьма непросто, поскольку специального разведения между лидерством и руководством Р. Стогдилл, подобно подавляющему большинству американских исследователей, не проводил). Кроме того, были обобщены данные ряда более поздних и современных исследований так называемого внезапно появляющегося лидерства, в которых посредством различных психологических тестов (в частности, известного отечественным психологам Калифорнийского многофакторного опросника - СРГ) изучалась связь между чертами личности и лидерством.
В итоге был сделан вывод о том, что четыре фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов выдвижения в позицию лидера, а именно:
экстраверсия (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как напористость, энергичность, активность, общительность);
нейротизм (низкий уровень выраженности представлен такими чертами, как эмоциональная стабильность, уверенность, уравновешенность, спокойствие);
сознательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как дисциплинированность, ответственность, надежность, настойчивость, добросовестность);
доброжелательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как склонность к сотрудничеству, доверчивость, дружелюбие, доброта). [2, с.125]
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что нет единой теории лидерства в психологии. Вместе с тем многие теории сходятся в том, что лидер – это человек, который способен оказывать влияние на других людей и пользующийся авторитетом среди других. Одним из методов развития лидерских качеств является специальное обучение, организованное в Т-группах.





Список литературы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Психология лидерства: лидером может стать каждый, 2016.
- 1 с.
2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие: Статут Москва, 2007. – 124 с. 125с.
3. Лаак и Бругман, Как измерить человеческую индивидуальность, 2003; Первин и Джон, Психология личности, 2000. – 78 с.
4. Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. – 48 с.
5. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам, 2003. – 116 с.




15