Использование современных технологий на уроках истории и обществознания (из опыта работы)


Использование современных педагогических технологий (из опыта работы)
На протяжении всех лет работы я внимательно слежу за развитием исторической науки, учусь преподавать свой предмет. Понимаю, что современные цели и задачи в обучении истории и обществознанию традиционными методами решить невозможно, поэтому ищу наиболее оптимальные. В своей педагогической практике использую инновационные технологии обучения или их элементы, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, что позволяет им не просто воспринимать учебный материал, но и стать активными участниками образовательного процесса.
Опираясь на принципы вариативности, гибкости и открытости, выдвинутые О. Якиманской, для достижения педагогической цели – формирование компетентной личности, способной к успешной адаптации вне школы – в своей педагогической деятельности я пришла к технологии, включающей в себя сочетание элементов разных технологий:
Игровая технология;
Проблемное обучение;
Проектно-исследовательская деятельность;
Элементы здоровьесберегающих технологий.
Игровая технология незаменима на уроках в 5-7 классах. Словарное лото, хронологическая дуэль, словарный аукцион, решение кроссвордов способствует более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывает интерес к предмету. Для создания ситуации успешности на уроке, переключения внимания, развития интереса к истории я предлагаю учащимся 5-7 классов самим искать вопросы для игры «Что? Где? Когда», которую провожу на повторительно-обобщающих уроках.
В старших классах, чтобы повысить мотивацию к изучению истории, развить наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учащихся, сформировать навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.), но при этом сделать процесс обучения интересным, использую метод кроссенс.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам. К тому же это нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Например, по следующему кроссенсу учащимся даётся задание: определить тему (то есть эпоху) и найти связи между соседними картинками.

Это самый простой и прямолинейный вариант, ребята, назвав правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II, называют эпоху дворцовых переворотов и. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.
Это задание может стать более сложным, многомерным, если портреты правителей заменить символами, связанными с эпохой каждого правителя. Но самыми интересными являются кроссенсы самих учащихся. В первую очередь они отражает глубину понимания учениками заданной темы, способствуют развитию логического и образного мышления, повышают мотивацию и развивают способность самовыражения. Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников помогает ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Примером может кроссенс моего ученика Мельникова Руслана (11 класс):
Каким исторически значимым событиям посвящены данные мемориалы? Какая общая тема объединяет их?



Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемный вопрос.
На уроке истории в 5 классе по теме «Падение Римской республики» на вопрос: «Почему пала Римская Республика» дети отвечают: «Удар республике наносят рабовладельцы».
Учитель. «Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?» Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Работа с учебником.
Научить ученика самостоятельно работать с учебником, выработать навыки умения осмысленного чтения также помогут также методы и приемы проблемного обучения. Например, при изучении темы «Франция в XVIII веке» ( 8 класс) в учебнике читаем «…феодальное общество делилось на 3 сословия: первое - духовенство, второе - дворянство, а все остальные слои населения - третьего сословие». Ребята должны найти ответ на вопрос: какие слои входили в третье сословие.
3. Проблемное задание требует усвоения многих фактов содержания урока, побуждает вспоминать ранее пройденный материал.
После лекции учителя по теме: «Февральская революция 1917 год» учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Почему победила Февральская революция?
Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции?
Каков итог революции?
Сравнить 1-ю и 2-ю революцию.
В преподавании истории в профильных классах использую методические приемы создания проблемных ситуаций, при которых ученики:
приходят к противоречию и предлагают способ его разрешения;
излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос;
рассматривают явление с различных позиций;
обобщают, обосновывают, конкретизируют;
решают проблемные вопросы с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.д.
Примеры проблемных заданий по истории в 10-х профильных классах:
А. С. Пушкин в беседе с М. М. Сперанским в начале апреля 1834 года дал такое сравнение его деятельности с деятельностью А.А.Аракчеева: «Сперанский и Аракчеев стоят в дверях противоположных, как гении Зла и Блага». А через три недели поэт с сожалением писал о смерти графа Аракчеева, так как не мог с ним «видеться и наговориться». Что это – принцип «о покойниках плохо не говорят» или что-то другое?
Подготовку судебного процесса по делу декабристов Николай I начал уже в январе 1826 года, когда следствие было еще в разгаре. К этому времени в распоряжении императора находились показания декабристов о причастности к заговору М.М.Сперанского. И тем не менее Николай I привлек Сперанского к разработке процедуры суда над восставшими. Почему?
В современном мире человек должен не только занимать активную позицию, но и уметь держать планку на высоком уровне как в профессиональной, так и в деловой сфере. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения  необходимость организации исследовательской деятельности обучающихся, что такая деятельность – одна из важнейших составляющих процесса обучения. Для успешного личностного роста необходима способность человека проектировать свою жизнь: поставить перед собой ближние и дальние цели, разработать план, провести исследование, и проанализировать результаты, понять, совпадают ли они с поставленными целями. Организовывая такое обучение, учитель должен придерживаться следующего  принципа: «больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе учащихся, избегая задавать ей определенное направление».
В 5-7 классах мои учащиеся на уроках работают над созданием мини-проектов. Это увлекательное и полезное для них занятие, развивающее когнитивные и эвристические способности.
Примером может служить реализованный учащимися 7 класс мини-проект по теме «Смутное время», на котором они решали следующие задачи:
1. Создать таблицу, содержащую политические, экономические, социальные причины, породившие Смуту.
2. Сформулировать цели организаторов иностранной интервенции.
3. Составить кластер, отражающий государственную власть во время Смуты.
4. Найти в источниках информацию о героях – спасителях России.
5. Составить кроссенс по данной теме.
Данный проект предполагал использование Интернет-ресурсов, поэтому ученикам давалась подробная инструкция:
1. Определить область поиска информации.
2. Четко сформулировать запрос.
3. Изучить карту сайта http://www.rusarchives.ru, определить главную идею.
4. Выделить основные понятия, имена, даты и факты.
5. Сопоставить содержание сайта с текстом параграфа в учебнике.
6. Отобрать фото и видео иллюстрации.
7. Систематизировать и оформить материал.
8. Представить результат в электронном виде с устным комментарием.
В 10 классе учащиеся работали над коллективным интегрированным проектом «Ильинка: вчера сегодня, завтра», исследовательская деятельность учащихся заключалась в изучении прошлого и настоящего нашего села и создании программы развития. Это, конечно, не новая идея, и, скорее всего, кто-то ее уже использовал в своей работе с детьми. Но данный проект позволил ученикам соприкоснуться с прошлым своего села, поработать с архивами, побеседовать со старожилами, изучить материалы, имеющиеся в музее школы, побродить по страницам интернета. Самым главным условием было точное совпадение современных фотографий, которые сделал ученик, со старыми, которые он нашел в источниках. Интересными оказались программы развития села, которые предполагали реформы в сфере ЖКХ, общественно-политической, культурно-просветительской областях. Проектная работа оказалась интересна абсолютно всем. Практически все ребята справились с поставленными целями общего проекта в начале года и максимально приблизились к прогнозируемым результатам в конце года на защите своих мини-проектов.
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Также считаю, что личностно - ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории и обществознания возможно только при использовании элементов здоровьесберегающих технологий, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек. Так, например, пропагандируя здоровый образ жизни, особый акцент делаю на следующем:
в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» обращаю внимание учащихся на то, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
на уроках правоведения в 9, 10 классах обязательно рассматриваю статью 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркиваю, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к страшным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанное понимание пагубности многих привычек и контроль своего поведения;
при изучении глобальных проблем человечества в 5- 11 классах обращаю внимание на то, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями).
Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют учащихся равнодушными.
Нельзя не сказать и об использовании ИКТ. Возможности ПК и Интернета - это часть нашей и повседневной и профессиональной жизни. Компетентностный подход усиливает практическую значимость программного материала. Большой поток информации приводит нас к обязательному использованию ИКТ как при проведения учебных, так и внеклассных занятий.
Применение информационных технологий
Обучающие программы, электронные учебники
Презентации, составленные учителем, учащимися
Обучающий контроль
Самостоятельная поисковая работа в сети Интернет
Творческие проекты
Научно-исследовательская деятельность

Я считаю, что объединение технологий в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя компетентности.