Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина — Алтай»
Комитет по образованию Косихинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________Кочетова Н.А.
Протокол № ___ от
«____»____________20__. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ ООШ
____________Кальянова Н.Н.
«____»____________20__ г. «Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ
____________Слюсарева С.М.
Приказ № ___ от «__»_____20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кальяновой Натальи Николаевны,
высшей квалификационной категории
по внеурочной деятельности
«Моя малая Родина - Алтай»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______20__
2012 - 2013 учебный год
Должно знать что любишь,
а понимание настоящего невозможно
без знания прошлого.
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного фая, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края).
Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены цели, задачи.
Цели:
воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Алтайского края, воспитание любви к природе родной земли;
формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
I. Обучающие:
формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
сравнивать, сопоставлять события и факты;
расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;
формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;
изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.
II. Развивающие:
развивать аналитическое мышление, устную речь;
формировать умения работы с различными источниками;
формировать умение излагать свои мысли.
III. Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;
воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района;
создать коллектив единомышленников – юных краеведов.
Принципы реализации программы:
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
принцип научности;
учет возрастных особенностей;
принцип результативности;
принцип актуальности;
принцип межпредметности.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:
знать /понимать
свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – моё село – мой край – мое Отечество - мир»;
многогранности наследия;
уметь
приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;
видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения;
использовать приобретенные навыки для:
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Содержание тем курса
Тема 1: «Встреча с краеведением» (3ч)
Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте.
Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации. Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации. Форма проведения: экскурсия в школьный музей, экскурсия в школьную библиотеку.
Тема 2: “ Род и родословная ”.(4 ч)
Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Моя семья. Семейные традиции. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся, кем работают их родители. Увлечения членов моей семьи.
Дом, в котором я живу. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Я и моё имя.
Тема 3. «Моя школа» (3 ч)
Моя школа - мой дом. Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Экскурсия около школы Конкурс рисунков «Моя школа».
Тема 4. «Моё село» (9ч)
Моё село – Верх-Жилино. История села. Коммуна «Майское утро»
Любить своё село – значит быть ему полезным. Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.
Улицы моего села. Экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.
Топонимика села Верх-Жилино. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых названий .Их именами гордится наше село.
Топоровские читки.
Космонавт Г. С. Титов - наш земляк.
С.П. Титов – отец космонавта №2 - наш земляк.
Героические годы. Книга Памяти Верх-Жилино. Экскурсия в центр села, к памятнику.
Тема 5. Мой район - Косихинский. (4ч)
Откуда пошла земля Косихинская.
Люди земли Косихинской.
Рождественские чтения.
Герб района.
Тема 6. Мой край – Алтай (10ч)
Что такое Алтай. Музыкальная композиция «Мой край».
Заповедники и заказники. Пещеры Алтая. Реки и озёра Алтая. «Мир живой природы нашего края» Растительный мир Алтая.
Животный мир Алтая. Красная книга Алтая. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Что даёт наш край стране. Знакомство с сельским хозяйством края, его индустрией, предприятиями, их история.
Наш край богат талантами.
Литературное творчество Алтая. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Наш край в годы Великой отечественной войны. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Геральдика Алтая. Лекция по геральдике. Творческая работа по созданию символа (герба) своего села.
Итоговая краеведческая игра.
Учебно-тематический план курса
№ п\пТема занятия
Кол-во
часов
Тема 1.«Встреча с краеведением» 1. Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте. 1
2. Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации 1
3. Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации 1
Тема 2. «Род и родословная» 4. Моя родословная 1
5. Моя семья. Семейные традиции. Профессии в моей семье. Увлечения членов моей семьи. 1
6. Дом, в котором я живу. 1
7. Я и моё имя. 1
Тема 3. «Моя школа» 8. Родная школа (экскурсия) Моя школа - мой дом. 1
9. Экскурсия около школы 1
10. Конкурс рисунков «Моя школа» 1
Тема 4. «Моё село» 11.
12. Моё село – Верх-Жилино. История села. Коммуна «Майское утро»
Любить своё село – значит быть ему полезным. 2
13. Улицы моего села. Экскурсия по улицам села. 1
14 Топонимика села Верх-Жилино. 1
15. Их именами гордится наше село. 1
16 Топоровские читки. 1
17. Космонавт Г. С. Титов - наш земляк. 1
18. С.П. Титов – отец космонавта №2 - наш земляк.
1
19. Героические годы. Книга Памяти Верх-Жилино. Экскурсия в центр села, к памятнику. 1
Тема 5. Мой район - Косихинский20. Откуда пошла земля Косихинская1
21. Люди земли Косихинской1
22. Рождественские чтения. 1
23. Герб района 1
Тема 6. Мой край - Алтай 1
24. Что такое Алтай. Музыкальная композиция «Мой край» 1
25. Заповедники и заказники. Пещеры Алтая. Реки и озёра Алтая. 1
26.
27. «Мир живой природы нашего края» Растительный мир Алтая.
Животный мир Алтая. Красная книга Алтая 2
28. Что даёт наш край стране 1
29. Наш край богат талантами. 1
30. Литературное творчество Алтая 1
31. Наш край в годы Великой отечественной войны 1
32. Геральдика Алтая. 1
33. Итоговая краеведческая игра 1