Конспект по литературному чтению на тему Загадки, пословицы, поговорки
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема. ЗАГАДКИ.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ.
учитель 2-Ж класса
МБОУ «Школа-лицей» №3
г. Симферополя
Осадчая Н. В.
Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Цель:-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.Задачи:-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;-воспитывать умение высказывать своё мнение.Планируемые результаты:Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Метапредметные УУД:Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговоркамиПознавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Прозвенел уже звонок-Начинается урок!В путешествие пойдём,В необычную страну мы попадём.Слушай, думай, наблюдай,Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.Прочитайте его.Ум без книги, как птица без крыльев.-Как называется такое предложение? (Пословица.)
Речевая разминка.
Летит птица –
Не крылата, не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто её убьёт,
Тот человеческую кровь прольёт.
- Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).
- Какие слова непонятны?
- Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).
- Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)
- Определите жанр текста (Это загадка.)
- Кто знает отгадку? (Это комар.)
- Как вы догадались?
- В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)Пословицы и поговорки- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).
Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
IV. Работа по теме урока.
- К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором.
- Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
- Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
-156845533400Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)
-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.
- Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.
- А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.
Наша первая остановка «Остров загадок».
Работа по группам.
(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).
Кроссворд для первой группы.
1 2 3 4 5 6 7 Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –На зиму, на лето.(Заяц.)
Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач.)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)
(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)
Кроссворд для второй группы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).
Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)
Что в решете не унесёшь? (Вода.)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна.)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник.)
Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)
Кроссворд для третьей группы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие, ядрёные.(Горох.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко. (Слива.)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром.)
Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)
Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)
(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)
Кроссворд для четвёртой группы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока.)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
Мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Клюв огромный, как крючок,Но об этом всё - молчок.Я встречаю здесь зарю.В небе голубом парю,И летаю выше гор,Узнаёте? Я -…(Орел)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кров прольёт. (Комар.)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)
Кроссворд для пятой группы.
1 2 3 4 5 6 7 8 Между двух светил я в середине один. (Нос.)
Не часы, а тикает. (Сердце.)
Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Горшочек умён,
Семь дырочек в нём. (Голова.)
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы.)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха.)
(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)
(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)
V. Физкультминутка.
-175260462280Наша вторая остановка «Танцевальная».
Солнечные зайчики
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок
И забился в уголок.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Наша третья остановка «Город пословиц».
- Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)
- В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)
- Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)
- Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
- Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.
(Учитель объясняет детям почему так говорят.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
VII. Закрепление изученного.
Работа в парах.
На листах пословицы по темам.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба - великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).
-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
- Четвёртая остановка «Любознайкино».
2247903810- В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?
- Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Назови пословицу по предметам
- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором) Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
Сверьте работу с эталоном
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА. Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
-Мы подъехали к остановке «Поэтической».
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,Что без труда мечта мертва;Что дело мастера боится,Что жизнь дана нам для добра;Что друг не тот, кто медом мажет,А то тот, кто правду прямо скажет.Что долог день до вечера,Коли делать нечего,Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит.И, конечно, без трудаНе вытащишь и рыбку из пруда.Помни! Тот, кто хочет много знать,Тот не должен долго спать.Согласитесь: лень и плутДо добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
VIII.Рефлексия:
- Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
- Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.
IX.Подведение итогов урока.
- Вот подходит к концу наш урок.
Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
- Что такое пословицы и поговорки?
- О чём бывают пословицы и поговорки?
- Чему учат нас эти мудрые изречения?
- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
XI. Домашнее задание.
Прочитать загадки на с. 24-25 учебника и запомнить их; выполнить задания.
1209675266065