Методические разработка к уроку-экскурсия Л. Н. Толстой — участник героической обороны Севастополя 1854-1855г.г. Севастопольские рассказы, и их значение в творчестве писателя
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к уроку-экскурсии «Л.Н.Толстой – участник героической
обороны Севастополя 1854-1855 г.г. Севастопольские рассказы».и их значение в творчестве писателя
Разработка
преподавателя русского языка и литературы
Мирошниковой Н.Л
2016 г.Тема урока. Л.Г.Толстой – участник героической обороны Севастополя 1854-1855 г.г.
«Севастопольские рассказы» и их значение в творчестве писателя.
Цель урока: расширить и конкретизировать знания студентов о Л.Н.Толстом; способствовать более глубокому восприятию его произведений; активизировать интерес к творчеству писателя, истории города.
Задачи урока:
Воспитывать положительное отношение студентов к образованию и самообразованию
Познакомить студентов с памятными местами Исторического бульвара, связанными с событиями обороны Севастополя 1854-1855 г.г. и нашедшими отражение в «Севастопольских рассказах», дневниках и письмах Толстого;
Дать представление о жизни и творчестве Л.Н.Толстого в период пребывания в Севастополе;
Раскрыть значение севастопольского периода для творчества Л.Н.Толстого, становления его как личности.
Установление связи теории с практикой и жизненными явлениями.
Развивать творческие способности студентов.
Оборудование урока: тексты «Севастопольских рассказов», презентации, фотографии Л.Н.Толстого, памятников Исторического бульвара, презентация фрагментов полотна, панорамы, рисунки студентов, альбомы, музыка, карты с маршрутом экскурсии.
Опережающие задания: сбор и систематизация исторического материала; фото и видеоматериалы памятников Исторического бульвара; работа в группах; составление презентаций.
Исследовательская работа: класс разбит на группы:
1)историки – работа над изучением отдельных фактов биографии Толстого, писем, воспоминаний и о их влиянии на ход исторических событий.
2)архивариусы – работа со справочными материалами и документами музея «Панорама оборона Севастополя».
3) корреспонденты – обеспечивают группы оперативной информацией устанавливают контакты с научными сотрудниками музея для получения необходимой информации.
4)техническая группа – обеспечивает техническими средствами группы на выезде, сохраняют ролики и карты-схемы экскурсии.
Вид урока: урок-экскурсия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Урок-экскурсия по теме «Севастопольские рассказы». Л.Н.Толстого является одним из этапов изучения жизни и творчества писателя. В его основу положен принцип ознакомления с памятниками мемориального комплекса «Исторический бульвар», текстом «Севастопольских рассказов», отрывками из дневников и писем Толстого.
Для достижения его цели недостаточно комбинировать биографический, литературный и исторический материал. Необходимо воссоздать перед мысленным взором студентов облик места действия «Севастопольских рассказов» и как бы оживить его присутствием Л.Н.Толстого, героев обороны Севастополя 1854-1855 г.г.
В силу специфической особенности, методика проведения такого урока имеет ряд существенных отличий; 1)использование принципа сюжетно-хронологической инверсии: 1. Инверсия (от лат. Inversio – перестановка) – нарушение общепринятой последовательности речи, отступление от хронологической последовательности при раскрытии участия Л.Н.Толстого в обороне Севастополя. 2)Использование приемов экскурсоведения: локализации событий и зрительной реконструкции. (Умелое их использование поможет студентам представить облик Исторического бульвара в период I обороны). 3)Необходимо использование приемов активизации внимания: побудительные слова, риторические вопросы и т.п.
По своему содержанию урок является тематическим.
Перед проведением урока-экскурсии необходимо студентов разбить на творческие грцппы, которые проведут исследовательскую работу.
Итог. При подведении итогов урока-экскурсии, студенты предоставляют отчёт – исследовательской и проектной деятельности.
Маршрут урока-экскурсии и распределение времени.
Всего (45 мин)
1 остановка.
На площади перед зданием панорамы (5 мин)
2 остановка
У памятника воинам Язоновского редута (5 мин)
3 остановка
У памятного знака батареи № 23 (4 мин)
4 остановка
В боковой аллее Исторического бульвара напротив ниши с бюстом Л.Н.Толстого ( 6 мин)
5 остановка
На реконструированном бруствере 4 бастиона (6 мин)
6 остановка
У памятника защитникам 4 бастиона ( 5 мин)
1 остановка. Вступительная беседа.
Вступительная беседа носит обобщающий и настраивающий характер. Это введение в содержание урока-экскурсии и должна содержать сведения о теме, маршруте и продолжительности урока-экскурсии.
Можно рассмотреть следующие вопросы:
-Исторический бульвар – одно из памятных мест Севастополя, связанное с событиями 1 обороны Севастополя и участием в них Л.Н.Толстого.
-О периоде жизни и творчества Л.Н.Толстого, предшествовавшего его участию в обороне. (Военная служба на Кавказе и в Дунайской армии)
-Перевод Толстого в Крымскую армию:
-Прибытие в осажденный Севастополь;
-Служба под Симферополем и на реке Бельбек.
Материал излагать надо конкретно и сжато, чтобы не превратить вступительную беседу в лекцию. Необходимо использовать видеоматериалы.
2 остановка
Используя видеоматериалы, описываем памятник защитникам Язоновского редута. Даем представление о месте расположения Язоновского редута, воссоздаем его облик, обстановку, в которой проходило пребывание Толстого на этом укреплении.
Использовать цитаты из рассказа.
«Севастополь в декабре месяце», т.к. именно место его написания, Язоновский редут.
3 остановка
Рассказ о месте расположения Язоновского редута и о его функциональном назначении. Познакомить с обязанностями подпоручика Л.Н.Толстого в период дежурств на позициях Язоновского редута. Рассказ о создании песни «Как 4-го числа...»
4 остановка
Использовать комплексный показ бюстов, установленных в нишах здания панорамы. Раскрыть их функциональное значение: усиление выразительности архитектурных форм здания; Рассказ о наиболее известных защитниках Севастополя.
Выделив бюст Л.Н.Толстого, приступить к его искусствоведческому анализу. На основе общего впечатления о бюсте писателя, выявить особенности его внешнего облика: простота, собранность, значительность, сосредоточенность.
Внешний облик надо связать с духовной содержательностью образа писателя.
5 остановка
Начать рассказ на данном отрезке можно с цитаты рассказа «Севастополь в декабре месяце:»
«Так вот он, четвертый бастион, вот оно, это страшное, действительно ужасное место!»
Затем необходимо подчеркнуть роль 4 бастиона в оборонительной линии г.Севастополя.
Показать расположение позиций неприятеля перед передовой линией 4 бастиона, подчеркнуть преимущество их расположения.
Показать остатки рва, вала, остатков следов подземно-минной войны, батареи Костомарова.
На данном этапе следует использовать отрывки из дневников Л.Н.Толстого, текста его донесения о последней бомбардировке.
Предполагается раскрыть следующие вопросы:
Наблюдения Л.Н.Толстого за поведением защитников 4 бастиона перед лицом опасности.
Поведение Толстого на 4 бастионе – пример его личной храбрости.
В качестве психологической разгрузки можно предложить студентам самостоятельно осмотреть орудийный дворик.
6 остановка
Описание памятника воинам 4-го бастиона должно быть кратким. Необходимо подчеркнуть, что среди защитников находился Л.Н.Толстой, где сумел увидеть и понять истинного героя войны – народ. Провести мысль о том, что идея народного патриотизма, раскрытая в «Севастопольских рассказах» очевидцем и участником обороны города Толстым, была продолжена в романе-эпопее «Война и мир».
13PAGE 15
13PAGE 14215
15