Программа профессионального развития учителя . Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы».


Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Курумканский район»
Управление образования Курумканского района
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
Программа
профессионального развития
учителя русского языка и литературы
Бураловой Зинаиды Гунзеновны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
с.Курумкан, 2015 г.
Тема самообразования:  «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании русского языка и литературы».
Актуальность темы. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в современном обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Образовательные учреждения, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призваны помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений. Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях считаю целесообразным использование исследовательского метода обучения в моей педагогической деятельности.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
Задачи:
изучить современное состояние проблемы развития исследовательских умений школьников на основе анализа литературы;
определить этапы развития, условия, методы и методические приемы развития исследовательских умений учащихся на уроках русского языка и литературы;
определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения;
проанализировать содержание школьной программы и учебников по русскому языку (УМК Т.А.Ладыженской) и литературе (УМК В.Я Коровина), выявить возможности разделов для развития исследовательских умений школьников, создать комплекс заданий исследовательского характера;
разработать и проверить эффективность комплекса приемов работы для развития исследовательских умений на уроках русского языка и литературы в условиях педагогического эксперимента;
овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Представление материала: открытые уроки на районных семинарах, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, педагогических советах разных уровней.
Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме в школе, в районе и на разных уровнях.
Этапы и сроки исследования:
1. Констатирующий (диагностирующий) сентябрь 2015 – ноябрь 2016 г
2. Формирующий (экспериментальный) декабрь 2016 – январь 2017 г.
3. Аналитический (обобщающий) февраль 2017 – май 2018 г.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику современных педагогических технологий обучения:
метод интеллект-карт (когнитивных карт), мультимедиа технологии, метод проектов.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета.
Повысить качество образования учащихся.
Научить учащихся грамотно использовать полученный материал из Интернет в творческих работах.
Разработать и провести открытые уроки, мастер-класс по теме самообразования.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО, педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьной странице портала Прошколу.ru . Педсовет.ru. Учительский портал. Конференцзал.ru.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Направления самообразования:

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой Форма работы Отметка о выполнении
Изучение нормативно – правовой базы
1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 2014 г.– сайт Министерства образования и науки РФ Конспектирование в тетрадь саморазвития Выполнено
2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Приказ 271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Конспектирование в тетрадь саморазвития Выполнено
3 Концепция ФГОС общего образования/ Кондаков А.М., Кузнецов А.А.- ФГОС основного и полного общего образования. Конспектирование в тетрадь саморазвития Выполнено
4 Указ о мерах реализации государственной политики в области образования и науки – сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний – методическая служба. Конспектировать основные положения Выполнено
5 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы- сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний – методическая служба. Конспектировать основные положения Выполнено
6 Комплексная программа «Современная школа России» - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний – методическая служба. Конспектировать основные положения Выполнено
7 Государственная программа «Информационное общество» на 2011 – 2020 годы - сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний – методическая служба. Конспектировать основные положения Выполнено
II. Инновационная деятельность
1 Разработка и внедрение элективных курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ русскому языку для учащихся 9-11 классов. Организация учебного процесса по программам Внедрение в практику работы
III. Повышение методологической культуры
1 Изучение примерных образовательных программ основного и полного образования в рамках внедрения ФГОС 2 поколения по русскому языку и литературе Оформить в методическую копилку 2 Теория обучения в информационном обществе/ Иванова Е.О., Осмоловская И.М.
Конспектирование в тетрадь саморазвития 3 Повышение квалификации -АОУ ДПО БРИОП
-Дистанционные курсы Выполнено
4 Изучение темы «Метапредметный подход в образовании»:
- Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. - Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001. - Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001. - Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. - Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005. - Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/. - Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. - http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820 - http://www.sibuch.ru/article.php?no=451 - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 - http://imc.tomsk.ru/metod - http://www.apkpro.ru/content/view/804/ - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ Конспектирование в Творческую тетрадь саморазвития Внедрение в практику работы
5. Изучение темы «Кластерный метод в обучении учащихся»:
- Мандель И. Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
- Викепедия- опыт учителя истории МКОУ СОШ № 11 Ёда Е.Ф. Конспектирование в тетрадь саморазвития Выполнено
6. Освоить приемы работы с интерактивной доской используя сайт www.hcijr.edu.ru. В течение года IV. Повышение дидактической культуры
1 Изучение методики оформления образовательного Web-квеста по русскому языку и литературе В течение года 2 Изучение метода интеллект-карт (когнитивных карт) Внедрение в практику работы V. Развитие общего уровня культуры
1 Работа с Интернет-сайтами Постоянно 2 Подписка на предметные журналы на 2015 -2016 г. Выполнено
3 Активное участие в учительском клубе неформального профессионального общения учителей Всероссийского сайта «ПРОШКОЛУ» размещение работ на нем По плану Выполнено
4 Обобщение собственного опыта, подготовка печатных статей в издания различного уровня По плану Выполнено
5 Активное участие в школьных КТД По плану 6 Забота о здоровье – посещение спортивной секции по волейболу Четверг VI. Формирование аналитико-диагностических навыков
1 Мониторинг % качества и обученности по русскому языку и литературе Июнь 2 Средний балл по предмету Июнь 3 Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе Июнь 4 Диагностика сферы профессиональных предпочтений Сентябрь 5 Определение уровня владения учащимися основными мыслительными операциями Апрель 6 Участие в муниципальных, республиканских очных олимпиадах по русскому языку, литературе, МХК Ноябрь-январь 7 Участие в научно-практических конференциях различного уровней (районного, республиканского, регионального, всероссийского) В течение года 8 Участие в заочных Всероссийских олимпиадах и предметных чемпионатах (ОЛИМПУС, ПЯТЕРОЧКА, Международной олимпиаде - ИНТЕЛЛЕКТ XXI века, «Русский медвежонок») В течение года 9 Участие в муниципальных конкурсах В течение года 10 Рейтинг учебных предметов и учителя. Февраль 11 Определение уровня сформированности профессиональной, социальной, нравственной зрелости личности учителя. Апрель 12. Портфолио учащихся. Июнь 13 Портфолио учителя. Июнь