Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?» 
Математика   3 класс                                                         Урок № 90                                                  Повторение пройденного: «Что узнали? Чему научились?»  (учебник, с. 33-35)
Цель деятельности учителя Способствовать закреплению умений выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку, делить меньшее число на большее, составлять последовательность чисел по заданному правилу, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. 
Тип урока Обобщение и систематизация знаний.
Планируемые 
образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку, делить меньшее число на большее, составлять последовательность чисел по заданному правилу, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. 
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
 Личностные: осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности. 
Методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Цель: закреплять умение выполнять деление с остатком и проверку, вычислительные навыки, умение решать задачи. 
Ход урока
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
                                                            Прозвенел и смолк звонок,
                                                            Начинается урок.
                                                            Тихо девочки за парту сели,
                                                            Тихо мальчики за парту сели,
                                                            На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания. (Учитель проверяет наличие домашней работы в тетрадях.)
2. Целеполагание. Сообщение темы и цели урока.
3. Устный счёт
- Сравните выражения.
4 ∙ 17 O 17 ∙ 4                              75 : 3 O (60 + 15) : 3
9 + 9 + 9 + 3 O 9 ∙ 3                    (30 + 16) ∙ 3  O 30 ∙ 3 + 16
5 + 5 + 5 + 5 + 5 O 4 ∙ 5              80 : 40 O 20
- Выполните вычисления. 
32 ∙ 2             82 – 18                      8 ∙ 8
45 + 19          16 ∙ 4                         24 ∙ 3
- Какое выражение лишнее и почему? (24 ∙ 3, так как в ответе получается 72, а в остальных примерах – 64.)
- Что вы можете рассказать о числе 72? Кто скажет последнее слово, тот победитель!
(Игра «Аукцион». Учащиеся отвечают по очереди: число двузначное, в нём 7 десятков и 2 единицы, соседи числа – числа 71 и 73, число чётное (делится на 2), множители числа – числа 8 и 9, разрядные слагаемые 70 и 2; делители числа 2, 3, 4, 6, 12, и т. д.)
Самоопределение к деятельности
- Заполните таблицу.
Делимое 27 48 39 9 52 58 39 69 56 47 89
Делитель 6 5 5 4 8 6 6 7 7 6 9
Частное 4 9 7 2 6 9 6 9 8 7 9
Остаток 3 3 4 1 4 4 3 6 5 5 8
- Какими способами можно выполнить деление с остатком? (Вспомнить наибольшее число из таблицы умножения, которое делится на делитель, или найти частное методом подбора.)
- Как найти при делении с остатком неизвестный делитель? (Из делимого вычесть остаток и разделить на частное.)
- Как найти при делении с остатком неизвестное частное? (Из делимого вычесть остаток и разделить на делитель.)
- Как найти делимое при делении с остатком? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток.)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Закреплять умение выполнять деление с остатком и проверку.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику. 
№ 1 (с. 33).
Вариант 1 -     7 : 6 = 1 (ост. 1)     30 : 8 = 3 (ост. 6)        41 : 7 = 5 (ост. 6)       46 : 9 = 5 (ост. 1)          39 : 10 = 3( ост.9)
Вариант 2 -    7 : 8 = 0 (ост. 7)     40 : 7 = 5 (ост. 5)        65 : 9 = 7 (ост. 2)       46 : 8 = 5 (ост. 6)          48 : 10 = 4 (ост. 8) 
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 – первая строка, вариант 2 – вторая строка. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику.  
№ 5 (с. 33).
- Прочитайте задачу.
- Можно ли сделать рисунок к задаче?   (Нет, делимое очень большое.)
- Что нужно узнать в задаче?
- Какие слова будут опорными?  
- Что обозначает число 86?  10? Подумайте, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  
- Каким методом выполните деление? (Подбором.)
(Учитель выполняет краткую запись на доске, а учащиеся – в тетрадях.)
Количество кубиков
в одной коробке Количество коробок Общее количество кубиков
по 10 к.
? 86
 Решение: 86 : 10 = 8 (к.)  (ост. 6)
Ответ: потребуется 8 коробок, 6 кубиков останется.
- Запишите решение и ответ задачи выражением самостоятельно.
VII.Рефлексия деятельности.  Итоги урока.
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями?
- Кто сомневается в своих умениях?
- над чем надо поработать дома, чтобы успешно выполнить контрольную работу?
Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 
Учебник: № 19, 22 (с. 35).