Кузбасс — наш дом родной
МКС (К) ОУ«Краснинская школа-интернат VIII вида»
Сценарий фестиваля народных культур Кузбасса
«Кузбасс – наш дом родной»
для 4 – 9 классов
Провела:
учитель физкультуры Васильева Е.В.
с. Красное, 2014
Сценарий фестиваля народных культур Кузбасса «Кузбасс – наш дом родной»
Ход мероприятия
Сцена празднично украшена. Звучит музыка, выходят ведущие.
Презентация «Фильм о Кузбассе»
Ведущий 1:
Богата родная Россия.
Но прямо скажу без прекрас,
Что края любого красивей,
Наш юный, могучий Кузбасс.
И сталью, и углем богатаРодная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
Застенчивый, с виду суровый,
Здесь славною жизнью живёт
Прямой, хлебосольный, здоровый
Бесстрашный сибирский народ.
– Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на фестивале народных культур Кузбасса «Кузбасс – наш дом родной». На территории современной Кемеровской области первобытный человек появился 150 тысяч лет назад. На протяжении многих веков независимо от Руси протекала жизнь местных народов Сибири, пока в эти края не пришли отряды казацкого атамана Ермака. В 1552 году к Московской Руси было присоединено Казанское ханство, однако лишь с 1582 года, когда Ермак занял столицу Сибирского ханства, сюда потянулись русские люди.
Мы современники, слушаем прошлое,В памяти сорной травой не поросшее,Через года голосами проросшее,Вечно кричащее нам о себе.(Лев Ошанин)
Ведущий 2:
– Коренными жителями Кемеровской области являются шорцы и телеуты.
Телеуты – тюркский народ. В 17 – начале 18 веков телеуты создали государственное объединение Большой Улус. В начале 18 века большая часть телеутов была угнана монгольскими феодалами и поселена на территории современной Монголии. Сотни телеутских семей бежали в пределы России, где их расселили в разных уездах Сибири. Название телеуты образовано от древнего имени союза тюркских племён тэле. Телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. Общая численность, по данным переписи 2002 г., составляет 2 650 чел., из них в Кузбассе проживают 2 534 чел. Традиционным промыслом была охота верхом — на зайцев, лисиц, волков и на лыжах — на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков — кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Рыболовство и пасечное пчеловодство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремесел развитие получили обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.
Ведущий 1:
Творческая группа 7 класса познакомит нас с телеутской народной игрой.
(Выступления детей).
Ведущий 2: В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «шор». По его имени шорцами стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков Мра-су и Кондомы. Сами шорцы переводят это название как «печальный», «гонимый». Шорцы кочевники кочевали от Томи до Иртыша, от Томска до Алтайских гор.Шорские князьки притесняли свой народ, поэтому шорцы уходили от своих племен и принимали оседлый образ жизни, селились в основном по реке Бачаты в долине Ини. Шорцы кочевники занимались в основном скотоводством, разводили: лошадей, овец, коров и верблюдов. Заготовкой кормов на зиму не занимались, поэтому скот часто погибал. Земледелием не занимались. Занимались собирательством, заготавливали ягоды, коренья, орехи, яйца диких птиц. Из кожи животных делали поделки: колчаны, мешки, шили одежду, обувь, колчаны. Шорцы не имели своей письменности. По религии – шаманисты. В 17в. Шорцы установили с русскими военно-политический союз о ненападение и торговые отношения. Вторым занятием шорцев была охота. Орудие лук и стрелы. Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве. Умели хорошо обрабатывать дерево. Шорцы достигли более высокого уровня развития и экономического, и социального. Сейчас они приняли христианство или мусульманство, "обрусели" и больше занимаются земледелием.
Ведущий 1:
Где крик зверей, да песни птичьиБудили утренний покойНаш город встал во всём величьеВ краю таёжном над рекой.
Творческая группа 8 класса познакомит вас с национальной игрой шорского народа.
(Выступления детей).
Ведущий 2:
Сибирские татары состоят из трёх этнических групп – тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, отличающихся друг от друга незначительными особенностями в говоре, хозяйственной деятельности. Каждая из основных этнических подгрупп сибирских татар в прошлом делилась на более мелкие подгруппы. Например, существовали абинцы – татарское племя, обитавшее в Кузнецком округе Томской губернии. Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар оказали среднеазиатские переселенцы в Сибирь – узбеки и таджики, известные в сибирских городах под обобщающим названием бухарцев (сибирские бухарцы) или сартов, а также татары Поволжья и Приуралья, переселившиеся в Сибирь в XV–XVII вв. Эти ранние переселенцы в Сибирь были ассимилированы сибирскими татарами и к середине XIX века стали основными компонентами сибирских татар. В литературе они именуются в зависимости от места обитания тюменскими, тобольскими, тарскими, барабинскими, томскими и т. д. татарами. Теперь, когда этнотерриториальные идентификации исчезли, сибирские татары считают себя частью татарской нации.
Ведущий 1:
Едва семья усядется за чаем,Заглянет в окна утра синева,Мы, как обычно, радио включаемИ слышим голос: «Говорит МоскваПередаём последние известья…»Летят слова, разносятся в тиши.Их ловят сёла, города, предместья,Татары, шорцы, чукчи, латыши.
Различия между традициями народов, населяющих Кузбасс огромны и интересны. Приглашаем всех на «Сабантуй», татарский праздник урожая, в исполнении творческой группы 4 класса.
(Выступления детей).
Ведущий 2: Кроме коренного населения на территории Сибири, начиная с 17 века, распространились другие народы, представители которых на протяжении 300 лет переселялись в Сибирь в процессе её освоения. Людей разных национальностей можно встретить на Кузбасской земле. В связи с военными действиями в Чеченской республике, много людей приехало с Кавказа: грузины, чеченцы, азербайджанцы.
Ведущий 1:
Не в Африке где-то, а с нами живёт,Такой симпатичный – армянский народ.Немножко задира, немножко хитрец,Но он – покоритель ребячьих сердец.
Предлагаю вам посмотреть армянский танец в исполнении наших гостей.
(Выступления армянских гостей).
Ведущий 2: Конечно, наш рассказ был бы не полный, если бы, мы не познакомили вас со славянскими народами, проживающими в Кузбассе.
Ведущий 1:
Пусть о тебе мой край роднойМолва идёт, шумит по свету.В твоей богатой кладовой,Каких сокровищ только нету.За тёплую радость людского братстваВам самые солнечные слова -Русские, украинцы и белорусы.
Ведущий 2: У всех славянских народов схожи некоторые слова, песни, обряды и обычаи, так как все эти народы православные христиане. А одним из праздников для христиан является праздник Ивана Купалы.
Ведущий 1:
Ой, гон, на Купала,
Танцевала и упала.
Как собрались у костра
И плясали до утра.
Творческая группа 9 класса познакомит нас с национальным праздником украинского народа «На Ивана, на Купала».
(Выступления детей).
Ведущий 2:
Загадочная русская душа . . .
Нет ничего родней, милей на свете,
Она, как маячок, в тумане светит.
Загадочная русская душа.
И так, нас приглашает в гости самый многочисленный народ - русский. Все на чаепитие!
Творческая группа 6 класса познакомит нас с русским чаепитием.
(Выступления детей).
Ведущий 1:
(музыка лирика ………………..)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия - из Россиян!
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы и ливни,
И ветер и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нет полуросинок,
Вот так и Россия – одна!
А сейчас, давайте поиграем в одну игру.
Поднимите все ладоши
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз 5:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший –
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам
Крикнем дружное: «Ура!»
Особый колорит любой народности придает национальный костюм! В нем каждый элемент имеет особое значение. Давайте, посмотрим, и насладимся красотой национальных костюмов.
Фонограмма песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Дефиле костюмов (выходят дети в разных костюмах: телеут, шорец, татар, армянин, русский, украинец)
1: Наш след не померкнет на российской земле.
2: Мы – образ России в зеркальном стекле.
3: Владу жили с русскими встарь,
4: Свидетельство – нравы, привычки, словарь.
5: Мы с русским народом сроднились давно,
6: Во всех испытаниях стоим заодно.
1: Такого родства временам не забыть –
2: Нас крепко связала истории нить!
3: На счастье – с народом любым наравне –
4: Имеем мы право в родимой стране!
Ведущий 1: 26 января 1943 года образована Кемеровская область. И вот уже много лет бок о бок живут на Кузнецкой земле представители разных народов: шорцы и русские, украинцы и белорусы, немцы и телеуты, всего в Кузбассе проживают 112 национальностей.
И на разных языках они говорятИ светятся разным цветом глаза,Но живут они все в дружбе и согласии.Не обмельчать тебе,Дружба сердечнаяБыть тебе, жить тебеСтать тебе вечною.(Л. Ошанин)
Песня «Мы желаем счастья вам»
В крае, где подолгу снег лежит,
Где сосновый лес один шумит,
Где народы дружные
Живут одной семьей
Чтобы было легче
В трудный час
Очень нужно каждому из нас
Очень нужно каждому из нас
Знать, что счастье есть.
Припев
1: Наш след не померкнет на российской земле.
2: Мы – образ России в зеркальном стекле.
3: Владу жили с русскими встарь,
4: Свидетельство – нравы, привычки, словарь.
5: Мы с русским народом сроднились давно,
6: Во всех испытаниях стоим заодно.
7: Такого родства временам не забыть –
8: Нас крепко связала истории нить!
9: На счастье – с народом любым наравне –
10: Имеем мы право в родимой стране!