Открытый урок по русскому языку в 7 классе с применением технологии проблемного обучения «Правописание частиц НЕ и НИ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаминская средняя общеобразовательная школа







Открытый урок по русскому языку в 7 классе
с применением технологии проблемного обучения
«Правописание частиц НЕ и НИ»


Урок разработала: Худякова Антонина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Шаминская СОШ
Семикаракорского района
Ростовской области




2014 год

Тема урока: «Правописание частиц не и ни»
Автор урока: учитель русского языка и литературы Худякова Антонина Анатольевна
Класс: 7
Место урока: 5 урок в теме «Частица».
Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ (продолжение)
Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии проблемного обучения
Цель: отработка навыка различия частиц НЕ и НИ.
Задачи: а) воспитательная: воспитание чувства прекрасного;
б) развивающая: развитие языкового чутья, формирование орфографического навыка;
в) образовательная: знание условий выбора частиц НЕ и НИ.
Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ в зависимости от смысла высказывания.
Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ
Оборудование:
Таблицы;
Карточки;
Конверты с пазлами;
Тесты;
Шкала развития;
Таблица «Моя работа на уроке»;
Презентация


Ход урока

Лучше гор могут быть только горы,
на которых ещё не бывал.
В.В. Высоцкий

I. Стадия вызова.
1.Организационный момент. Запись числа, темы урока. (4 минуты)
Учитель: Добрый день ребята, сегодня у нас с вами на уроке присутствует гость, который будет наблюдать за нашей работой.

Учитель: Сегодня мы будем работать в группах.
Обратите внимание на доску, как вы думаете, почему на доске написан эпиграф? Какая часть речи, присутствующая в предложении, изучалась нами на прошлом уроке? (Слайд 1)

Примерные ответы ребят
В эпиграфе есть частица, которые мы сейчас изучаем.

Учитель: Совершенно верно, ребята, а какие именно частицы мы изучали?

Примерные ответы учеников
Мы изучали правописание отрицательных частиц не и ни.

Учитель: Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами закрепим знания, полученные на прошлом уроке. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Правописание частиц не и ни». (Слайд2)

2.Определение целей вместе с учащимися (3 минуты)
Учитель: Ребята, что бы вы хотели узнать на данном уроке?
Ответы ребят
Учитель: Как ты узнаешь, что достиг цели?
Ответы ребят
Учитель: Насколько от тебя зависит достижение цели?
Ответы ребят

Учитель: Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите? Совпали ли ваши цели с той, которая представлена на слайде?

Бражников Илья: Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ.
(Слайд 3)
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат шкалы развития, отметьте, пожалуйста, что вам уже известно об этой теме. А что бы еще вы хотели узнать об этой теме в ходе нашего сегодняшнего урока?
Ответы учащихся

Учитель: Отметьте ваши стремления на шкале развития.
шкала развития (Слайд4)








II. Стадия осмысления.
3. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока.
Учитель: Давайте повторим изученное на прошлом уроке с помощью таблицы. Каждая команда подбирает свои примеры к каждому из пунктов таблицы (устно). При затруднении, обращаемся к учебнику.(Слайд5)
Различение частиц НЕ и НИ

НЕ
НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный (Не выучил - выучил)
Если опустить частицу, смысл не изменится (Ее не остановят ни горы, ни реки. Ее не остановят горы, реки.)

В вопросительных и восклицательных предложениях (Кто не слышал об этом? Куда он только не обращался!)
В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест.) Придаточная часть начинается словами: что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...



С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)
В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)


Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?
Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?
Давайте теперь сверим ваши данные с моими. (Слайд 6)

4. Словарный диктант. ( 6 минут)
Цель: повторить, как запомнили выражения.
Учитель: Дома вы должны были подготовиться к словарному диктанту по теме устойчивые выражения с частицей НИ.

Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.
Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.

5. Игра «Собери пазл». (Работа с карточками)  (2 минуты) Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами.
Учитель: Команды должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую команду по 2 пазла в конверте. Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Не место красит человека, а человек – место. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
6. Физминутка «Найди друга».(2 минуты)

Учитель: Давайте уделим минутку для релаксации. Упражнение «Релаксация» (цель – снять утомление, расслабление).
«Игра с песком» (звучит музыка)
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторить 2-3 раза).
Молодцы! Я надеюсь, что все мы сняли напряжение, немного расслабились и можем продолжить работу.
7.Тесты по теме «Правописание частиц не и ни». (7 минут)
Учитель: Команды отлично справились с физминуткой. Следующее задание, которое команды должны выполнить – решить тесты по теме, которую мы с вами изучаем.

1 Команда
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
Учитель: Ребята, запомните есть сочетания слов, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разное значение. Обратите внимание на (слайд8)
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.

2 Команда
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.
2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.
Учитель: Ребята, запомните, есть пары слов, которые различаются по смыслу!!! Обратите внимание на (слайд 9)
3. Но (н_ ) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
4.Н_льзя было не задержаться в Москве.
5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
6. Мы должны добраться во что бы то (н_ ) стало.
7. Куда (н_) посмотришь, кругом простирается водная даль.
Учитель: Команды сверьте свою работу со слайдами. (слайды10-11)
Какая команда может сделать вывод о новом материале?

Примерные ответы учеников.
Мы должны быть внимательными со словосочетаниями: не раз ни раз, ни один, не один очень внимательны.

8. Работа по развитию речи. (3 минуты)
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий
Учитель. Сейчас мы попробуем обнаружить и исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях. Не забудьте правила разграничения частиц не и ни
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)(Слайд 12)
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Проверка (Слайд 13)
КЛЮЧ
Нельзя не восхититься торжеством красоты.
КЛЮЧ
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)




III.Стадия рефлексии.

9. Диагностика уровня усвоения знаний по теме «Правописание частиц НЕ и НИ» - самостоятельная работа (6 минут)
Формы работы:
1-е задание:
Индивидуальные задания на карточках получают все ученики. Дозирован объем и степень сложности материала. Распределение звучащих предложений по графам таблицы «4 случая употребления НИ». (Слайд14)
1)У меня нет ни копейки.2) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить. 3)Ни туда ни сюда. 4)Ни слова ни полслова. 5)Не вижу я ни лодок, ни рыбаков.
2-е задание – только для ребят уверенных в своих знаниях - выписать частицу и произвести ее морфологический разбор.
Учитель: Проверим! (Слайд15)

10. Подведение итогов урока (4 минуты)
Учитель: Итак, подведем итоги нашего урока. (Слайд16)


Учитель: Сегодня мы не только потренировались в различении и правописании частиц НЕ и НИ. Но и закрепили полученные знания на практике. Ребята, пожалуйста, обратитесь еще раз к шкале развития и теперь отметьте, достигли ли вы той цели, которую ставили перед собой в начале урока?
шкала развития













Кроме этого у вас на столах лежат таблицы «Моя работа на уроке». Оцените свою работу на уроке самостоятельно. (Слайд 17)

11.Домашнее задание. (3 минуты) (Слайд 18)
Учитель. Часто ли в своей речи вы употребляете частицы НЕ и НИ? Если вы знаете пословицы и поговорки, то, конечно, часто. Дома я предлагаю вам вспомнить эти сокровищницы народной мудрости и записать пословицы, в которых есть частицы НЕ и НИ. Если задание окажется не под силу, выполните упр. 460.
Кроме этого предлагаю желающим выполнить индивидуальное задание. Скоро вся страна будет праздновать великий праздник – День Победы, поэтому предлагаю написать сочинение – миниатюру на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто», использую в нем отрицательные частицы не и ни.

Учитель: Команды большое спасибо вам за урок, мне очень понравилось с вами работать. Поздравляю!!! Вы справились со всеми заданиями
и по праву можете считать себя знатоками по данным темам! Приятного дня!!!













Задание в форме ЕГЭ
Презентация слайды 11- 13












































Анализ урока.

Вопросы
Ответы

1. Каково место урока в теме, разделе?
Данный урок продолжает тему «Правописание частиц» и является вторым уроком в теме «Правописание частиц НЕ и НИ».

2. Связан ли этот урок с предыдущими, на что он опирается?
Этот урок связан с предыдущим, на котором учащиеся познакомились с блоком «Правописание частиц НЕ и НИ», а потом идут уроки по отработке отдельных блоков.

3. Как этот урок работает на последующие?
Данный урок эмоционально воздействует на сознание учащихся и призван повысить интерес к предмету.

4. Как были учтены особенности учащихся при планировании урока?
При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:
потребность в ярком и образном объяснении нового материала;
стремление приобщиться к культурным ценностям;
разные уровни способностей учащихся;
разный темп выполнения работы;
интерес к этимологии слов;
пополнение лексического запаса.

5. Какие задачи были решены на уроке?
а) воспитательная: воспитание чувства прекрасного;
б) развивающая: развитие языкового чутья, формирование орфографического навыка;
в) образовательная: знание условий выбора частиц НЕ и НИ.

6. Как реализовывался принцип доступности?
Повторение строилось на основе таблицы, использовались разноуровневые задания

7. Какие способы организации познавательной деятельности использовались?
1) коллективная работа
2) индивидуальная работа

8. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?
Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет привлечения интересного дидактического материала.

9.Какие умения учащиеся могут продемонстрировать?
Умение анализировать содержание таблицы; устно строить предложения по ключевым словам;
Речеведческие умения (определять тему текста, доказывать , что перед ними текст
Умение различать частицы НЕ и НИ.
Умение концентрировать внимание и быстро решать орфографические задачи.
Умение самостоятельно строить письменное высказывание, используя предложенные учителем конструкции.


10. В чем заключается нестандартность данного урока?
урок построен с учетом психологических особенностей школьников;
идет опора на межпредметные связи;
используются возможности личностно-ориентированного обучения;
этапы урока связаны логически и теоретически;
прослеживается работа по развитию речи и предупреждению речевых и грамматических ошибок;
домашнее задание направлено на закрепление материала.















10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0


10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0



Рисунок 39 Заголовок 1 Заголовок 215