Концепция учителя математики Гребенниковой И. С.


Педагогическая концепция
учителя математики МБОУ «Гимназия»
Гребенниковой Ирины Сергеевны
«Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к новым открытиям»
Герберт Спенсер
Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Изменилась ли моя педагогическая концепция за 22 года работы?
Оглядываясь назад, могу говорить о том, что жизнь требует поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. И поэтому веду поиски новых эффективных технологий, подходов в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в школе, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»,- писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Человек – уникальная личность и именно это является одним из
основных постулатов личностно-ориентированного обучения. В своей
деятельности я реализую базовые методики математики в системе
личностно-ориентированного обучения учащихся.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Теперь моя роль состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, но и организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Совместно с учениками создаю совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
В личностно- ориентированном обучении выделяю следующие принципы:
 учитель признает уникальность каждого ученика.
 каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого
другого человека.
 каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками
на основе гуманных отношений.
 получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им
самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым
целям ученика, которые соотносятся с общеобразовательными целями;
 любой изучаемый материал представляю в виде системы задач,
различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащегося.
Большое внимание отвожу учебному диалогу. При в ведении в ситуацию диалога использую следующие элементы технологии:
1) провожу диагностику готовности учащихся к диалогическому общению –
базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на восприятие иных
точек зрения;
2) осуществляю поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся
вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно
формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) перерабатываю учебный материал в систему проблемно-конфликтных
вопросов и задач;
4) продумываю различные варианты развития сюжетных линий диалога;
5) проектирую способы взаимодействия участников дискуссии, их
возможных ролей и условий принятия их учащимися;
6)прогнозирую такие ситуации диалога, для которых трудно заранее
предусмотреть поведение его участников.
В диалоге вырабатываются навыки социального и делового общения.
Ученики получают новую роль - “исследователи”. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя
исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь.
Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоѐ мнение, ты
молодчина, как много ты сделал, это правильный путь.
Особую роль отвожу имитационно-игровым ситуациям.
Игра ценна своей мотивацией, особым творческим, эвристическим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил.
Ответственность за выполнение общего задания лежит на каждом, ведь группа должна выполнить определенное задание. Распределение по группам, парам провожу, учитывая рекомендации и исследования психолога. Изучая идеи, принципы и психолого-педагогические основы личностно -ориентированного обучения, модель которого создана И.С. Якиманской - доктором психологических наук.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен
целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким
образом, чтобы дети сами формулировали цель и задачи урока. Обязательно фиксирую их на доске, а в конце занятия возвращаюсь к ним. При этом, важно определить задачи, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Учитывая индивидуальные особенностей учеников, составляю задания
таким образом, чтобы это способствовало реализации возможностей
каждого ребенка. Применение уровневых заданий наиболее эффективно
только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний
учащихся. Такие задания использую систематически, так как только лишь в
этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших
результатов. В конце урока ребятам предлагаю проанализировать свою
деятельность, выявить оставшиеся пробелы, трудности:
 Какой этап урока тебе показался самым интересным в познавательном плане?
 Что нужно знать, чтобы успешно выполнить зачѐтную работу на
следующем уроке?
 На что нужно дома обратить внимание?
 Что оказалось самым трудным при выполнении заданий?
 Укажите, какую помощь, поддержку для успешной самореализации по
данной теме ты хотел бы получить?
Считаю, что рефлексивной деятельности необходимо учить учащихся,
так как она способствует их самосовершенствованию.
Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
Ученикам предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета
или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности,
с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.
На уроке математики я стараюсь, непреднамеренно для ученика,
обучить его способам работы с информационными ресурсами. От урока к уроку повышаю уровень «первоисточников», таким образом,
подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве
современного мира.
Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить
принципиально новый подход к обучению учащихся. В своей педагогической
деятельности я использую компьютер по следующим направлениям:
• как средство контроля знаний;
• как средство проведения урока;
• как средство подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ;
• как средство самообразования учащихся.
Компьютерное тестирование является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. У учеников заметно повышается интерес к уроку. Современные программы позволяют мне проводить консультации с учащимися on-line по Skype, именно этот вид работы помогает выстраивать индивидуальную траекторию обучающихся, а родители получают возможность увидеть своего ребенка в образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий повышает информационную культуру учащихся, обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями, повышает мотивацию к обучению.
На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.
В результате применения учебников нового поколения значительно увеличивается качество обучения математики. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют математику одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету. Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!
Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.
Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать – зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями – погибнет, обрубишь и подровняешь – получишь безликость. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Но реально ли это? Ведь у учителя средней школы несколько десятков учеников. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.