Концепция учителя математики Гребенниковой И. С.
Педагогическая концепция
учителя математики МБОУ «Гимназия»
Гребенниковой Ирины Сергеевны
«Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к новым открытиям»
Герберт Спенсер
Каждый из нас учится в течение всей жизни и ищет свой путь. Изменилась ли моя педагогическая концепция за 22 года работы?
Оглядываясь назад, могу говорить о том, что жизнь требует поиска новых методов и приѐмов в работе, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. И поэтому веду поиски новых эффективных технологий, подходов в обучении, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в школе, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»,- писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Человек – уникальная личность и именно это является одним из
основных постулатов личностно-ориентированного обучения. В своей
деятельности я реализую базовые методики математики в системе
личностно-ориентированного обучения учащихся.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Теперь моя роль состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, но и организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Совместно с учениками создаю совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
В личностно- ориентированном обучении выделяю следующие принципы:
учитель признает уникальность каждого ученика.
каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого
другого человека.
каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками
на основе гуманных отношений.
получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им
самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым
целям ученика, которые соотносятся с общеобразовательными целями;
любой изучаемый материал представляю в виде системы задач,
различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащегося.
Большое внимание отвожу учебному диалогу. При в ведении в ситуацию диалога использую следующие элементы технологии:
1) провожу диагностику готовности учащихся к диалогическому общению –
базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на восприятие иных
точек зрения;
2) осуществляю поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся
вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно
формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) перерабатываю учебный материал в систему проблемно-конфликтных
вопросов и задач;
4) продумываю различные варианты развития сюжетных линий диалога;
5) проектирую способы взаимодействия участников дискуссии, их
возможных ролей и условий принятия их учащимися;
6)прогнозирую такие ситуации диалога, для которых трудно заранее
предусмотреть поведение его участников.
В диалоге вырабатываются навыки социального и делового общения.
Ученики получают новую роль - “исследователи”. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя
исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь.
Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоѐ мнение, ты
молодчина, как много ты сделал, это правильный путь.
Особую роль отвожу имитационно-игровым ситуациям.
Игра ценна своей мотивацией, особым творческим, эвристическим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил.
Ответственность за выполнение общего задания лежит на каждом, ведь группа должна выполнить определенное задание. Распределение по группам, парам провожу, учитывая рекомендации и исследования психолога. Изучая идеи, принципы и психолого-педагогические основы личностно -ориентированного обучения, модель которого создана И.С. Якиманской - доктором психологических наук.
При личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен
целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким
образом, чтобы дети сами формулировали цель и задачи урока. Обязательно фиксирую их на доске, а в конце занятия возвращаюсь к ним. При этом, важно определить задачи, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Учитывая индивидуальные особенностей учеников, составляю задания
таким образом, чтобы это способствовало реализации возможностей
каждого ребенка. Применение уровневых заданий наиболее эффективно
только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний
учащихся. Такие задания использую систематически, так как только лишь в
этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших
результатов. В конце урока ребятам предлагаю проанализировать свою
деятельность, выявить оставшиеся пробелы, трудности:
Какой этап урока тебе показался самым интересным в познавательном плане?
Что нужно знать, чтобы успешно выполнить зачѐтную работу на
следующем уроке?
На что нужно дома обратить внимание?
Что оказалось самым трудным при выполнении заданий?
Укажите, какую помощь, поддержку для успешной самореализации по
данной теме ты хотел бы получить?
Считаю, что рефлексивной деятельности необходимо учить учащихся,
так как она способствует их самосовершенствованию.
Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
Ученикам предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета
или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности,
с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.
На уроке математики я стараюсь, непреднамеренно для ученика,
обучить его способам работы с информационными ресурсами. От урока к уроку повышаю уровень «первоисточников», таким образом,
подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве
современного мира.
Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить
принципиально новый подход к обучению учащихся. В своей педагогической
деятельности я использую компьютер по следующим направлениям:
• как средство контроля знаний;
• как средство проведения урока;
• как средство подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ;
• как средство самообразования учащихся.
Компьютерное тестирование является одним из средств индивидуализации в учебном процессе. У учеников заметно повышается интерес к уроку. Современные программы позволяют мне проводить консультации с учащимися on-line по Skype, именно этот вид работы помогает выстраивать индивидуальную траекторию обучающихся, а родители получают возможность увидеть своего ребенка в образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий повышает информационную культуру учащихся, обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями, повышает мотивацию к обучению.
На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.
В результате применения учебников нового поколения значительно увеличивается качество обучения математики. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют математику одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету. Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!
Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыта для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы.
Ребёнок как нежный росток: не будешь ухаживать – зачахнет, перестараешься с поливом и удобрениями – погибнет, обрубишь и подровняешь – получишь безликость. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Но реально ли это? Ведь у учителя средней школы несколько десятков учеников. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.