Разработка урока по окружающему миру на тему Ты — велосипедист


Тема: Ты - велосипедист.Цели и задачи : Рассказать об истории создания велосипеда иих разнообразии; ознакомить с общим устройством велосипеда; повторить правила безопасности при езде на велосипеде и дорожные знаки для велосипедистов; закрепить знания о том, что до 14 лет по улицам и дорогам ездить на велосипеде запрещено.Планируемые результаты:
Личностные умения: знать правила безопасности при езде на велосипеде и дорожные знаки для велосипедистов.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: узнать историю создания велосипеда и их разнообразии, общее устройство велосипеда.
Регулятивные УУД: выполнять самопроверку учебного задания, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
Тип урока: Урок-практикум
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: Мультимедийная презентация, велосипед, дорожные знаки для велосипедистов, рисунки старинных велосипедов, таблицы по ПДД, выставка книг о велосипедах, памятка.
Ход урока:1.– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
Эмоциональный настрой Слайд 1. Игра-приветствие «Здравствуйте!»
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке. (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:)- Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки. (После встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!») Слайд 2
2. Проверка домашнего задания- Давайте вспомним домашнее задание и разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1)Улица без сквозного прохода и проезда. ( тупик)
2)Дорога в парке с рядами деревьев по обеим сторонам, (аллея)
3)Большая широкая и прямая улица, (проспект)
4)Улица, идущая вдоль берега, (набережная)
5)Два ряда домов в населенных пунктах и пространство между ними для прохода и проезда, (улица)
6)Незастроенное большое и ровное место в городе, от которого обычно расходятся улицы, (площадь)
7)Участок земли между домами одного городского участка, (двор)
8)Место пересечения дорог, улиц (перекресток)
По вертикали:
1) Небольшая улица, соединяющая две другие .(переулок)
-А сейчас поиграем в игру «Назови - покажи».
Давайте вспомним , что на дороге есть линии. Как они называются?
(линии разметки)
-Покажите осевую линию. Какие они бывают? Зачем они нужны?
( сплошные и прерывистые. Нужны, чтобы машины не сталкивались)-Покажи «островок безопасности». Где он находится? ( на середине
проезжей части улицы)
-Покажи элементы загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет)
-Как следует продвигаться по загородной дороге? (по обочине против движения транспорта)
III. Работа по теме урока.
1) Постановка проблемной ситуации.
Держусь я только на ходу,
Если встану - упаду.
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках.
А быстрота в его ногах.
У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.(Велосипед.)
2) Сообщение темы урока1)На уроке познакомимся с общим устройством велосипеда. Узнаем, когда появились первые велосипеды, вспомним правила безопасности при езде на велосипеде.
3) Знакомство с новым материалом
Один юный спортсмен как - то похвастался, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке» и на велосипеде. Можно подумать, будто овладел четырьмя разными машинами, три из которых совершенно невероятные. Оказалось, паренек имел в виду одну и ту же машину - обыкновенный Велосипед, который в разные времена был устроен по - разному и всякий раз по - иному назывался...1 ученик: Двести лет назад жил на Урале купец Ефим Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину-самокат, у которой было два деревянных колеса с железными ободьями, педали и руль.
2 ученик: Вторым изобретателем самоката был немец Карл Дрейз. Его машина была деревянная, имела два равных по высоте колеса и седло между ними, но цепной передачи еще не было, и передвигались на ней, отталкиваясь ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом - ведь в переводе велосипед означает быстрая нога. Передвигаться на нем было неудобно. Седока трясло. И этот «костотряс» уступил место «пауку».
3ученик: Так называлась машина по множеству тонких блестящих спиц в колесе, которое очень напоминало паутину. Быстро бежал по дороге велосипед-паук. Один разок нажмешь на педаль - проедешь целых 5 км. Все бы хорошо, да вот беда: попадет под колесо камень - этот неуклюжий велосипед с ходу опрокидывается, а велосипедист выскакивает из седла, перелетает через руль и падает на землю. Не машина, а норовистый конь, который так и старается сбросить с себя наездника.
4ученик: Младший брат паука-велосипеда был не таким капризным. Он стоял крепко на своих двух одинаковых низеньких колесах. Не брыкался и не опрокидывался. У новой машины, совсем как на теперешних велосипедах, была рама, цепь и педали. Но седока на этой машине трясло так, что у бедняги лязгали зубы. И все из-за ободов колес, которые были прежесткими. Так было до тех пор, пока у машины не появилась.. .диковинная подушка - шина.
(В это время учитель показывает рисунки с велосипедами)
2) Учитель: Видите, какие умные люди изобрели велосипеды. Если вы заинтересовались историей велосипеда, то можете взять вот эти книги и прочитать:
1)«Что такое? Кто такой?» стр. 212-213
2)«Приключения изобретений» стр. 153-155
3)«Зеленый, желтый, красный» стр. 8-9
4)«Светофор» стр. 109-120
3)Учитель: Ребята, у кого из вас дома есть велосипед? Из каких частей он состоит?
Рассказ ученика об устройстве на самом велосипеде5. Игра-физкультминуткаПо очереди называют названия велосипедов, при этом встают. Если назвали еще раз, то поднимают руки.
6.Практическая работа-Очень многие ребята считают, что они умеют управлять велосипедом, но ездить на велосипеде и безопасно управлять им - не одно и то же.
Если вы коридору Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне твердый холодильник, Тормозите лучше в папу, Папа мягкий. Он простит.
-Кто из вас поступает подобным образом?
-А сейчас мы проверим, как вы умеете тормозить.
-Что вы сделаете, если перед вами пешеход? (звонить в звонок)
-Как вы поступите, если у вас спустило колесо? ( накачать насосом)
7.Игра «Умное колесоПешеходов не стало меньше, Только в свете последних лет Изобрел один крестьянин Двухколесный велосипед. Цепи, руль, и педаль, и тормоз - Надо все это изучить. Чтоб поехать на этой штуке, Научитесь - ка ее водить! Мы, ребята, вас не пугаем, Только вы уж поверьте нам, Что сюрприз для велосипедиста Поджидает и тут, и там. Может, лучше быть осторожным, Чтобы кости свои спасти. Коли сел ты на двухколесный, Будь внимательным в пути!
По асфальту быстро еду, напевая, Ветер так приятно спину обдувает, Далеко - далеко смело уезжаю, Не волнуйся, мама, правила я знаю. - О каких правилах идет речь?
Сейчас мы еще раз их вспомним, поиграв в игру.
Описание игры: учащиеся в порядке очередности выходят к доске, на которой прикреплены яркие цветные колесики велосипеда. Снимают колесо и читают с обратной стороны правило дорожного движения на велосипеде.
По улицам и дорогам до 14 лет ездить на велосипеде запрещается. Ездить можно только по специальным дорожкам и площадкам, закрытым для автомобильного транспорта.
По правилам пассажиром может быть ребенок не старше 7 лет Перегруженным велосипедом трудно управлять.
Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться.
Велосипедист должен строго следить за исправностью тормозов у велосипеда, перед каждой поездкой не забывайте их проверять. Обязательно имейте на велосипеде звонок, чтобы оповещать людей о своем приближении, светоотражатели и фару. Тогда вас будет вечером видно издалека.
Будьте особенно внимательны на подъездных дорожках к дому, где в любой момент может появиться машина.
Помните, что при езде во дворах опасно выезжать из-за угла. Вы можете неожиданно оказаться на пути автомобиля.
Не устраивайте скоростных гонок там, где ходят люди. Будьте внимательны к тем, кого вы объезжаете, особенно к пожилым людям и маленьким детям.
Не катайтесь в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.
Ехать нужно по правой стороне, на расстоянии 1 метра с края проезжей части дороги. Ни в коем случае не цепляйся за впереди идущий транспорт.
Как называются и что обозначают эти дорожные знаки?
1 знак - «Велосипедная дорожка»,
2 знак - «Движение велосипедов запрещено».
8.Продолжение темы. Работа по таблице №15-Посмотрите на эту таблицу и скажите, какие правила соответствуют этим картинкам?
-Как можно поступать и как нельзя?
9.Итог урока-Что нового вы узнали на уроке? Что главное о безопасной езде на велосипеде должен знать человек?
10.Дом. Зад. Стр. 10 учебника прочитать.