доклад «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Тема «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Необходимо создать условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию от неумения к умению. Для обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия, как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей. Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности. Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов математики. Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению. Проектно - исследовательская деятельность по своей сути творческая. В ходе такой деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Классификация проектов
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:
- постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);
- защита, презентация проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Виды презентаций
1. Деловая игра.
2. Демонстрация видеофильма.
3. Игра с залом.
4. Научная конференция.
5. Ролевая игра.
6. Экскурсия.
7. Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.
8. Реклама.
В результате формируются у детей:
- рефлексивные умения (осмысление задачи);
- поисковые умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Персональные и групповые проекты
Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
у учащихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Единой точки зрения не существует. Каждый учитель сам выбирает удобную для него, результативную форму работы. Непосредственной целью проектных занятий, на мой взгляд, является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать. Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.). Я не так давно погрузилась в метод проектов. В своей работе я отталкивалась от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным путем. Как все начиналось? «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным» Б. Паскаль. Эти слова я взяла за основу. Предложила своим 7-классникам ответить на вопрос: В каком веке открытий в области математики было больше? Исследование проводили 3 группы (16, 17, 18 век). Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. Этапы формирования проектно-исследовательских умений: 1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. 2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации, и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов. Итогом нашей работы был проект «Великие математики» (приложение 1) и выступление на школьной научно-практической конференции. Для проведения предметной недели в школе – предложила своим 8-классникам тему: «Цифры и песни». Мы искали ответ на вопрос: какая связь между цифрами и песнями? На первом этапе были найдены песни, в которых использованы те или иные числа, была создана презентация (приложение 2) и представлена на неделе математики. Следующий этап - исследование музыкальных композиций (песен) и ответ на вопрос: какую роль играют песни в жизни человека? Над этим мы будем работать на следующий год.
Выводы.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, –это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.
Учащиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, в построении таблиц, диаграмм с помощью Excie, Word и Paint.
Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация.
Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Канунникова С.А.
Заголовок 215