Презентация педагогического проекта Роль краеведения в патриотическом воспитании и обучении младших школьников


2011 год «Краеведение- основа воспитания патриотизма»С.И.Ожегов Тема патриотического воспитания в настоящее время как никогда актуальна . В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года, подчёркивается значимость этой проблемы. Важнейшим средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Между ростом бездуховности и преступлений в молодежной среде и потребностью в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях, - между теоретическими знаниями краеведения и неумениями применять их, - между школьной программой, основанной на чётком логическом изложении материала, и необходимостью воспитания интереса к изучаемому предмету. Как в условиях общеобразовательной школы эффективно организовать процесс формирования патриотического чувства и сознания каждого школьника и создать условия для его развития? Если регулярно использовать краеведческие материалы в педагогической деятельности, то это сыграет важнейшую роль в патриотическом воспитании и обучении младших школьников. Краеведение как элемент школьного образования, позволяющий осуществлять патриотическое воспитание и обучение школьников. Организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами краеведения. Воспитание личности гражданина- патриота через изучение истории родного края и своей страны средствами краеведения. -Изучить методическую литературу по данной теме;-разработать, провести и проанализировать блок экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по этой теме; -разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в урочной и внеурочной деятельности;- реализовать познавательные интересы и потребности детей через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;- формировать ценностные ориентации и мотивы познавательной деятельности;-достичь повышения качества знаний обучающихся по предметам средствами краеведения. - Приобретение обучающимися знаний об истории, культуре села Жидиловка , Мичуринского района, Тамбовщины; -развитие творческих способностей обучающихся;-пропаганда краеведческих знаний (публикации в СМИ, выступления перед обучающимися и т.д.). Срокипроведения Этапы проекта сентябрь 2010г. -ноябрь 2010г. 1.Информационно-аналитический декабрь2010г. -сентябрь2011г. 2.Практическая реализация проекта октябрь-ноябрь 2011г. 3.Итогово-диагностический ноябрь-2011 г. 4.Внедренческий Почему важно знать свою историю? Считаете ли вы актуальным изучение краеведения в настоящее время? Используемый передовой опыт учителей района: - Гришиной Т.В., учителя начальных классов высшей категории Панского филиала МОУ Заворонежской СОШ,- Касторновой Т.А., учителя начальных классов высшей категории МОУ Заворонежской СОШ. Используемые педагогические технологии: -проектная технология, -личностно-ориентированная технология, -игровые технологии. Уроки-путешествия, конференции, уроки-рассуждения,уроки по защите проектов, урок мужества, уроки-экскурсии. Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока в начальной школе: -в начале урока, во вступлении;-при актуализации знаний;-при изучении нового материала;-при закреплении; -в домашнем задании.Включение в уроки материалов о родном крае способствует следующему:- социализации личности ученика;- повышению уровня духовно-нравственной культуры; - воспитанию патриотических чувств, любви к "малой родине". Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Проектная технология направлена на формирование ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности. Проект «Село Жидиловка: прошлое и настоящее»Презентация « Иван Владимирович Мичурин» Формы организации внеклассной краеведческой работы разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. В детском творческом объединении «Моя земля, мои земляки» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к малой родине. Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания. Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка. В результате работы над проблемой удалось достичь качества знаний обучающихся по русскому языку и математике. Год Конкурс, олимпиада Уровень участия Фамилия, имя участника Класс Результат 2009 олимпиада, математика школьный Андреев Валерий 4 I-е место 2009 олимпиада, русский язык школьный Лугина Екатерина 4 I-е место 2009 олимпиада, литературное чтение школьный Быкова Анастасия 4 I-е место 2009 олимпиада,окружающий мир школьный Андреев Валерий 4 I-е место 2011 математика, олимпиада школьный Федосов Максим 3 I-е место 2011 русский язык, олимпиада школьный Маслов Данила 3 I-е место 2011 литературное чтение, олимпиада школьный Конина Анастасия 3 I-е место 2011 окружающий мир, олимпиада школьный Маслов Данила 3 I-е место 2011 конференция «Грани творчества» муниципальный Малыгин Александр 10 призер 2011 конкурс исследовательских работ по школьному краеведению муниципальный Скрипняк Виктория 8 победитель Вывод: обучающиеся осознали необходимость изучения краеведения Считаете ли вы актуальным изучение краеведения в настоящее время? В работе используются новые образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся.Обобщен опыт работы в школе и на муниципальном уровне. Организована проектная деятельность обучающихся по предметам.Разработана и реализуется программа детского творческого объединения «Моя земля, мои земляки». Краеведческая деятельность способствует: - развитию личностных качеств обучающихся и играет важнейшую роль в патриотическом воспитании и обучении младших школьников;формированию личностно – ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности; повышению качества знаний обучающихся по предметам. Заседания ШМО. Выступление:1. «Роль краеведения в патриотическом воспитании и обучении младших школьников»- 2011 г.Ежегодно открытые уроки для учителей начальных классов.Заседания педсовета. Доклады : 1. Доклад «Развитие творческих способностей обучающихся», 2009 г.2. Доклад «Использование современных технологий в педагогической деятельности», 2010г. Заседание РМО учителей начальных классов. 1.Выступление: «КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ» Опыт работы свидетельствует о реалистичности проекта и возможности его использования учителями других школ. 1.Абросимова Г.Н. «Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо – туристской деятельности» / Москва, «Арктис», 20062.Кравцова С.А., Лунёва О.А., Митропольская А.В. «Использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе» / Тамбов, 20093. Кравцова С.А., Филиппова Н.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе» / Тамбов, 2010 4.Коршикова Е.А. «Проект вариативной программы «Наша малая родина» / Начальная школа, 2007/75.Маханёва М.Д. «Приобщение младших школьников к краеведению и истории России» / Москва, «Арктис», 20056.Тамбовская энциклопедия:/Гл. научный редактор Л.Г.Протасов, Тамбов, ООО «Изд.Юлис», 2004http://www.rusedu.ru/http://www.it-n.ru/http://www.nachalka.info