Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников
Выступление на «Круглом столе» РМО учителей истории и обществознания Петропавловского района.
«Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников»
Подготовила: Бондарева С. В., учитель истории и обществознании МКОУ Куйбышевская ООШ.
Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях нашей школы, многие обучающиеся встанут на путь исправления и станут достойными гражданами нашей страны. Благодаря включению в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы, патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание молодых людей строить на примерах истории родного края, а через неё - и всей Родины, осуществлять приобщение учащихся к опыту предшествующих поколений.
В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Таким образом, современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности. Одним из путей решения проблемы является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.
В ходе краеведческой деятельности учащийся:
получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;
чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;
приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.
Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.
Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.
Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях сельской школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеучебное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, "горением души", проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления - знания - умения - деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся: представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека; знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы , учащему необходимо усвоить понятия "Родина", "Отчизна", "Отечество", необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода. Деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы ее различны - это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников. Учитывать индивидуально - психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.
Для меня, как для педагога, краеведческая работа является средством разрешения многих воспитательных проблем.
Ребята считают, что патриот - это человек, уважающий и соблюдающий законы государства, отстаивающий его интересы, который должен добросовестно трудиться на благо Родины. Принимать активное участие в решении общественных проблем, и, конечно: беречь окружающую среду, все гордятся тем, что они живут на Воронежской земле, их волнуют все события, происходящие в родном крае, поэтому они участвуют в работе на благо родного города, есть желание, в будущем (мечта) остаться жить и работать в родном городе.
Результаты опроса родителей показывают, что большинство родителей положительно относятся к увлечению своих детей, поэтому к краеведческой работе надо привлекать как можно больше школьников.
В процессе краеведческой работы учениками и преподавателем накоплен богатый материал о своем крае, который используется на уроках истории.
Главным результатом работы является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой экологической культурой, способной организовывать свою деятельность и любящей свой родной край, быть патриотом. В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе.