Обобщение опыта классного руководителя Организация классного коллектива, формирование коммуникативных навыков.
Визитная карточка
Фамилия, имя отчество: Антропова Олеся Николаевна
Дата рождения: 05.02.1988 год.
Образование: высшее
Что, где, когда завершила: Кокшетауский университет
ПМНО 2010г
Педагогический стаж: 7 лет, категория II
Год прохождения курсов: трёхуровневые курсы
2012г.
Тема: Организация классного коллектива, формирование коммуникативных навыков.
Цели:
формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие коммуникативных навыков каждого ребенка;
обеспечение благоприятного психологического климата в классе;
создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта, а также для физического развития учащихся.
Основные задачи работы:
создавать в классе ситуацию успеха;
способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
развивать классное самоуправление;
стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике
Теоретическая база опыта.
Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев, М.М.Бахтин. Исследования Г.М.Андреевой, В.А.Канн-Калика, А.А.Кидрона, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.М.Мудрика, В.Н.Панферова, Г.С.Трофимовой, Д.Б.Эльконина доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.
Актуальность.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Основополагающими принципами данного опыта работы являются:
учет индивидуальных особенностей данного возраста;
системность;
поэтапность;
научность.
При формировании нового первого класса я всегда знакомлюсь с материалом, который предоставляет детский сад: мнение воспитателей о том или ином ребёнке, каково было положение ребёнка в детском коллективе, как (активно или пассивно ) он участвовал в занятиях группы, каково было его поведение в группе (одинок он был или общителен), в чём себя проявлял. Всё это я могу выяснить при встрече с воспитателями в детском саду на праздниках (куда они нас приглашают), во время круглого стола «Учителя начальной школы-воспитатели», которые мы периодически проводим , во время весеннего собеседования с будущими первоклассниками в присутствии детского психолога и методиста детского сада. Такие встречи позволяют обсудить насущные проблемы. Информация о будущих первоклассниках помогает планировать воспитательную работу в первом классе.
Также на организационном собрании родителей будущих первоклассников можно предложить анкету всего с несколькими вопросами, ответы на которые позже помогут любому учителю при планировании работы с классом, с родителями, позволит в дальнейшем установить собственные традиции класса. Например,
•Какие проблемы у вас возникали в воспитании ребёнка?
•Может ли ваш ребёнок долгое время играть один?
•Участвуете ли вы в играх?
•Любит ли ваш ребёнок ожидаемые или неожидаемые подарки?
•Какие праздники в вашей семье считаются традиционными?
•Учите ли вы ребёнка готовить сюрпризы и праздники для всей семьи?
•Трудолюбив ли ваш ребёнок?
•Какие постоянные обязанности и поручения он имеет в семье?
•Есть ли у вашего ребёнка друзья? Приходят ли они к вам в дом на праздники?
•Каким вы видите своё участие в жизни классного коллектива?
•Чего бы вы хотели избежать в воспитании своего ребёнка?
•Ваши пожелания к классному руководителю? И др..
Когда я начинаю формировать классный коллектив, большое внимание, как классный руководитель , уделяю сотрудничеству со школьной медсестрой. В частности, мы вместе по медицинской карточке можем многое узнать о состоянии здоровья ребёнка, о проблемах физического развития, если таковые имеются, которые влияют на успешность учебной деятельности ребёнка, его личностного становления.
Достаточно информативными являются личные дела учащихся. Из них можно получить информацию о семье учащегося.
Начиная работу над классным коллективом , очень важно наладить
сотрудничество со школьным психологом. В начальной школе он обращает внимание на адаптацию учащихся к обучению, мотивированность учебных действий учащихся, положение и статус ребёнка в детском коллективе. После занятий психолог даёт рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в коллективе, по работе с проблемными детьми. Совместно с психологом согласуем систему занятий по развитию личности ребёнка, его интеллектуальных умений, преодолению негативных реакций в поведении учеников.
Одним из документов, который я реализую ,который мне помогает в создании детского коллектива ,является план воспитательной работы . Под планированием воспитательной работы в детском коллективе понимается процесс совместной деятельности детей и взрослых. Виды совместной деятельности в коллективе выбираются в зависимости от интересов и потребностей всего класса.
Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.
Как же решит эту проблему? Я считаю, что одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Ведь именно на классных часах дети учатся общаться, дискутировать, сопереживать, разрешать возможные конфликты, анализировать свою деятельность.
Давайте вспомним, что такое классный час? Классный час - это час прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, но не урок . Это разговор «по душам» и уточнение ценностей, это полезная информация, необходимая детям для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это психологический тренинг по каким – либо проблемам общения и взаимоотношения т.д.
Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентировочную, направляющую, формирующую.
Суть просветительской функции заключается в том, что классный час даёт возможность расширить круг тех знаний воспитанников , которые не нашли отражения в учебных программах. Предметом классного часа могут быть и знания в различных областях, а также сведения о событиях, происходящих в посёлке , городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: "Наша Конституция", «Я имею право!», «Край глее я живу», «Поговорим об этикете» и т. д.
«Поговорим об этикете»
Предлагаемый Вашему вниманию классный час предполагает адаптированное для младших школьников краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому учащемуся высказать своё мнение и узнать точку зрения одноклассников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Работа с различными источниками информации, исследовательский характер заданий, игровые моменты активизируют учащихся на протяжении всего классного часа, не дают ему скучать. Кроме того, создаётся ситуация успешности, более глубоко происходит усвоение изучаемого материала, развивается интерес к предлагаемой теме.
Цели. Учащиеся смогут:
познакомиться с историей этикета;
понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.
Материалы:
-карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;
-приложение с иллюстрациями;
-задания для групповой работы на этапе “Введение понятия;,
-рабочий лист “Этикет в пословицах”.
Ход классного часа.
1. Мотивация.
Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выраженем лица).
Учитель:
- Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?
Дети:
- Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …
Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”).
Учитель:
- Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?
Дети высказываются.
Учитель:
- С возмущением Петя восклицает...
Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:
А кому нужны эти хорошие манеры?
Не все ли равно, как есть?
И вообще, кто все это выдумал?
Учитель:
- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
2. Введение понятия “этикет”. Историческая справка.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:
1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?
Дети дают ответы.
Учитель:
- Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком. (?)
Выслушиваются предположения детей.
Учитель:
- Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается. этикет
Учитель:
- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...
Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
Учитель:
-Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Начинаем запуск "машины времени"…
- Включить контакты!
Дети:
-Есть включить контакты!
Учитель:
-Завести моторы!
Дети:
-Есть завести моторы!
Учитель:
-Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе.(с закрытыми глазами):
5, 4, 3, 2, 1…
Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” и предлагает детям посмотреть на доску.
Учитель:
-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём.
Детям предлагается объяснить понимание девиза.
Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”.
Учитель:
-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы - скромность, верность, покорность.
Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.
Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентельмена и словами “XIX век. Джентельмен с хорошими манерами”.
Учитель:
- В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.
Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.
Учитель:
- Последняя наша остановка во времени - недалёкое прошлое русского народа.
Учитель вывешивает лист:
“ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРКАЛО.”
Петр I
Учитель комментирует:
-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старо-русского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.
Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":
“Переводчики” №1.
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
“Переводчики” №2.
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
“Переводчики” №3.
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никиго не коснуться…
“Переводчики” №4.
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
“Переводчики” №5.
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками иножиком по тарелкам не стучать…
“Переводчики” №6.
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения, инсценируют.
3. Рефлексия. Итог занятия.
Учитель:
-Вы вернулись из путешествия. У вас, наверное, много впечатлений. А Петя Васечкин уже поджидает нас на своём диване. Что ему расскажем? На какие из его вопросов сможем дать ответ?
Дети высказываются.
Учитель:
-Петя Васечкин прощается с вами, ребята. Ему было с вами интересно. Он благодарит вас за полезные советы. А за что мы можем поблагодарить его? Что нового для себя вы узнали, благодаря встрече с Петей?
4. Применение.
Учитель:
- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?
Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах" (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах , комментируют её для одноклассников.
Рабочий лист “Этикет в пословицах”.
Задание №1: соедините половинки пословиц.
1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
2. Береги платье снову, того и сам не делай.
3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
Задание №2: объясните смысл пословицы.
Ориентировочная функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценить явления, происходящие в окружающем мире. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.
Темы таких классных часов: «Хотим быть» "Каким быть?" Мы – мальчики и девочки", «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь» и т. д.
Классный час: «Мы – мальчики и девочки»
Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек.
Ход классного часа
- Посмотрите друг на друга внимательно. На какие две группы можно разделить всех вас?
- Чем мальчики отличаются от девочек?
- Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Вы правильно сказали, что их отличает внешний вид, но их еще отличает и поведение, и поступки.
- Давайте проведём небольшой эксперимент. На столе есть разные предметы, вы должны выбрать отсюда то, что вас заинтересовало.
- Что у нас выбрали девочки?
- Что выбрали мальчики?
- Давайте подумаем вместе, почему наши девочки выбрали эти предметы, а мальчики эти?
Давайте сделаем вывод: мальчик должен быть умным и образованным, активным, сильным, ловким. Ему предстоит быть защитником. Мальчики не должны быть болтливыми, плаксивыми, нервными. Мальчики должны умет пользоваться молотком, лопатой, заниматься спортом. Мальчики трудолюбивые и выносливые, они должны сдерживать своё слово. Мальчики с уважением относятся к девочкам.
Девочки миролюбивы, не грубят, не дерутся, они старательны и аккуратны во всём. Их интересует литература и искусство. Девочки любят и знают природу. У девочек хороший вкус. У них прическа, одежда, обувь всё в порядке, они красиво ходят. Девочки лучше понимают состояние другого человека и готовы помочь не только добрым словом, но и делом.
Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик и девочка.
Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.
Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
Мне нравятся фильмы о войне.
Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.
Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
Я люблю шить своим игрушкам платья.
Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
Давайте поиграем, игра называется «Примени вещь в деле». Перед вами предметы. Подумайте, где эту вещь могут использовать девочки, мальчики (коробочка, зубочистка, и т.д.
Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Выиграет та команда, которая сможет придумать больше хороших слов-комплиментов другой команде.
Вопрос девочкам:
- За что нужно уважать мальчиков?
(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы их уважали.
Вопрос мальчикам:
- За что нужно уважать девочек?
(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)
- Я думаю, девочкам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы добиться уважения к себе.
Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки - истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.
У Эдуарда Успенского есть стихотворение, давайте послушаем.
Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
Заключение
Ну, что есть различие между вами? Да, есть явное различие, от них никуда не денешься. Просто нужно научиться уважать и попытаться понимать мнение другого человека, противоположного пола.
Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.
Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Я выделяю следующие формы классного часа, которые можно применяю в начальной школе:
- беседы, дискуссии;
- встречи с интересными людьми;
- игры, тренинги;
- КВН, читательские конференции, КТД;
- викторины, театральные премьеры.
На классных часах я использую индивидуальную, фронтальную, парную и групповую работу. В первом классе почти все классные часы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умеют работать в группе. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно достигаться:
- умение слушать и слышать;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к каждый имеет «право на ошибку»
Все обучающиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В 3 – 4 классах я применяла тренинговые игры – занятия, которые развивают у детей умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы.
Например:
Игра «Как бы ты поступил?»
Предполагаемые вопросы и ситуации :
Подошел к остановке автобус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Как ты думаешь, почему?(Потому что к дверям подошли невоспитанные люди и загородили дорогу выходящим.)
Вошли в автобус мама с мальчиком лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сидение, а сама стала рядом. На следующей остановке в автобус вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел сладкую грушу. Как бы на его месте поступил бы ты?(мальчик поступил некрасиво ДВАЖДЫ).
Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? Почему? (Обязательно).
Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком;
Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если кто то из близких лёг отдохнуть?
Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых?
Какие люди, по твоему, лгут и притворяются?
Как поступил бы ты, если бы нечаянно разбил чашку или опрокинул вазу?
Пример игр, которые я использую для сплочение коллектива.
Игра: «Клубок пожеланий»
Первому ребёнку даётся клубок, он его разматывает и передаёт ниточку второму, при этом говорит комплемент или пожелание. В конце игры все дети «связаны» одной нитью.
Упражнение «Передай сигнал»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона»
Игра «Бег сороконожек»
Играющие делятся на две-три команды по 10-15 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед до «финиша», все время держась за веревку.
Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.
«Мы идем в поход»
Игра начинается со слов : «я еду на север (юг, запад и т.п.) и хочу, чтобы вы все поехали со мной. Сейчас я буду называть вещи, которые я возьму с собой, а вы попробуйте понять логику и назвать вещь, которую возьмете вы. Если догадаетесь, я возьму вас с собой».
Логика проста: каждый должен взять вещь, название которой начинается с первой буквы его имени. Т.е София возьмёт соль, спички, спиннинг, салфетки т.п.
На классных часах я провожу и коллективные творческие дела (КТД), которые стали традиционными. В моей работе я провожу КТД:
«День именинника»
«Новогодний праздник в классе» с участием родителей
Выезд на природу в конце или начале учебного года
«Посвящение в первоклассники»
«Праздник первой оценки» (в 1 классе во 2 четверти)
Коллективный субботник
Все методы и формы работы, используемые мной, позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.