САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЛОБЫШЕВОЙ ИРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Самоанализ педагогической деятельности учителя математики
Лобышевой Ирины Сергеевны.
Цель современного образования – научить учиться. Цели деятельности нашего образовательного учреждения – обучение, воспитание и развитие творчески развитой личности человека, который был бы подготовлен к жизни в современном обществе, легко адаптировался и был востребован современным обществом.
Много внимания в нашей школе уделяется личностно-ориентированному обучению, при котором приоритетным становится личность ребенка, его развитие.
Поэтому первостепенными задачами своей профессиональной деятельности с учетом задач школы считаю:
- одной из первоочередных задач - это предпрофессиональная подготовка обучающихся (трехступенчатая модель образования - школа – Суз - ВУЗ).
- совершенствование процесса обучения и воспитания в системе личностно- ориентированного и развивающего обучения
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, обеспечения интеллектуального, личностного, музыкального и психологического развития детей
- нравственное воспитание детей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, великому наследию математической культуры.
Целью моей работы является развитие здоровьесберегающей, личностно-социальной, учебно-познавательной компетентностей.
Для решения этих задач я провожу следующую работу: разрабатываю рабочие программы, индивидуальные планы учащихся, планы совместной работы с родителями. В нашей школе проводится работа с учащимися по формированию культуры речи, проникновению в мир высокой математической культуры, толерантных отношений. Для этого в школе проводятся беседы на различные темы, в которых принимают участие и учащиеся, и преподаватели. Все это сплачивает коллектив, развивает уважение друг к другу.
Особое внимание уделяю развитию творческих способностей учащихся. С уважением и пониманием отношусь к тому, что сделано учеником при работе с задачей, и, либо принимаю его вариант исполнения, либо объясняю, какая задумка была у автора, что подвигло его написать условие так, а не иначе. Вместе с родителями восхищаюсь удачным выступлениям учащихся на зачетных или публичных конференциях, что способствует формированию в детях уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство гордости за своего ребенка и уважение к преподавателю. Уделяя внимание развитию творческих способностей, мои ученики постоянно принимают участие во внутришкольных и республиканских конкурсах по математике и становятся победителями.
Один из принципов организации занятий – принцип детско-взрослого сотрудничества, педагогики сотрудничества, исходящей из интересов ребенка и перспектив его развития. Занятия стараюсь выстраивать в непринужденной форме, так как это способствует свободному общению педагога и учащегося, поднимая его на более высокий уровень взаимодействия. Я не давлю на мнение учащихся, а при необходимости помогаю, направляю и контролирую их. Я учу детей, а дети учат меня. Стараюсь хвалить за самые мелкие достижения, внушаю, что все трудности преодолимы. Если что-то не получается, не нужно опускать руки, ведь можно всего добиться, работая за инструментом вдумчиво и целенаправленно.
Проблемное обучение и развивающее обучение – способы повышения качества обучения. Практически на всех занятиях стараюсь задавать проблемные вопросы, ситуации учебного поиска.
Важнейшее условие успешного обучения в школе – мотивация к обучению. Я стремлюсь подобрать программу выступлений учащихся так, чтобы успеха мог добиться каждый в меру своих способностей и возможностей, даю шанс самым неуверенным в себе учащимся.
Внеклассная работа тоже учитывает потребности родителей и учащихся. Опираясь на эти потребности и учитывая их интересы, способности и возможности, я провожу воспитательные мероприятия, расширяющие кругозор учащихся, их познавательные возможности, развивающие самостоятельность и активность.
Занятия стараюсь проводить в интересной и увлекательной форме, что дает не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и формирует познавательную активность, мотивацию к обучению в школе. Обучение каждого ребенка проводится, учитывая его индивидуальные возможности и способности. Стараюсь, чтобы дети учились приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей деятельности и активно использовать полученные знания. Занятия предусматривают вариативность материала, где все идет от простого к сложному. С первых занятия с учеником выявляю, какие затруднения могут возникнуть у него при обучении, эти проблемы и недостатки учитываю при выборе программы, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения. Своевременно осуществляю контроль знаний. Постоянный анализ достижений учащегося – обязательное условие моей работы.
Результат контроля – оценочные суждения. Ученики учатся объективно оценивать свою работу и высказывать свое мнение. Учу их не обижаться на критические замечания, а делать соответствующие выводы. Создавая на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали неплохие показатели качества обучения, уровня обученности. Моя задача состоит в том, чтобы сделать трудности привычными, привычное – легким, легкое – приятным, тогда учеба в школе будет доставлять детям радость.
С целью повышения своего педагогического уровня, изучения опыта работы ведущих преподавателей нашей отрасли, я прохожу курсы повышения квалификации, на которых стараюсь перенимать интересные методические идеи своих коллег, знакомлюсь с новой учебно-методической и педагогической литературой.
Педагогическая деятельность всегда сопряжена с определенными трудностями, проблемами, противоречиями, но в коллективе нашей школы царит спокойная, рабочая, комфортная атмосфера, настраивающая на желание сделать свое дело как можно лучше и качественней.