Познание мира 2 класс. Тема урока: Свойства воздуха.

Тема урока: Воздух. Свойства воздуха.
Цель урока: формирование знаний учащихся об основных свойствах воздуха и его составе; формирование знаний о кислороде, как о «живом газе»; развитие умения понимать поставленную учебную задачу; сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие интереса к предмету «Окружающий мир»; воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ход урока:
I этап: Мотивационный.
Цель: вхождение в контакт,; создание положительного эмоционального настроя и уверенности в собственных силах, создание ситуации успеха, а также, создание ситуации открытого незнания (разрыва) , обозначение детьми своего незнания, круга явлений, которым дети пока не могут дать объяснение.
Что вы узнаёте на уроках окружающего мира?
А что же нас окружает?
Что вы знаете о воздухе?
Вижу, что вам интересна эта тема.
Ситуация разрыва:
Цель: создание ситуации открытого незнания , обозначение детьми своего незнания, круга явлений, которым дети пока не могут дать объяснение.
Какими свойствами он обладает ? Почему этот вопрос вызывает у вас затруднение?
Оказывается, мы не всё знаем о воздухе. Воздух – среда нашего обитания, без воздуха наша жизнь невозможна. От качества воздуха в огромной мере зависит качество жизни, и это стоит того, чтобы познакомиться с воздухом поподробнее.
Думаю, что сегодня на уроке вы сделаете немало открытий о воздухе. Для этого я предлагаю отправиться в путешествие. А на чём интереснее путешествовать по воздуху?
(На воздушном шаре)
Кто хочет стать воздухоплавателем?
Тогда давайте объединимся в команды, их ещё называют экипажами.
Кто должен быть в экипаже?
(командир, пилот, )
Но прежде, чем взлететь, каждый экипаж должен сдать экзамен. Согласны?

II этап:Сообщение темы и цели урока
Итак, тема нашего путешествия: Воздух и его свойства.
Сегодня мы с вами исследуем состав воздуха, его некоторые свойства, будем учиться работать в команде дружно.

III этап: Операционный.
Цель: формирование знаний о свойствах воздуха; решение творческих задач по тема воздух; развитие умения смело высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Чтобы путешествие прошло удачно, необходимо как можно больше узнать об изучаемом объекте. А изучать мы будем
а) Информационный блок.
Цель: формирование знаний о составе воздуха и кислороде.
Что такое воздух? это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа, причём ни азот, ни углекислый газ не горят)
Для чего же нужен кислород?
(Кислород поддерживает дыхание человека и животных и горение)
Как вы понимаете: поддерживать горение?
Вопрос 1.
Кислород поддерживает горение. Понаблюдайте за опытом и объясните, что произошло со свечами?
Опыт 1 со свечами
Цель: формирование умения наблюдать, обобщать и делать выводы.
Объясните, почему одна свечка потухла раньше другой?
(Чем больше банка, тем больше в ней воздуха, а следовательно кислорода, чем меньше кислорода, тем быстрее потухнет свечка. Значит кислород горючий газ)
Чем опасен этот опыт?
(из-за неаккуратного обращения со спичками может произойти пожар)
Что можно сделать, чтобы потушить огонь?
(накрыть огонь чем-либо, например покрывалом)
Вопрос 2.
Пустой стакан перевернули вверх дном и опустили в воду. Что произошло и почему? Опыт 2.
( стакан вытолкнулся из воды, т.к. в нём воздух, который не позволил стакану утонуть)
Учёные это свойство воздуха называют упругостью. Какие предметы обладают таким же свойством?
Вопрос 3.
Чтобы воздушный шар взлетел, необходимо его наполнить горячим воздухом. Дайте этому объяснение.
(тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх)
Вопрос 4.
Если надуть воздушный шар, немного закрутить, но не завязывать отверстие, а потом отпустить, то _____________. Почему?
(Отпущенный развязанный шарик улетает со свистом за счёт выталкивающей силы выходящего из него воздуха. Это реактивное движение.
Итак: На старт! Внимание! Марш!
IV этап: Рефлексивный .
Цель: обобщение результатов исследования свойств воздуха, подведение итога урока, оценка результатов деятельности.
Вам понравилось наше путешествие?
Что мы изучали на уроке?
Какие практические исследования мы делали и зачем?
На карточках обведите свойства воздуха, о которых вы узнали на уроке?
Все ли свойства вы выделили? О каких свойствах мы не упомянули?
Где вы сможете найти ответы на свои вопросы?
О чём вы сможете рассказать друзьям, родителям, знакомым?
Оцените, на сколько, сегодняшний урок был полезен и познавателен для вас.




15