Технологическая карта по окружающему миру на тему Ветер. Охрана воздуха (3 класс)


Технологическая карта по окружающему миру в 3 классе
Учитель: Оськина Г.О.Класс: 3
Предметная область: окружающий мир
Тип: Комбинированный урок
Тема: Ветер. Охрана воздуха.
Цель: научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расшириться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представление о загрязнение воздуха, о необходимости охраны воздуха.
Задачи:
Предметные: объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выяснить взаимосвязи между явлениями природы и человеком.
Личностные: осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.
Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: история.
Ресурсы: учебник Г.Г. Ивченкова , И.В. Потапов. Окружающий мир, рабочая тетрадь, тетрадь ученическая, принадлежности для опытов, общий плакат, карточки для повторения, ватман, иллюстрации.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
Ребята, начался урок, проверьте свое рабочее место. На парте у вас должна лежать рабочая учебник по окружающему миру, тетрадь, пенал.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Регулятивные
2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
- Чтобы начать получать новые знания, нам необходимо вспомнить о чем говорили на прошлых уроках окружающего мира и в этом нам помогут карточки (на столе карточки, один учащийся выбирает карточку , отвечает на вопрос, если не может самостоятельно, то ему помогает его сосед по парте)
- А чтоб определить о чем пойдет речь на уроке, я предлагаю отгадать загадку:
Он на улице живёт,Листья осенью несёт,А зимой несёт снежинки Иногда весной - дождинки,Летом, если он подует -С головы панамку сдует.
(Ветер)
- Вы догадались верно. Сегодня мы будем говорить о ветре. Тема нашего урока: «Ветер. Охрана воздуха ». Ребята, открываем учебник, на с.54 дано определение слову «Ветер».
- Как выдумаете ветер дует в одном направление? (ответы детей)
Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.
Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.
- Знаете ли вы как можно определить направление ветра?
Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта. (демонстрация наглядности)
- Ветер – это явление природы. Но движение тёплого и холодного воздуха можно наблюдать и в комнате.
(проведение опыта со свечей) Слушают, отвечают на вопросы.
Открывают учебник, читают текст.
Отвечают на вопросы учителя
Работа по карточкам.
Вопросы в карточках:
Назови три состояния, в которых могут находиться окружающие нас вещества. (жидкое, твердое, газообразное)
Воздух – это смесь газов. А из каких веществ он состоит? (азот, кислород и углекислый газ)
Какие свойства воздуха ты знаешь? (плохая проводимость, при нагревание расширяется, при охлаждение сжимается, упругий)
Загадка, чтение определения «ветер»
Наблюдение эксперимента.
Наблюдение за отклонением пламенем свечи, помещённой в верхней и в нижней части приоткрытой двери.
Пламя свечи, помещённой в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, тёплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты.
Регулятивные
Познавательные
3. Усвоение нового знания.
- Ветер – это движение воздуха, а как и все, что движется, имеет свою энергию.
- Посмотрите на картинки на странице 55, и скажите, для чего может применяться энергия ветра, по вашему мнению? (ответы учащихся)
- Верно, раньше ветер использовали для передвижения парусных кораблей,а так же существует такое устройство как мельница, которая работает тоже при помощи ветра.
- Что такое мельница? (устройство для перемола зерна в муку)
- так же в некоторых странах есть ветреные двигатели (прочесть в учебники, представить наглядность)
- Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.
И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ты же видел, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.
Высказывают свое мнение, слушают учителя, выполняют его требования к работе.
Работают с полученной информацией.
Рабочая тетрадь задание Учебник
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
4. Физкультминутка. Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись — вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись. Делают физкультминутку. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
5. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа.
В мире существует несколько глобальных проблем, и одна из этих проблем это загрязнение воздуха. Но чем же мы можем загрязнять воздух?
(ответы учащихся)
- Воздух как нам известно он прозрачен, мы его не видим, но ощущаем, как же тогда мы можем определить, загрязнен воздух или нет? (ответ учеников)
- давайте проверим наши предположения, откройте учебник на странице 57, нам прочтет….
- существует закон об охране природы, и он разработал правила по охране воздуха, нам их зачтет …..
- Давай те мы с вами сейчас составим свою памятку по охране воздуха, на этом ватмане. Сейчас все вместе подумаем какие правила можем предложить мы по охране воздуха, а может с какие правила повторяться в нашей памятке с правила, разработанными законом об охране природы.
Отвечают на вопросы учителя
Пишут коллективную работу (памятку) Работа с памяткой, коллективно. Личностные
6. Подведение итога урока. Рефлексия. - Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового.
- Что такое ветер?
- Какую роль в жизни человека играет ветер?
- Как измеряют направление ветра?
- Что нового узнали на уроке?
Молодцы ребята, спасибо вам за урок. Мне понравилось, что вы были активными. Ответы детей
Личностные