Семинар для педагогов «Индивидуализация процесса обучения с учетом типа восприятия информации обучающимися»
Семинар для педагогов
«Индивидуализация процесса обучения с учетом типа восприятия информации обучающимися»
Цель: повышение уровня психологической компетентности, овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия у обучающихся.
Задачи:
дать общую характеристику 4-х репрезентативных систем;
определить различия в способах восприятия информации.
научиться определять людей с преобладающей репрезентативной системой по внешним проявлениям (внешний вид, поза, жесты, речь, поведение)
выработать стратегию работы с детьми, опираясь на полученные знания о разных способах восприятия информации.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Вообще, дискретов можно отнести к "вымирающему типу", таких людей среди нас довольно мало, около 1-2%. Кинестетиков несколько больше – по разным данным от 3 до 5-8%. Аудиалов, людей, воспринимающий информацию на слух, около 10-12%.
И, как Вы уже догадались, большинство из нас – визуалы- 80-85% людей, живущих на нашей планете, воспринимают информацию преимущественно через зрение.
Чем выше уровень экстраверсии у ребенка, тем менее он визуален и чаще пользуется для связи с окружающим миром кинестетическим каналом. Визуальный канал чаще используют девочки по сравнению с мальчиками и женщины по сравнению с мужчинами.
Модальность ведущей системы, отвечающей за извлечение информации, можно определить, задавая вопросы собеседника: а) визуальной направленности (например, «Какого цвета глаза вашей мамы?», «Какой формы буквы на вывеске вашего учреждения?» и т. п.) б) аудиальной направленности (например, «Если хлопнуть дверьми в вашей квартире, какая из них хлопнет громче?»); в) кинестетической направленности (например, «Помните ли вы ощущение от воды на коже, когда принимаете душ? Какое ощущение вы испытываете, когда гладите кошку, собаку?»).
Аудиалов, как говорят специалисты, у нас меньше, чем визуалов, поскольку зрительный нерв гораздо толще слухового, а стало быть, и проводимость у него больше.
А теперь предлагаю Вам узнать побольше о себе.
Как вычислить, кто перед вами? Самый простой тест на определение психологического типа – задать собеседнику вопрос: «Как вы бы хотели провести отпуск?». Проследите за взглядом своего коллеги (фиксация данных на бланках).
Визуал направит взгляд вверх, пытаясь представить картинку.
Аудиал посмотрит либо прямо, либо влево или вправо, без вертикальных смещений, это значит, что задействован канал, отвечающий за формирование звуковых образов.
Кинестетик обратится к собственным чувствам и опустит глаза вниз.
Взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой – это зрительное воспоминание. Взгляд вправо вверх – зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Налево по горизонтали – слуховое воспоминание. Направо по горизонтали – слуховая конструкция, того, чего нет в памяти. Вниз направо – кинестетическое воспоминание (ощущение). Вниз налево – внутренний диалог, контроль речи.
Ну, и, конечно, обратите внимание на ответ. О ярком солнце и синем море будет говорить тот, кто предпочитает смотреть на мир. Про крик чаек и свист ветра вспомнит человек, который верит тому, что слышит. Теплый бриз и горячий песок захочет почувствовать тот, для кого первичны ощущения.
Легко ли Вам было чётко определить кем является ваш собеседник: аудиалом, визуалом или кинестетиком (ответы).
Стоит отметить, что разделение людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков является весьма условным. Таким образом, чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов. Но все-таки у каждого есть свои предпочтения (преференции). Для получения более достоверной информации, а именно, в какой степени развиты ваши типы репрезентативной системы, можно использовать тест на определение ведущей системы восприятия мира.
Тест на определение ведущей системы восприятия мира
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.
Плохая погода
Завывание ветра, стук капель.(*)
Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
Тусклое небо, серые тучи.(+)
Мёд
Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
Золотистая прозрачная жидкость.(+)
Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)
Море
Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)
Яблоко
Звонкий хруст укуса.(*)
Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)
Снег
Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
Холодный, мягкий, пушистый.(-)
Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.
Вы обращали внимание, как притягательна реклама? Один из ее секретов кроется в том, что она стремится воздействовать на все три канала восприятия одновременно: яркая динамичная картинка рассчитана на визуалов, звуки музыки и приятный голос за кадром действуют на аудиалов, а повторяющиеся слова «вкус», «аромат», «нежность», «прикосновение» и «ощущение» подключают кинестетиков; поэтому хорошо продуманный рекламный ролик буквально притягивает людей.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Дети-визуалы лучше запоминают то, что видят. Дело не в том, что им нравятся книжки с картинками, хотя они им действительно нравятся, а в том, что любая информация, имеющая хоть какие-нибудь визуальные компоненты быстрее откладывается в их памяти. Эти компоненты: графики, схемы, цветовые выделения текста, видео-фрагменты, плакаты, слайды и так далее. Им легче общаться с учителями, которые не только используют все эти компоненты во время объяснения материала, но и если сам учитель – много жестикулирует, делает, в том числе, и интонационные акценты во время урока. Детям-визуалам нужно достаточно времени и пространства для изучения материала дома, подготовки домашнего задания или подготовки к тестированию.
У детей-аудиалов в отличие от всех остальных, все, что в одно ухо влетает, в другое не вылетает, а задерживается в голове, хорошенько перерабатывается и выдается потоком выводов и гипотез. Они усидчивы и внимательны, любят и послушать, и поговорить. Для детей-аудиалов общение имеет огромное значение в развитии, поэтому им необходимо внимание, с самого детства и родителей, и воспитателей, и преподавателей. Аудиалам проще заниматься в небольших группах, когда учитель может уделить достаточно времени каждому ученику. Истина рождается в обсуждении, потому аудиалы могут быть весьма настойчивы и даже чуточку надоедливы: приходя со школы, они рассказывают в деталях, что произошло родителям, или, садясь делать домашнее задание, падают на телефон с одноклассником, обсуждая решение задачи в процессе ее же решения. Также аудиалы очень внимательны к деталям и склонны к лирическим отступлениям на полтора часа: ведь так важно объяснить все, да и по ходу объяснения они могут прийти к дополнительным выводам.
Дети– кинестетики практики в прямом смысле этого слова: они изучают окружающую среду принюхиваясь, приглядываясь и ощупывая со всех сторон. Также неплохо, если эту самую окружающую среду можно и на вкус попробовать. Дети-кинестетики уверенны, что нужно действовать, иначе неизвестно – получится или нет. Поэтому, они постоянно проверяют на прочность себя, мир и терпение родителей. Им нравятся истории из жизни и они легко их запоминают, занимаются активным собирательством, куда бы ни попали (ракушки, камушки, жучки и т.п.). Дети-кинестетики любят бывать на природе, ходить в музеи и на выставки. Таким детям, чтобы понять строение жабы, лучше увидеть ее в разрезе в формальдегиде, а понять строение солнечной системы им помогут наглядные примеры на картонных шариках в сделанной самостоятельно модели. Они любят строить и мастерить, так что этому занятию родители могут посвящать практически все проводимое с ребенком время – именно так он учится лучше всего. Также, им очень важен опыт, который уже был у их родителей или забавные факты из жизни, которыми учитель разбавляет скучные лекции. Для кинестетиков это такие якоря в памяти, которые привязывают к себе другую, идущую рядом информацию.
Также, кроме трех основных групп существует четвертая – дигиталы, еще эта группа называется вербальной. Ее редко выносят в отдельный список, поскольку считают вариантом смешанной группы. Особенности дигиталов в том, что они запоминают текст, каким он есть, как он записан и даже где размещен на странице. Как ни удивительно, но именно детям-дигиталам в наших школах учится легче всего: они много читают, пользуются раздаточным материалом, охотно ведут обширные конспекты. Чтобы помочь детям-дигиталам в учебе, родителям, прежде всего, не нужно им мешать. Обеспечьте их большим количеством книг и справочников.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Фразу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» стопроцентно придумали визуалы. А еще люди этого типа восприятия часто употребляют словосочетания: «смотреть сквозь розовые очки», «поживем увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения».
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Фразы, которые зачастую используют аудиалы: «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов».
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Люди-кинестетики любят фразы: «я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...», «руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба»
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Типичные примеры учеников – визуальная ученица: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, она всегда читает сама. Ее тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте.
Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.
Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.
Учитель-визуал: говорит быстро; охватывает большой объём содержания материала; большое внимание уделяет обратной связи с учениками; использует наглядные методы обучения; внимателен к цвету и стилю одежды; рабочее место хорошо организовано; в общении демократичен; отдаёт предпочтение индивидуальному подходу в обучении.
Учитель-аудиал: говорит ритмично; любит дискуссии и чтение вслух на уроке; может отвлекаться от темы урока; использует аудиозаписи.
Учитель-кинестетик: говорит медленно; использует жестикуляцию; вовлекает учеников в игры, проекты; даёт задания группам; использует демонстрационные методы; предпочитает комфортную одежду; организует несколько рабочих мест в классе; сторонник дифференцированного обучения.
Существуют видимые изменения, которые отражаются в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем (табл.4).
Таблица 4. Особенности восприятия учащимися информации (на основе М.Гриндера)
Визуал
Аудиал
Кинестетик
Отлично помнит то, что видел. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный. Склонен фантазировать, его описания живые, образные. При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким.
Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Начинает говорить в раннем возрасте. Успешен в изучении иностранных языков. Задумавшись, может разговаривать сам с собой. Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Легко отвлекается на внешний шум. Не может сосредоточиться в условиях шума. В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.
Лучше обучается, делая. Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. С трудом выдерживает болевые ощущения. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, отличается ранним физическим развитием. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Часто неопрятен.
Рекомендации педагогам.
При выполнении работы рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
При этом у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215