Компетентностно — ориентированное задание по биологии по теме Минеральное питание растений (6 класс)
Предмет: биология
Тема: Минеральное питание растений
Класс: 6
Тип задания: КОЗ (классический)
Объект оценки
Личностные результаты:
Личностные УУД:
- самооценка на основе соотнесения результата с пониманием задания, с критериями оценки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение формировать способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
- умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки;
- соотносить выполненное задание с образцом;
- умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания;
- умение заполнять таблицу;
- умение анализировать результаты работы, сравнивать с эталоном.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение;
- умения выражать свои мысли.
Предметные результаты:
- умение определять разные группы удобрений и представителей этих групп, сроки внесения удобрений.
Контекст включения КОЗ в урок
Компетентностно-ориентированное задание разработано к уроку биологии по теме «Минеральное питание растений» (Пасечник В.В.Биология.6кл. Бакктерии, грибы, растения: учебник для общеобразоват. учеб. завед.- М. Дрофа, 2013) Урок «Минеральное питание растений» является вторым в теме «Жизнь растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с минеральным питанием растений, группами удобрений, представителями этих групп и временем их внесения, КОЗ включается на этапе изучения новой темы.
Содержание задания
Стимул: Ученица утверждала, что к органическим удобрениям относят золу и вносить ее можно только весной. Права ли она?
Задачная формулировка:
1. Прочитать текст.
2. Заполнить таблицу. (Задание 1.)
3. Определить к какой группе удобрений относят золу и когда ее вносят. (Задание 2).
4. Оценить свою работу по образцу.
Источник информации: текст.
УДОБРЕНИЯ
Для сохранения и повышения плодородия почвы в нее вносят удобрения – вещества, содержащие необходимые для жизни растений химические элементы. Удобрения подразделяют на органические и минеральные.
Органические удобрения – это торф, перегной, птичий помет, навоз, сапропель (озерные отложения) – не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают ее структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворенные в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить ее плодородие.
Минеральные удобрения – это селитра, зола, суперфосфат и другие – в отличие от органических, обладают кратковременным действием и по составу их подразделяют на калийные, азотные и фосфорные. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают рост корней и корнеплодов. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет у растений созревание плодов и семян.
При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве.
Задание 1. Прочитайте текст «Удобрения». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика удобрений» графы, обозначенные цифрами 1-9.
Сравнительная характеристика удобрений
Сравниваемые признаки Органические удобрения Минеральные удобрения
Калийные Азотные Фосфорные
Что относится? 1 2 3 4
На какие органы растения и процессы оказывают влияние? На все органы 5 6 7.
Время внесения Навоз, торф - осенью, перегной, птичий помет, сапропель - весной. 8 Весна 9
Задание 2. Определить к какой группе удобрений относят золу и когда ее вносят.
Бланк выполнения задания.
Задание 1.
Сравнительная характеристика удобрений
Сравниваемые признаки Органические удобрения Минеральные удобрения
Калийные Азотные Фосфорные
Что относится? 1 2 3 4
На какие органы растения и процессы оказывают влияние? На все органы 5 6 7
Время внесения Навоз, торф - осенью, перегной, птичий помет, сапропель - весной. 8 Весна 9
Задание 2.
Группа удобрений Время внесения
Оценочный лист.
Критерии успешности Оценка
1. Правильно поняли задание 1 балл
2. Правильно заполнили таблицу 9 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)
3.Правильно ответили на вопрос 1балл
4. Выполнили самооценку 1 балл
ВЫВОД: задание выполнено успешно Всего:
12 баллов
Инструмент проверки (информация для учителя):
Критерии успешности Оценка
1.Правильно поняли задание 1 балл
2. Правильно заполнили таблицу 9 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)
3. Правильно ответили на вопрос 1 балл
4. Выполнили самооценку 1 балл
ВЫВОД: задание выполнено успешно Всего:
12 баллов
Шкала перевода баллов в оценки
«5» - 11-12 баллов
«4» - 10-9 баллов
«3» -8-7 баллов
«2» - 6-0 баллов
Модельный ответ
Задание 1.
Сравнительная характеристика удобрений
Сравниваемые признаки Органические удобрения Минеральные удобрения
Калийные Азотные Фосфорные
Что относится? 1 торф, перегной, птичий помет, навоз, сапропель 2 зола 3 селитра 4 суперфосфат
На какие органы растения и процессы оказывают влияние? На все органы 5 усиливают рост корней и корнеплодов 6 стимулируют рост побегов с листьями и почками 7 влияют на цветение, повышают вероятность оплодотворения, ускоряет у растений созревание плодов и семян.
Время внесения Навоз, торф - осенью, перегной, птичий помет, сапропель - весной. 8 Весна Весна 9 Осень
Задание 2.
Группа удобрений Время внесения
Минеральные Весна
ОЦЕНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Действия педагога Действия обучающихсяСоздает условия для выполнения задания;
Предлагает учащимся выполнить КОЗ (озвучивает цель выполнения задания; даёт инструктаж по выполнению задания).
Предлагает оценить свою работу по эталону.
Читают текст.
Выполняют предложенные задания.
Заполняют оценочные листы;
Представляют результаты работы.
В данном задании учитываются уровни таксономии БлумаУровни 1 Знание Воспроизводят и соотносят конкретные факты
2 Понимание Определяют представителей групп удобрений, их влияние , время внесения
3 Применение Используют данные таблицы, текст для определения группы удобрения и времени внесения золы.
4 Анализ Анализируют текст. Выделяют отличительные признаки
5 Синтез Обобщают знания об удобрениях.
6 Оценка Сравнивают с инструментом проверки (модельный ответ), принимают решение в выборе выставления баллов в соответствии со шкалой баллов