Рабочая программа Литературное чтение, 1 класс. УМК Гармония
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №60
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
(УМК «Гармония»)
1 класс
Учитель:
Фролова Алла Владимировна
Первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для 1 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ средней общеобразовательной школы №60 и авторской программы курса «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2011г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Содержание программы курса «Литературное чтение » 1 класса рассчитано на 40 часов (4 часа в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
-Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011);
-Книгу для чтения к учебнику по литературному чтению (Кубасова О.В. «Я хочу читать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011),
-Рабочую тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012),
-Тестовые задания (Кубасова О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),
-Методические рекомендации (Кубасова О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),
В авторскую программу изменений не внесено.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».
Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».
2. Содержание изучаемого материала.
1 класс (40 часов)
Круг чтения
Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Звенит звонок начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться».
«Час потехи» (8 ч.)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (13 ч.)
Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (12 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО литературному чтению 1-го класса.
Читательские умения
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
-Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
-Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
-Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
-Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
-Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
-Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
-работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
-обучение соблюдению орфоэпических норм;
-формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
-к концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)
Выразительность чтения:
-формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
-работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
-освоение по ролям небольших произведений.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
-формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
-озаглавливание прочитанного;
-работа по восстановлению деформированного картинного плана;
-составление картинного плана;
-пересказ с опорой на картинный план;
-обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
-формирование умения понимать характер книги по её обложке.
Литературоведческая пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
-осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
-выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
-введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
-творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
-освоение чтения по ролям;
-элементарное словесное творчество по подобию.
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. -317с. - (Стандарты второго поколения).
Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Литературное чтение» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под редакцией М. С. Соловейчик. – Москва: АcademА, 2011
М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач.- Москва: АcademА, 2011
УМК для учащихся
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 1 класса. -Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
Кубасова О.В. Любимые страницы. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Кубасова О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
Кубасова О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Дополнительная литература
Комплект аудикассет «Любимые страницы» для 1-4 классов
Портреты русских писателей.
Портреты детских писателей
Литература для учителя
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
Кубасова О.В. Любимые страницы. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Кубасова О.В. .[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Кубасова О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
Кубасова О.В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Кубасова О.В. Литературное чтение: методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1-4-х классов общеобразовательных учреждений.2012
Дорогинина Н.Н. Поурочные планы по учебнику литературного чтения «Любимые страницы» Кубасовой О.В. - Волгоград, «Учитель», 2005
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. Методическое пособие.- Тула: «Родничок»,-Москва: АСТ «Астрель», 2004
Кубасова О.В. «Выразительное чтение». Метод. пособие. – Москва: АcademА, 1998
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. - М.: «Вако».
5.Тематическое планированиепо литературному чтению в 1 классе
Номер и тема
урока
Формируемые умения/личностные качества
(планируемые результаты обучения)
Деятельность учащихся
предметные
умения
универсальные
учебные действия
Учебная тема: «Звенит звонок начинается урок» (7 ч)
Урок № 1.
Л. Дьяконов
«Первоклассни-
кам»; А. Барто
«Стали грамот-
ными»
Ориентироваться в
учебнике, знать его
структурные эле-
менты и понимать
его условные обо-
значения.
Обогащать словар-
ный запас (по теме
«Профессии»).
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения: осмыс-
ленность, правиль-
ность, беглость,
выразительность.
Определять тему
произведения.
– Формировать положительную
мотивацию к обучению. Л.)1
– Развивать рефлексию. Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Контролировать себя при чтении. (Р.)
– Ориентироваться в книжном пространстве.
(П-1.)
– Анализировать книгу по её обложке. (П-2.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)
Знакомятся с элементами книги. Учатся ориентироваться в
учебнике.
Воспринимают на слух художественное произведение.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Обмениваются мнениями с
одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.
Урок № 2.
Г. Новицкая
«Книжки»;
Р. Сеф «Учись
читать!..»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения мол-
ча и вслух, особен-
но правильность и
выразительность.
Определять идею
произведения.
Озаглавливать
текст с точки зре-
ния выражаемой
им идеи.
Озаглавливать ил-
люстрацию.
– Формировать положительную
мотивацию к чтению. (Л.)
– Развивать рефлексию. (Л.)
– Принимать и выполнять учеб-
ную задачу. (Р.)
– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в книжном
пространстве. (П-1.)
– Анализировать жизненный
опыт, рассуждая на заданную тему. (П-2.)
– Вступать в общение,выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)
– Вступать в общение с близкими на заданную тему. (К.)
Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся.
Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.
Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с
индивидуальными возможностями
Выразительно читают литературные произведения, соблюдая знаки препинания и передавая позицию автора.
Отвечают на вопросы по со
держанию литературного текста.
Озаглавливают текст.
Заучивают стихотворение наизусть.
Уроки № 3
и № 4. Л. Пан-
телеев «Ау»;
С. Погорелов-
ский «Ох,
и непорядки
в Мишкиной
тетрадке»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения мол-
ча и вслух, особен-
но правильность,
беглость и вырази-
тельность.
Читать по ролям,
пользуясь вспомо-
гательными поме-
тами для обозначе-
ния принадлежно-
сти реплик.
Озаглавливать
текст.
Определять эмо-
циональный ха-
рактер произведе-
ния.
– Формировать положительную
мотивацию к обучению чтению.
(Л.)
– Развивать рефлексию. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Действовать по заданному плану. (Р.)
– Контролировать себя при чте-
нии. (Р.)
– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в тексте.
(П-1.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.
(П-2.)
– Анализировать прочитанное с
целью соотнесения названия произведения с содержанием текста.
(П-2.)
– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
– Умение обосновывать своё высказывание. (К.)
Воспринимают на слух прозаическое и стихотворное произведения в исполнении учителя.
Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.
Выразительно читают литературное произведение, соблюдая знаки препинания и используя интонационные средства выразительности.
Читают литературное произведение по ролям.
Декламируют стихотворения.
Составляют высказывание по плану.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Анализируют заголовок художественного произведения.
Озаглавливают текст.
Расширяют книжный кругозор.
Урок № 5.
В. Голявкин
«Болтуны»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения мол-
ча и вслух, особен-
но осмысленность,
правильность и
выразительность.
Читать по ролям,
пользуясь графи-
ческими помета-
ми для обозначе-
ния принадлежно-
сти реплик.
Озаглавливать
текст.
Использовать сно-
ски.
– Осваивать нравственно-этические ориентиры. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Анализировать и оценивать качество ролевого чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в учебнике
по иллюстрациям, содержанию.
(П-1.)
– Анализировать книгу по её об-
ложке. (П-2.)
– Анализировать содержание про-
читанного произведения с целью соотнесения предложенных заголовков с тематикой текста. (П-2.)
– Обосновывать своё мнение. (К.)
Воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учащихся.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с
индивидуальными возможностями.
Выразительно читают литературные произведения по ролям, используя интонационные
средства выразительности.
Определяют тематику текста.
Озаглавливают прочитанное
произведение.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Участвуют в беседе, соблюдая
правила общения.
Аргументируют свои высказывания.
Урок № 6.
С. Маршак
«Угомон»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, особен-
но осмысленность,
правильность и
выразительность.
Находить нужный
фрагмент текста
для ответа на во-
прос.
Развивать воссо-
здающее и творче-
ское воображение.
Выявлять подтекст
читаемого произ-
ведения.
– Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.(Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Контролировать себя при чтении. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Прогнозировать тему предстоящего чтения. (П-2.)
– Анализировать прочитанное
с целью выявления подтекста.
(П-2.)
– Выявлять причинно-следственные связи событий. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свой ответ.
(К.)
Воспринимают на слух сти-
хотворный текст в исполнении
учителя и учащихся.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Определяют эмоциональный
характер текста.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Урок № 7.
Э. Мошков-
ская «Можно
всему-всему
научиться...»;
пословицы;
обобщающий
урок
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего осмыс-
ленность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Осваивать роль ло-
гического ударе-
ния в верной пере-
даче смысла текста
(практически).
Определять идею
произведения.
Озаглавливать
текст.
Знакомиться с по-
словицами и по-
стигать их обоб-
щённый смысл.
Соотносить посло-
вицы с прочитан-
ными произведе-
ниями.
Соотносить иллю-
страции с прочи-
танным произведе-
нием.
Заучивать наи-
зусть стихотвор-
ный текст.
Ориентироваться в
учебнике.
– Формировать положительную
мотивацию к обучению и к чтению книг. (Л.)
– Развивать рефлексию. (Л.)
– Развивать эмпатию. (Л.)
– Прогнозировать события. (Р.)
– Осуществлять целеполагание.
(Р.)
– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в разделе учебника. (П-1.)
– Ориентироваться в детских книгах с целью выбора книги по предложенной теме. (П-1.)
– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.
(П-2.)
– Анализировать прочитанное с
целью озаглавливания текста с точки зрения его идеи. (П-2.)
– Анализировать произведение
с точки зрения его соответствия
теме. (П-2.)
– Анализировать иллюстрацию
с точки зрения её соответствия
произведению. (П-2.)
– Сопоставлять пословицы с литературными текстами с точки зрения их идейного содержания.
(П-2.)
– Создавать устное рассуждение на заданную тему. (К.)
– Умение обосновывать своё высказывание. (К.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
Выразительно читают литературное произведение, обращая
внимание на передачу логического ударения (без термина).
Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школь-
ной жизни.
Истолковывают смысл пословиц.
Соотносят пословицы с произведениями.
Озаглавливают прочитанное.
Рассуждают на темы, связанные с обучением.
Заучивают наизусть стихотворения.
Осуществляют выбор книги
по заданному параметру.
Учебная тема: «Час потехи» (9 ч)
Урок № 8.
В. Смит
«Час потехи»
Обогащать словар-
ный запас (по теме
«Животные»).
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правиль-
ность, выразитель-
ность.
Определять эмо-
циональный харак-
тер произведения.
Составлять кар-
тинный план.
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Контролировать себя при чтении. (Р.)
– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Ориентироваться в книгах. (П-1.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)
– Обосновывать своё высказывание. (К.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
Читают выразительно.
Составляют картинный план.
Выбирают книги по заданной
учителем теме.
Озаглавливают выставку книг.
Урок № 9.
Потешки; колы-
бельные песни
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Определять эмо-
циональный харак-
тер произведения.
Понимать осо-
бенности малых
фольклорных
жанров (потешки,
колыбельные).
Практически
осваивать термины
«потешка», «колы-
бельная».
Расширять литера-
турный кругозор.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Ориентироваться в тексте.(П-1.)
– Сравнивать произведения малых фольклорных жанров (потешки и колыбельные). (П-2.)
– Анализировать особенности
языкового оформления текста.(П-2.)
– Ранжировать произведения по
жанру. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
Воспринимают на слух про-
изведения малых фольклорных
жанров в исполнении учителя и
учащихся.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Определяют эмоциональный
характер текста.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания
и передавая эмоциональное
своеобразие.
Занимаются музыкальным ил-
люстрированием прочитанных
произведений.
Выявляют художественные
особенности языка.
Отвечают на вопросы по со-
держанию и языковому оформ-
лению литературного текста.
Урок № 10.
Побасёнки
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Определять эмоци-
ональный характер
произведения.
Понимать особен-
ности малых
фольклорных жан-
ров (побасёнки).
Практически
осваивать термин
«побасёнка».
Совершенствовать
умение читать по
ролям.
Осваивать приём
драматизации.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Усваивать нравственно-этические ориентиры (Л.)
– Выполнять инструкцию. (Р.)
– Ориентироваться в группе произведений. (П-1.)
– Систематизировать прочитанное по заданным параметрам.(П-2.)
– Сравнивать произведения малых фольклорных жанров (побасёнки и потешки). (П-2.)
– Сотрудничать в ролевой игре.(К.)
– Создавать текст по подобию.(К.)
Воспринимают на слух про-
изведения малых фольклорных
жанров в исполнении учителя и
учащихся.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Определяют эмоциональный
характер текста.
Читают текст выразительно
по ролям, соблюдая знаки пре-
пинания.
Инсценируют прочитанное.
Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста.
Соотносят рисунки и тексты.
Создают самодельную книжечку.
Урок № 11.
Русские народ-
ные загадки;
С. Маршак
«Загадки»
(отрывки)
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и правиль-
ность.
Понимать базовые
особенности ма-
лых фольклорных
жанров (загадки).
Соотносить иллю-
страции и тексты.
Ориентироваться
в книгах по об-
ложкам.
Определять, явля-
ется произведение
народным или ав-
торским.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Выполнять инструкцию. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Делать обобщение на основе нескольких признаков. (П-2.)
– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении
конкурса. (К.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Обосновывать своё высказывание. (К.)
Воспринимают на слух произ-
ведения в исполнении учителя
и учащихся.
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания.
Отвечают на вопросы по со-
держанию литературного тек-
ста.
Отгадывают загадки.
Соотносят рисунки и тексты.
Создают самодельную книжеч-
ку.
Выбирают книги по заданному
параметру (жанру).
Урок № 12.
Г. Цыферов
«В среду реши-
ли они играть
в прятки...»;
В. Берестов
«Искалочка»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего правиль-
ность и вырази-
тельность.
Озаглавливать ри-
сунок.
Озаглавливать
текст.
Составлять рассказ
по рисунку.
– Развивать рефлексию. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Контролировать себя при чтении. (Р.)
– Анализировать и оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Анализировать свои впечатления, рассуждая на заданную тему.(П-2.)
– Анализировать прочитанное
с целью соотнесения названия произведения с содержанием тек-
ста. (П-2.)
– Создавать небольшое высказывание на заданную тему. (К.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать своё мнение.(К.)
– Строить монологическое высказывание по рисунку и на основе собственного опыта. (К.)
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Читают текст выразительно,
обращая внимание на переда-
чу вопросительной и воскли-
цательной интонации, а также
эмоционального характера про-
изведения.
Отвечают на вопросы по со-
держанию литературного тек-
ста.
Составляют рассказ по иллю-
страции.
Обсуждают свои любимые за-
нятия.
Озаглавливают рисунок и
текст.
Урок № 13.
Русские народ-
ные считалки;
В. Берестов «За
игрой»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего беглость и
выразительность.
Понимать особен-
ности малых
фольклорных жан-
ров (считалки).
Определять, явля-
ется произведение
народным или ав-
торским.
Расширять чита-
тельский кругозор.
– Развивать дружеские отношения в игровой и учебной деятельности.(Л.)
– Принимать и решать учебную задачу. (Р.)
– Оценивать выразительность чтения одноклассников. (Р.)
– Ориентироваться в книгах с целью поиска книги с произведениями заданного жанра. (П-1.)
– Анализировать особенности
языкового оформления текста.(П-2.)
– Участвовать в коллективной и групповой деятельности на основе
учебного сотрудничества. (К.)
– Создавать литературный текст по образцу. (К.)
Воспринимают на слух про-
изведения малых фольклорных
жанров в исполнении учащих-
ся (считалок).
Читают молча и вслух плавно
по слогам или целыми словами.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания и
передавая эмоциональный ха-
рактер произведения.
Отвечают на вопросы по со-
держанию литературного тек-
ста.
Создают текст по подобию.
Учат стихотворный текст на-
изусть.
Урок № 14.
Словесные иг-
ры: скороговор-
ки, небылицы;
С. Маршак
«Я видел»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего осмыс-
ленность, правиль-
ность и беглость.
Развивать воссо-
здающее вообра-
жение.
Понимать особен-
ности малых
фольклорных жан-
ров (скороговорки,
небылицы).
Практически осва-
ивать термины
«скороговорка»,
«небылица».
Определять, явля-
ется произведение
народным или ав-
торским.
Расширять чита-
тельский кругозор.
Создавать литера-
турный текст по
образцу.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Выполнять инструкцию. (Р.)
– Ориентироваться в тексте про-
изведения. (П-1.)
– Ориентироваться в группе одно-
жанровых произведений. (П-1.)
– Анализировать тексты (скорого-
ворки) с точки зрения их назначе-
ния. (П-2.)
– Анализировать тексты (небыли-
цы) с точки зрения соответствия
их содержания названию жанра.
(П-2.)
– Ранжировать произведения по
их тематике. (П-2.)
– Развивать навыки сотрудниче-
ства, взаимопомощи. (К.)
Создавать литературный текст
по образцу. (К.)
– Сотрудничать с одноклассника-
ми при подготовке и проведении
конкурса скороговорок. (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Определяют эмоциональный
характер текста.
Определяют жанр произведе-
ния (скороговорка, небылица).
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания.
Отвечают на вопросы по содер-
жанию литературного текста.
Соревнуются в произнесении
скороговорок.
Соотносят иллюстрации с
фрагментами текста.
Создают иллюстрацию к фраг-
менту текста.
Создают литературный текст
по подобию (небылицу).
Делают книжечки со скорого-
ворками и небылицами.
Урок № 15.
А. Босев
«С нами Смех!»;
А. Усачёв «Если
вы собрались
в гости»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего правиль-
ность, беглость и
выразительность.
Развивать воссо-
здающее и творче-
ское воображение.
Развивать способ-
ность к прогнози-
рованию характера
текста до его чте-
ния (по иллюстра-
циям, заголовку).
Наблюдать над та-
ким средством
языковой выра-
зительности, как
олицетворение. Пользоваться
таким средством
интонационной
выразительности,
как логическое
ударение.
– Выполнять инструкцию. (Р.)
– Контролировать себя при чте-
нии. (Р.)
– Ориентироваться в тексте про-
изведения. (П-1.)
– Прогнозировать. (П-2.)
– Определять наиболее важные по
смыслу слова текста. (П-2.)
– Развивать навыки сотрудниче-
ства, взаимопомощи. (К.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать дру-
гого, соблюдать правила общения.
(К.)
– Обосновывать своё высказыва-
ние. (К.)
Воспринимают на слух произ-
ведения в исполнении учителя
и учащихся.
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Прогнозируют характер текста.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания,
логическое ударение и переда-
вая эмоциональный характер
произведения.
Отвечают на вопросы по со-
держанию литературного тек-
ста.
Иллюстрируют прочитанное.
Урок № 16.
С. Маршак
«Пудель»; обоб-
щение прочи-
танного
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения.
Развивать воссо-
здающее и творче-
ское воображение.
Развивать способ-
ность к прогнози-
рованию характера
текста до его чте-
ния (по иллюстра-
циям, заголовку).
Определять эмо-
циональный харак-
тер произведения.
Характеризовать
персонаж.
Составлять план.
Определять принадлежность произведения к тому
или иному малому фольклорному
жанру.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Принимать и выполнять постав-
ленную учебную задачу. Р.)
– Контролировать себя при чтении. (Р.)
– Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
– Прогнозировать. (П-2.)
– Анализировать качества персонажа в опоре на текст. (П-2.)
– Анализировать иллюстрации с точки зрения соответствия тексту.
(П-2.)
– Развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи. (К.)
– Аргументировать высказывания. (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Определяют эмоциональный
характер текста.
Читают текст выразительно,
соблюдая знаки препинания и
передавая эмоциональный ха-
рактер текста.
Отвечают на вопросы по содер-
жанию литературного текста.
Делают характеристику персо-
нажа в опоре на набор слов.
Отвечают на вопросы по со-
держанию текста.
Соотносят иллюстрации с тек-
стом.
Составляют картинный план.
Учебная тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч)
Уроки № 17, 18.
Л. Н. Толстой
«Правда все-
го дороже»;
С. Прокофьева
«Сказка про
честные ушки»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Характеризовать
персонаж.
Сравнивать пер-
сонажей разных
произведений.
Осваивать чтение
по ролям.
Сравнивать про-
изведения общей
тематики.
– Формировать нравственную по-
зицию, а также личностное качество – честность. (Л.)
– Вырабатывать способность к
нравственной оценке поступка.(Л.)
– Развивать рефлексию.(Л.)
– Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Анализировать поступки персонажей. (П-2.)
– Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. (П-2.)
– Сравнивать произведения одной тематики. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Сотрудничать с одноклассника-
ми при подготовке и проведении
игры «Радиотеатр». (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Знакомятся с разными литера-
турными произведениями об-
щей нравственной тематики.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей раз-
ных произведений, объединён-
ных общей темой.
Рассуждают на нравственную
тему.
Читают выразительно по ро-
лям.
Устанавливают сходство и раз-
личия произведений одной те-
матики.
Урок № 19.
В. Орлов «Кто
первый»;
Э. Мошковская
«Не надо
больше
ссориться!..»;
Л. Н. Толстой
«Кто прав?»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Характеризовать
персонажей.
Озаглавливать
прочитанное.
Осваивать чтение
по ролям.
Определять тему и
идею небольшого
произведения.
Анализировать за-
главие, сопостав-
ляя его с содержа-
нием произведе-
ния.
Озаглавливать
текст.
– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – дружелюбие. (Л.)
– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Выделять главное в тексте. (П-2.)
– Сравнивать заголовок и содержание произведения. (П-2.)
– Обобщать содержание текста с целью его озаглавливания. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Формировать дружелюбные от-
ношения. (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Читают выразительно, пере-
давая вопросительную и вос-
клицательную интонацию.
Читают по ролям.
Рассуждают на заданную нрав-
ственную тему.
Определяют тему произведе-
ния.
Выявляют идею произведения.
Анализируют заголовок произ-
ведения.
Озаглавливают текст.
Отвечают на вопросы к лите-
ратурным произведениям.
Урок № 20.
В. Осеева
«Всё вместе»
Совершенствовать
все компоненты
навыка чтения.
Определять идею
произведения.
Читать по ролям.
Инсценировать
прочитанное.
Находить книгу по
заданной учителем
теме и самостоя-
тельно знакомить-
ся с ней.
– Формировать нравственную позицию. (Л.)
– Вырабатывать способность к
нравственной оценке. (Л.)
– Развивать эмпатию. (Л.)
– Развивать способность к целеполаганию. (Р.)
– Развивать умение самоконтроля
при чтении. (Р.)
– Ориентировка в книгах с целью нахождения книги по заданной теме. (П-1.)
– Анализировать произведения с точки зрения соответствия его
главной мысли пословицам. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении
игр «Радиотеатр» и «Театр». (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Осваивают орфоэпические
нормы.
Знакомятся с литературным
произведением нравственной
тематики.
Рассуждают на нравственную
тему.
Соотносят пословицы с тек-
стом.
Определяют идею произведе-
ния.
Читают по ролям.
Инсценируют прочитанное.
Урок № 21.
Е. Пермяк «Для
чего руки нуж-
ны»; Эзоп «Со-
брался старик
помирать»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего осмыс-
ленность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Выявлять подтекст.
Находить сформу-
лированную в тек-
сте идею.
Соотносить глав-
ную мысль произ-
ведения с послови-
цами.
Читать по ролям.
– Формировать жизненные ориентиры, а также личностное качество – трудолюбие. (Л.)
– Развивать умение самоконтроля при чтении. (Р.)
– Формировать антиципацию.(П-1.)
– Ориентироваться в тексте.(П-1.)
– Конструировать предложения.(П-2.)
– Устанавливать причинно-следственные связи событий. (П-2.)
– Определять главное в прочитанном. (П-2.)
– Сравнивать литературное произведение с группой пословиц по главной мысли. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении
игры «Радиотеатр». (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Прогнозируют читаемое.
Рассуждают, отвечая на во-
просы к произведениям.
Определяют главную мысль
текста.
Читают по ролям.
Знакомятся с пословицами о
труде.
Создают книжечку с послови-
цами.
Урок № 22.
Л. Н. Толстой
«Два раза не
умирать»,
«Два товарища»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Использовать при-
ём выборочного
чтения.
Расширять словар-
ный запас.
Знакомиться с осо-
бенностями произ-
ведений басенного
жанра.
Характеризовать
персонажей.
Определять идею
произведения.
Определять эмо-
циональный
характер группы
произведений.
Выбирать книги по
заданному пара-
метру.
– Формировать нравственную
позицию, а также личностные качества – смелость, преданность,
взаимовыручку. (Л.)
– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)
– Ориентироваться в тексте.(П-1.)
– Ориентироваться в учебнике.(П-1.)
– Ориентировка в книгах с целью нахождения книг по заданной теме. (П-1.)
– Выявлять главное в содержа ними литературного произведения.(П-2.)
– Делать обобщение об эмоциональной окраске группы произведений. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
Знакомятся с творчеством
Л. Н. Толстого.
Воспринимают на слух басню в
исполнении учителя.
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Читают выборочно.
Читают выразительно.
Характеризуют персонажей.
Определяют главную мысль
произведения.
Рассуждают на нравственную
тематику.
Соотносят рисунок с фрагмен-
том произведения.
Ищут и читают книги
Л. Н. Толстого.
Урок № 23.
В. Росин «Дру-
зья познаются
в беде»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Характеризовать
персонажей.
Озаглавливать
текст.
Озаглавливать ри-
сунок.
Систематизировать
книги, находящие-
ся на выставке, по
жанрам.
– Формировать нравственную
позицию, а также личностные ка-
чества – дружелюбие, взаимовыручку. (Л.)
– Развивать рефлексию.(Л.)
– Вырабатывать способность к
нравственной оценке поступка.(Л.)
– Действовать по заданному пла-
ну. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Ранжировать книги по жанровым особенностям. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать своё отношение к персонажам. (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Читают выразительно.
Знакомятся с фактами биогра-
фии Л. Н. Толстого.
Рассуждают на нравственную
тематику.
Определяют своё отношение к
персонажам.
Озаглавливают текст и рису-
нок.
Ориентируются в книге по об-
ложке.
Классифицируют книги по
жанрам.
Создают комикс по материалам
тетради.
Урок № 24.
С. Михалков
«Ошибка»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения.
Выявлять идею
произведения.
Читать вырази-
тельно по ролям.
Озаглавливать ил-
люстрацию.
– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – смелость. (Л.)
– Вырабатывать способность к
нравственной оценке поведения.(Л.)
– Уметь действовать по инструкции. (Р.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Определять главное в тексте на основе его анализа. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Читают выразительно по ро-
лям.
Определяют главную мысль
текста.
Озаглавливают рисунок.
Урок № 25.
С. Михалков
«Прививка»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения.
Расширять словар-
ный запас.
Формировать об-
раз героя произве-
дения.
Выявлять подтекст.
Наблюдать над
использованием
эпитета (без тер-
минологии).
Ориентироваться
в книгах по об-
ложкам.
Заучивать наизусть
стихотворный текст.
– Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – смелость. (Л.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Развивать способность к эмпатии. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Синтезировать образ персонажа по эмоциональным знакам текста.(П-2.)
– На основе анализа содержания выявлять подтекст. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
Читают вслух плавно по слогам
или целыми словами.
Выявляют эмоциональный
подтекст.
Читают вслух выразительно,
передавая подтекст и эмоцио-
нальное состояние персонажа.
Наблюдают над использовани-
ем слова в переносном смысле в
роли эпитета.
Ориентируются в книгах по
обложкам.
Заучивают стихотворный текст
наизусть и декламируют его.
Урок № 26.
Л. Яхнин «Си-
лачи»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего правиль-
ность, беглость и
выразительность.
Выявлять отно-
шение автора к
персонажам.
Выражать своё от-
ношение к персо-
нажам.
Анализировать за-
головок, определяя
его эмоциональ-
ный подтекст.
Озаглавливать
произведение.
Выражать идею
произведения
способом подбора
пословицы.
Передавать осо-
бенности персо-
нажей и авторское
отношение к ним
посредством инто-
национной выра-
зительности.
– Формировать нравственно-
этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества – заботливость, готовность прийти на помощь.(Л.)
– Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.(Л.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в тексте.(П-1.)
– Соотносить заголовок с текстом,выявляя его эмоциональный подтекст. (П-2.)
– Определять главное в тексте с целью его озаглавливания. (П-2.)
– Сравнивать рассказ с пословицами с целью выявления идейной
общности. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать своё отношение к персонажам. (К.)
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми словами.
Выражают и аргументируют
своё отношение к персонажам.
Определяют характер заго-
ловка.
Озаглавливают текст.
Соотносят пословицы с рас-
сказом.
Читают выразительно, пере-
давая черты характера персона-
жей и отношение к ним автора.
Рассуждают на нравственную
тематику.
Урок № 27.
М. Пляцков-
ский «Добрая
лошадь»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде всего осмыслен-
ность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Выявлять идею
произведения.
Составлять кар-
тинный план.
Практически осва-
ивать понятие
«персонаж».
Выбирать книги по
заданной учителем
теме.
– Формировать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества – участливость, готов-
ность поддержать. (Л.)
– Вырабатывать способность к
нравственной оценке поступка. (Л.)
– Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Составлять план прозаического
произведения. (П-1.)
– Анализировать текст с целью определения его главной мысли.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
Воспринимают на слух чтение
сказки учителем.
Читают вслух и молча плавно
по слогам или целыми слова-
ми.
Читают выборочно.
Читают сказку выразительно.
Рассуждают на нравственную
тему.
Ориентируются в книге по об-
ложке.
Выбирают книги по предло-
женной теме.
Урок № 28.
Обобщающий
урок
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, беглость и
выразительность.
Характеризовать
персонажей, выра-
жая своё отноше-
ние к ним.
Подбирать иллю-
страции к фраг-
ментам текста.
Определять жанр
произведений
(сказка, стихотво-
рение, рассказ,
басня).
Систематизируют
книги по авторско-
му или жанровому
признаку.
Расширяют лите-
ратурный кругозор
по изучаемой теме.
– Формировать нравственно-этическую позицию. (Л.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в текстах изученного раздела. (П-1.)
– Ориентироваться в учебнике.(П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Ранжировать произведения по
главной мысли и по жанру. (П-2.)
– Классифицировать книги по ав-
торскому или жанровому призна-
ку. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать дру-
гого, соблюдать правила общения.
(К.)
– Аргументировать свои высказы-
вания. (К.)
Знакомятся с книгами и произ-
ведениями по изученной теме.
Читают выразительно.
Характеризуют персонажей.
Выражают своё отношение к
персонажам.
Приводят из прочитанного раз-
дела примеры сказки, стихотво-
рения, рассказа, басни.
Соотносят иллюстрации с со-
ответствующими фрагментами
текста.
Выполняют упражнения с кни-
гами, систематизируют их.
Учебная тема: «Там чудеса» (12 ч)
Урок № 29.
А. Шибаев
«Сказки про-
сят...»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Формировать вос-
создающее вообра-
жение.
Расширять словар-
ный запас.
Расширять литера-
турный кругозор.
Пересказывать
произведения уст-
ного народного
творчества.
Составлять рассказ
по иллюстрации.
Выбирать книги по
заданным пара-
метрам.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Развивать способность к контролю. (Р.)
– Ориентироваться в учебнике.(П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Выдвигать гипотезы. (П-1.)
– Воспринимать информацию,
представленную в форме модели,
– Приобщаться к национальной
культуре, переводить её в вербальную форму. (П-1.)
– Делать обобщение по ряду признаков. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Пересказывать прочитанное.(К.)
– Сотрудничать при проведении
игры «Театр». (К.)
Читают вслух выразительно це-
лыми словами.
Актуализируют ранее приоб-
ретённый читательский опыт.
Делают словесное описание
иллюстрации.
Иллюстрируют прочитанное.
Пересказывают народные
сказки, в том числе в опоре на
схему.
Инсценируют сказки.
Находят и читают книги по за-
данной теме.
Урок № 30.
Русская на-
родная сказка
«Лиса и рак»
Совершенствовать
все стороны на-
выка чтения, пре-
жде всего осмыс-
ленность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Определять жанр
(сказка, рассказ,
стихотворение,
басня), опираясь
на знание базовых
жанровых признаков.
Определять тему
произведения.
Выявлять подтекст
произведения.
Озаглавливать
прочитанный
текст.
Пользоваться со-
держанием (оглав-
лением).
Пересказывать
прочитанное.
Систематизировать
книги по задан-
ным параметрам.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Развивать способность к самоконтролю и контролю. (Р.)
– Ориентироваться в содержании учебника. (П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Обобщать содержание текста для определения его темы. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.(П-2.)
– Ранжировать книги по тематике.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
– Выборочно пересказывать по
заданному параметру. (К.)
Читают молча, а также вырази-
тельно вслух.
Определяют тему произведе-
ния.
Озаглавливают текст с точки
зрения его темы.
Выявляют подтекст произведе-
ния.
Определяют и аргументиру-
ют жанровую принадлежность
произведения.
Пересказывают эпизоды из
русских народных сказок.
Классифицируют книги, нахо-
дящиеся на выставке книг.
Урок № 32.
Ингушская
сказка «Заяц
и черепаха»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Делать подробный,
последовательный
пересказ.
Характеризовать
персонаж.
Выявлять подтекст.
Определять идею
произведения.
– Развивать склонность к толерантности. (Л.)
– Развивать способность к самоконтролю и контролю. (Р.)
– Обобщать с целью определения качеств характера персонажа.(П-2.)
– Анализировать прочитанное с
целью выявления подтекста. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления идеи. (П-2.)
– Сравнивать произведение с пословицами по главной мысли.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру-
гого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
Читают молча, а также вырази-
тельно вслух.
Характеризуют персонажей.
Выявляют подтекст.
Определяют главную мысль
произведения.
Подбирают пословицы к про-
читанному произведению со-
гласно его главной мысли.
Пересказывают текст, исполь-
зуя выразительные языковые
средства из произведения.
Урок № 33.
Американская
сказка «Вот он,
вор!»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, беглость и
выразительность.
Выявлять подтекст.
Пересказывать по
опорным словам
текста.
– Формировать нравственно-эти-
ческую позицию. (Л.)
– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления причинно-след-
ственных связей. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
– Пересказывать прочитанное.(К.)
Читают выразительно вслух.
Выявляют подтекст.
Знакомятся с опорными сло-
вами.
Пересказывают текст по опор-
ным словам.
Урок № 34.
Армянская
сказка «Заказ-
чик и мастер»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правиль-
ность и вырази-
тельность.
Выявлять подтекст.
Определять идею
произведения.
Выбирать послови-
цу в соответствии
с главной мыслью
текста.
Выбирать книги по
заданным пара-
метрам.
– Развивать склонность к толерантности. (Л.)
– Формировать нравственно-этическую позицию. (Л.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.
(П-1.)
– Анализировать прочитанное с
целью выявления подтекста. (П-2.)
– Сравнивать текст и пословицы
по их главной мысли. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать
свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
Воспринимают на слух чтение
учителя.
Читают сказку выразительно,
передавая вопросительную и
восклицательную интонацию.
Отвечают на вопросы к тексту.
Выявляют подтекст произведе-
ния.
Подбирают пословицу в со-
ответствии с главной мыслью
текста.
Выбирают книги по заданным
параметрам.
Урок № 35.
Сказки
А. С. Пушкина
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Расширять литера-
турный кругозор.
Различать народ-
ные и авторские
произведения.
Пользоваться со-
держанием (оглав-
лением).
Учить наизусть сти-
хотворный текст.
Выбирать книги
по заданным пара-
метрам.
– Приобщаться к национальной
культуре. (Л.)
– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Ориентироваться в оглавлении учебника. (П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Анализировать книги по признаку наличия в них народных или литературных произведений.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила обще-
ния. (К.)
– Формировать навыки сотрудничества при проведении литератур-
ной викторины. (К.)
Читают выразительно.
Участвуют в литературной викторине.
Знакомятся с творчеством
А. С. Пушкина.
Заучивают наизусть стихотвор-
ный текст.
Выбирают книги по заданным
параметрам.
Урок № 36.
Викторина
«Сказки
Х. К. Андерсе-
на»; Х. К. Ан-
дерсен «Прин-
цесса на горо-
шине»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность и вырази-
тельность.
Учиться выделять
опорные слова.
Выявлять подтекст.
Читать выборочно.
Соотносить иллю-
страции с текстом.
Озаглавливать ри-
сунки.
Расширять литера-
турный кругозор.
Ориентироваться
в книгах по об-
ложкам.
– Приобщаться к мировой культуре. (Л.)
– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Ориентироваться в тексте.(П-1.)
– Делать обобщение на основе опорных слов. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста. (П-2.)
– Сравнивать иллюстрации с содержанием текста. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру-
гого, соблюдать правила общения.(К.)
– Формировать навыки сотрудничества при проведении литератур-
ной викторины. (К.)
Читают выразительно.
Работают с опорными слова-
ми.
Выявляют подтекст произведе-
ния.
Соотносят иллюстрации с тек-
стом.
Озаглавливают иллюстрации.
Знакомятся с творчеством и с
фактами биографии Х. К. Ан-
дерсена.
Участвуют в литературной викторине.
Ориентируются в книгах по
обложкам.
Урок № 37.
В. Орлов
«Абрикос
в лесу»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения, прежде
всего осмыслен-
ность, правильность
и выразительность.
Определять своё
отношение к пер-
сонажам.
Определять жанр
произведения
(сказка).
Инсценировать
прочитанное.
– Прививать стремление к толерантности. (Л.)
– Развивать рефлексию.(Л.)
– Развивать эмпатию. (Л.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Анализировать произведение с точки зрения его жанровой харак-
теристики. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого,
соблюдать правила общения. (К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
Воспринимают чтение произ-
ведения учителем и учащимися.
Читают выразительно вслух.
Отвечают на вопросы учебни-
ка.
Определяют своё отношение к
персонажам.
Исполняют роль литературно-
го персонажа.
Уроки № 38, 39.
А. Курлянд-
ский «Первое
сентября по-
пугая Кеши»
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения.
Читать выбороч-
но по заданному
параметру.
Читать по ролям.
Прогнозировать
характер произ-
ведения перед его
чтением по об-
ложке.
Определять эмо-
циональный харак-
тер произведения.
Характеризовать
персонаж.
Определять своё
отношение к пер-
сонажу.
Выявлять об-
раз рассказчика.
Определять отно-
шение рассказчика
к персонажу.
Составлять кар-
тинный план про-
изведения.
Соотносить иллю-
страцию с фраг-
ментом текста.
– Формировать положительную
мотивацию к обучению в школе.(Л.)
– Развивать рефлексию.(Л.)
– Понимать, принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Прогнозировать читаемое.(П-1.)
– Составлять план текста. (П-1.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Конструировать слова. (П-2.)
– Анализировать прочитанное с
целью характеристики персонажа.(П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
Читают выразительно.
Читают выборочно.
Читают по ролям.
Определяют эмоциональный
характер произведения.
Определяют образ рассказчика
в произведении.
Выявляют отношение рассказ-
чика к персонажу.
Перечисляют персонажей про-
изведения.
Отвечают на вопросы к тексту.
Характеризуют героя произве-
дения и своё отношение к нему.
Составляют картинный план.
Подбирают фрагмент текста к
иллюстрации.
Прогнозируют характер произ-
ведения по обложке книги.
Урок № 40.
Обобщающий
урок
Совершенствовать
все стороны навы-
ка чтения.
Определять жанр
произведения.
Ориентироваться в
книге по обложке.
Расширять литера-
турный кругозор.
Разграничивать
народные и лите-
ратурные произ-
ведения.
– Формировать интерес к чтению.(Л.)
– Развивать рефлексию.(Л.)
– Планировать деятельность (летнее чтение). (Р.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в книгах.(П-1.)
– Ориентироваться в разделе учебника. (П-1.)
– Сравнивать произведения с целью осознанного выбора. (П-2.)
– Ранжировать произведения по
признаку авторства (народное или
авторское). (П-2.)
– Составлять связное высказывание в качестве продолжения про-
читанного. (К.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
– Аргументировать свои высказывания. (К.)
Читают вслух и молча.
Создают высказывание, явля-
ющееся продолжением прочи-
танного.
Дифференцируют народные
и литературные произведения.
Обсуждают возможное содер-
жание летнего чтения.
6.календарно-Тематическое планированиепо литературному чтению в 1 классе
Литературное чтение (44 ч)
(4 ч в неделю)
Учебник: Кубасова О.В.Литературное чтение. 1 класс. –
Смоленск, 2011
№
Дата.
Тема урока.
«Звенит звонок – начинается урок».
04.03
Л.Дьяконов «Первоклассникам»,
А.Барто «Стали грамотными».
05.03
Г.Новицкая «Книжки»,
Р.Сеф «Учись читать».
06.03
Л.Пантелеев «Ау».
10.03
С.Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».
11.03
В.Голявкин «Болтуны».
12.03
С.Маршак «Угомон».
13.03
Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться».
Обобщение прочитанного.
«Час потехи».
17.03
В.Смит «Час потехи».
18.03
Потешки, колыбельные.
19.03
Русские народные побасёнки.
20.03
Загадки.
02.04
Г.Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»
03.04
В.Берестов «Искалочка».
07.04
Русские народные считалки,
В.Берестов «За игрой».
08.04
Словесные игры: скороговорки, небылицы.
09.04
С.Маршак «Я видел».
10.04
А.Босев «С нами смех!»
А.Усачёв «Если вы собрались в гости».
14.04
С.Маршак «Пудель».
Обобщение прочитанного.
«Что такое хорошо и что такое плохо».
15.04
Л.Толстой «Правда всего дороже».
16.04
С.Прокофьева «Сказка про честные ушки».
17.04
В.Орлов «Кто первый»,
Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!..»
21.04
Л.Толстой «Кто прав?»
22.04
В.Осеева «Все вместе».
23.04
Е.Пермяк «Для чего руки нужны».
24.04
Эзоп «Собрался старик помирать...»
28.04
Л.Толстой « Два раза не умирать».
29.04
Л.Толстой «Два товарища».
30.04
В.Росин «Друзья познаются в беде».
05.05
С.Михалков «Ошибка».
06.05
С.Михалков «Прививка».
07.05
Л.Яхнин «Силачи».
08.05
М. Пляцковский «Добрая лошадь».
12.05
Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо и
что такое плохо».
«Там чудеса...»
13.05
А.Шибаев «Сказки просят...»
14.05
Русская народная сказка «Лиса и рак».
15.05
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
19.05
Ингушская сказка «Заяц и черепаха».
20.05
Американская сказка «Вот он, вор!»
21.05
Армянская сказка «Заказчик и мастер».
22.05
Сказки А.С.Пушкина.
26.05
Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
27.05
В.Орлов «Абрикос в лесу».
28.05
А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
29.05
Обобщающий урок по теме «Там чудеса...»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 1Заголовок 215