Литературное чтение пояснительная записка УМК Перспектива 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с
п.1 ч.3 ст.28, ч.1,2 ст.30 закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)
примерной образовательной программой по учебному предмету
авторской программой Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной и ориентирована на работу по предметной линии учебников системы «Перспектива» 2014 г.
примерным учебным планом для 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-17 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015 г. №1905-04-О)
учебным планом МБОУ СОШ №64 г. Брянска
локальным актом «Положение о разработке и использовании рабочих программ учебных предметов, курсов педагогами, реализующими ФГОС НОО в МБОУ СОШ №64 г. Брянска
и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива», учебник по литературному чтению в 2-х частях Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, 2014 г.
Программа направлена на достижение следующей цели:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Перечисленная цель реализуется в конкретных задачах обучения:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
развивать поэтический слух;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров; обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения;
развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные: 
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: 
1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Ученик научится:
 читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
 читать про себя произведения различных жанров;
 читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
 передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
· находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
 находить метафоры и сравнения на примере загадки;
 различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
 пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
 соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
 составлять план, озаглавливать текст;
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
 находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
 находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
 пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
 определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
 произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
 распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
 формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
 пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
 придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
 устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
 предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
 воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
 самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
 передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
 самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы ;
 читать наизусть 10-12 стихотворений;
 называть 5-6 книг по темам детского чтения;
 различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
 различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
 сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
 сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д);
 сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
Ученик получит возможность научиться:
 осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
 писать отзыв о прочитанной книге;
 работать с тематическим каталогом;
 определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
 точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
 придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
 описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
 создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
 составлять загадки с использованием метафор;
 составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
 сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Раздел «Любите книгу» - 12 ч
«Любите книгу» 4 часа
«Книги из далёкого прошлого» 4 часа
«Мы идём в библиотеку» 1 час
«Мои любимые художники – иллюстраторы» 3 часа
Раздел «Краски осени» - 16 часов
«Краски осени» 5 часа
«Осень наступила» 4 часа
«Мы идём в библиотеку. Сказка Габдуллы Тукая «Шурале» 3 часа
«Наш театр» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 3 часа
Раздел «Мир народной сказки» - 20 часов
«Мир народной сказки» 1 час
«Битый небитого везёт, битый небитого везёт» 4 часа
«У страха глаза велики» 4 часа
«Мы идём в библиотеку» 2 часа
«Ближе матери друга нет» 6 часов
«Наш театр» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
Раздел «Весёлый хоровод» - 13 часов
«Весёлый хоровод» 3 часа
«Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» 4 часа
«Небывальщина» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
«Праздник, праздник у ворот» 3 часа
Раздел «Мы – друзья» - 15 часов
«Мы друзья» 4 часа
«Хорошая горка получилась» 4 часа
«Друзья познаются в беде» 4 часа
«Наш театр» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» - 13 часов
«Готовимся к празднику» 3 часа
«Чародейкою Зимою околдован лес стоит» 4 часа
«Зимние праздники» 4 часа
«Загадки зимы» 1 час
«Праздник начинается, конкурс предлагается» 2 часа
Раздел «Чудеса случаются» - 17 часов
«Чудеса случаются» 6 часов
«Герои литературных сказок» 5 часов
«Мы идём в библиотеку» 2 часа
«Мои любимые писатели» 4 часа
«Наш театр» 2 часа
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 час
Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» - 14 часов
«Весна, весна! И всё ей радо!» 3 часа
«В душу уже просится весна» 3 часа
«Мы идём в библиотеку» 4 часа
«Наш театр» 2 часа
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
Раздел «Мои самые близкие и дорогие» - 11 часов
«Мои самые близкие и дорогие» 3 часа
«Нет лучше дружка, чем родная матушка» 2 часа
«Если был бы я девчонкой» 3 часа
«Наш театр» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
Раздел «Люблю всё живое» 19 часов
«Люблю всё живое» 2 часа
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт» 4 часа
«Нелегко снимать зверей» 3 часа
«Мы идём в библиотеку» 3 часа
«О чём плачет синичка?» 3 часа
«Наш театр» 2 часа
«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 2 часа
Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» - 18 часов
«Жизнь дана на добрые дела» 2 часа
«Кто добро творит, того Бог благословит» 5 часа
«Кто скоро помог, тот дважды помог» 4 часа
«Мы идём в библиотеку» 3 часа
«Наш театр» 1 час
«Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сказка. Аддулла Алиш «Болтливая утка »1 час


Название раздела

Кол-во часов

Любите книгу
9

Краски осени
13

Мир народной сказки
17

Веселый хоровод
10

Мы- друзья
10

Здравствуй, матушка-зима!
11

Чудеса случаются
17

Весна, весна! И все ей радо!
11

Мои самые близкие и дорогие
8

Люблю все живое
16

Жизнь дана на добрые дела
14















15