Интегрированный урок. Чтение и музыка: Музыкально-поэтическая гостиная «Все это Родина моя»


Музыкально-поэтическая гостиная «Все это Родина моя»
Интегрированный урок: литературное чтение и музыка
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Творческое название: музыкально-поэтическая гостиная «Все это Родина моя»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме « Поэтическая тетрадь»
Задачи:
Повторить лирические произведения из «Поэтической тетради» и их авторов;
Проверить усвоение литературных и музыкальных средств выразительности;
Учить соотносить лирические поэтические и музыкальные произведения;
Развивать воображение, эмоциональные чувства,  творческую активность,   средствами литературного слова и музыки.
Формировать умение мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, розы, гитара, нотная тетрадь, подсвечник, томик стихов Пушкина, шаль.
Дидактическое сопровождение: учебник «Литературное чтение» 3класс, тетрадь по чтению, тетрадь по музыке, карточки с заданиями.
Музыкальный ряд
1.Сергей БАРКОВСКИЙ А. на стихи Фета романс 'Певице' (видеоклип)
2.Романс «Белеет парус одинокий» (видеоклип)
3.Романс «Уноси моё сердце в звенящую даль», муз. П.И.Чайковского, на стихи А.А. Фета
4.Стихотворение «Белеет парус одинокий», читает народный артист (видеоклип)
5.Аудиозапись звуков лиры.
6.Песня «Где музыка берёт начало»
7. Песня «Росиночка-Россия»
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте покажем им всё, что мы умеем.
(Читает учитель)
Стихи… как много их вокруг
В них чьи-то судьбы, чьи-то души
Читаешь их и понимаешь вдруг
В одних – любовь, в других весь мир разрушен.
Стихи…Бумага, буквы и значки.
Порой бессмысленные извороты строчек.
Но кто-то в них живёт, грустит, творит,
А кто-то и читать-то не захочет.
Прочтите их, потратьте пять минут
Они порой расскажут вам чуть больше
Чем тот, кто рядом и замкнётся круг
Любви, разлук, тире и многоточий.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, как вы думаете, почему наш урок я начала этим стихотворением?
(мы изучали стихи, читали их наизусть выразительно, анализировали, находили средства выразительности)
Звучит песня о музыке «Где музыка берет начало»
-Ребята, как вы думаете, почему на уроке литературного чтения звучит музыка?
Сегодня наш урок не совсем обычный. Мы объединим уроки литературного чтения и музыки.
-Посмотрите, как мы украсили сегодня наш урок. ( На столе скатерть, розы, гитара, нотная тетрадь, подсвечник, томик стихов Пушкина, шаль)
-О чём вам это говорит?
-Ребята, как бы вы назвали наш урок?
Наш повторительно-обобщающий урок мы назовём так: музыкально-поэтическая гостиная «Всё это Родина моя»
Цель нашего урока - обобщения знаний по теме «Поэтическая тетрадь»
Мы будем читать стихи, слушать музыку и наблюдать за тем, как связаны стихи и музыка. Мы поговорим о том, как картины родной природы повлияли на творчество поэтов и композиторов.
Актуализация знаний.
СЛАЙД 1
Сейчас откройте учебники на с.78 и прочитайте вопрос 2.
Как бы вы ответили на него?
А сейчас прочитайте определение, как о стихотворении говорят литературоведы.
СЛАЙД 2
Стихотворение – это небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными и рифмованными строками.
Групповая работа по карточкам напомнит нам, стихи каких поэтов мы читали в поэтической тетради. Установите соответствие между именами и фамилиями поэтов и их портретами.
(Проверка на слайде)
СЛАЙД 3 Тютчев и Фет
СЛАЙД 4 Никитин и Суриков
Обобщение и систематизация знаний.
Давайте вспомним и прочитаем наизусть понравившиеся вам стихи из поэтической тетради.
Но прежде откройте тетради по чтению и вспомните правила чтения стихотворений (дети отвечают).
С чего начинаем читать стихи? (автора и названия стихотворения)
Чтение наизусть.
Фёдор Иванович Тютчев «Весенняя гроза» , «Листья»
Афанасий Афанасьевич Фет «Мама, глянь-ка из окошка» , «Зреет рожь над жаркой нивой»
Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно», «Встреча зимы»
Иван Захарович Суриков «Детство» , «Зима»
Спасибо.
Как можно назвать эти стихи одним словом? (лирические )А почему они называются лирическими? Не знаете? А хотите узнать?
Вступает Людмила Владимировна с рассказом о лире.
Слайд 5Лира.
- Ребята, вы знаете, что в древние времена (около 4500 г.до н.э.) стихи произносили нараспев под звуки музыкального инструмента –лиры, это название и стало родственным словом к слову Лирика. Лирика (от греческого lirikos) – род литературы, это изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. Сейчас мы услышим звук этого старинного инструмента.
Звучит ЛИРА.
Ребята, давайте попробуем наговорить стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая» под звуки лиры, как в древности.
- Рассмотрите. Как вы думаете к какой группе инструментов относится лира?
Ли́ра (греч. λύρα, лат. lyra) — струнный щипковый инструмент.Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
- Какой современный инструмент родственный лире? (Арфа)
– Давайте попробуем произнести какое-нибудь стихотворение под звуки лиры. Кто хочет?
- Запишите в тетрадь по музыке что такое ЛИРА.
- Вам понравилось?
Татьяна Вячеславовна:
Как же стихи получаются такими красивыми? (поэты используют различные средства выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты)
Применение знаний и умений в новой ситуации
СЛАЙД 6 Стихотворение Пушкина «Зимний вечер»
Найдите эти средства выразительности в отрывке из стихотворения
А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путникзапоздалый,К нам в окошко застучит.
(Проверка на слайде: находим сравнение, олицетворение, эпитеты)

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Для поэтов, художников, композиторов природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к родной природе, любви к Родине.
Вступает учитель музыки.- Ребята, обратите ещё раз внимание на символическое оформление нашего урока. Какие тайны оно скрывает? Что нас ждёт? (ответы)
- Сегодня мы с вами убедимся, насколько музыкальна русская поэзия, а помогут нам в этом стихи и, конечно, музыка.
- На литературном чтении вы уже узнали имена многих русских поэтов, и на уроках музыки мы тоже вели разговор о русской поэзии. С какой музыкальной темой мы это связывали? – РОМАНС.
- Что такое романс?
Слайд 7. Романс
Ответы детей:
- РОМАНС – камерное вокальное произведение, …
Слайд 8. Романс с иллюстрацией
- И такое определение тоже верно - сольная песня с инструментальным сопровождением с изысканным поэтическим текстом.
- Где появился романс? Что ещё знаете о романсе?
- Под аккомпанемент каких инструментов пели романсы? (гитара, лютня, клавесин, ф-но)
Слайд 9. Аккомпанемент
- Вспомните имена композиторов, которые сочиняли романсы?
Слайд 10. Романс - это состояние души
-«Романс - это не просто вокальные данные или мастерство исполнения, и даже не стиль и не жанр.     Романс - это состояние души», - сказал певец и композитор Юрий Федоров.
- Давайте ещё раз назовем их имена:
Слайд 11
Алекса́ндрАлекса́ндровичАля́бьев1787 - 1851— русский композитор, пианист, дирижёр. В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов.
Алекса́ндрЕго́ровичВарла́мов 1801- 1848 — русский композитор. Песни Варламова постепенно завоевали широкую известность,создал около 200 романсов и песен
Никола́йАндре́евичРи́мский-Ко́рсаков1844–1908)Пётр Ильи́чЧайко́вский — 1840 – 1893 русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.
— русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».
Михаи́лИва́новичГли́нка 1804 - 1857— русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.
Серге́йВаси́льевичРахма́нинов1873 - 1943— русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр.
О романсе можно говорить очень много. И с каждой новой встречей вы будете узнавать о романсе много интересного.Пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, согревающий и зажигающий сердца.Не позволяет оставаться равнодушным никому, донося до слушателя всю прелесть и красоту состояния человеческой души...
Слайд 12
- Сегодня предлагаю вам игру «Я - композитор».
Каждая группа получает от Его Величества Романса конверт, в котором находятся стихи русских поэтов.
1задание: Выберите из предложенных вариантов тот, который, на ваш взгляд, мог бы стать романсом (время – 2 мин).
Проверка задания: Ребята, а как вы считаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
2задание: Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное. 
- Перед вами средства музыкальной выразительности. Попробуйте себя в роли композиторов(время – 2 мин).
1 и 2 группы - Стихотворение А.Фета «Певице».
- Давайте послушаем группы, какую музыку они хотят сочинить на эти стихи? Прочитайте, что у вас получилось. Кто от группы желает выступить со своим предложением?
Дети читают варианты ответов.
- А теперь послушайте как выразил свои музыкальные чувства П.И.Чайковский.
Слайд 13. Романс «Уноси мое сердце в звенящую даль»
- Какие чувства возникают у вас, когда вы слушали эти произведения?
- Музыкальность лирики А.А.Фета была отмечена не только П.И.Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский-Корсаков, Варламов, Балакирев, Рахманинов и др.
- Салтыков-Щедрин в свое время справедливо заметил: «Романсы его (Фета) распевает чуть не вся Россия… И это неудивительно: мелодия и ритмика стиха Фета приближается к музыке».
- 3 и 4 группа выбрали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» - верно решение?
- Кто расскажет какую бы мелодию к этим стихам сочинили вы?
Ответы детей.
- А как вы думаете случайно попало к нам на урок стихотворение Лермонтова?
(15 октября весь мир отмечал 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова)
- Кто расскажет об этой знаменательной дате, связанной с поэтом?
Слайд 14. Портрет М.Ю.Лермонтова
(Детям даны тексты. Коллективное чтение)
Биография М.Ю.Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Его мать, Мария Михайловна, принадлежала богатой и знатной семье. Она любила музыку, много играла на фортепиано, любила стихи и сама писала. Умерла рано, когда Мише ещё не было трех лет. Мальчик остался жить с бабушкой, которая заменила мальчику мать.
Они жили в своем имении Тарханы в Пензенской губернии. Бабушка заботилась о его воспитании, приглашала лучших учителей.  В Тарханах Лермонтов приобщился к поэзии деревенского быта, полюбил народные песни и предания.
Маленький Миша часто болел, и бабушка возила его на Кавказ лечиться. Ему там все нравилось: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами. «Все, все в этом крае прекрасно», -  говорил Михаил Юрьевич и навсегда полюбил Кавказ. Талант мог бы развиваться и дальше, но слишком рано оборвалась жизнь гениального поэта. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть. Умер поэт в возрасте 27 лет.
Что вы узнали о жизни поэта?
- Послушайте стихотворение «Парус» (видеоролик, читает народный артист в сопровождении музыки)
- А сейчас мы услышим романс на музыку композитора Александра Варламова.Это было уже после смерти поэта, в 1848 г. Многие композиторы создавали музыку к этому стихотворению М.Лермонтова, но получившийся романс на музыку А.Варламова приобрел большую популярность.
Звучит романс на стихотворение «Парус» композитора Александра Варламова.
Как вы можете охарактеризовать это произведение?
Услышали лирический характер?
Слайд 16.
Рефлексия
Чем зам понравился наш урок?
Что нового узнали?
Что больше всего запомнилось?
Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве русских поэтов композиторов и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы не бывает Родины. Нельзя сохранить любовь к своей стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, в которой живём. 
И в заключение нашего урока давайте все вместе весело споём песню о Родине «Россиночка-Россия»