Литературно-музыкальная композиция Я люблю, значит, я живу!
Евсеева И.Н., преподаватель МБОУ ДОД ДШИ № 2 г. Димитровграда
Литературно- музыкальная композиция
"Я люблю, значит, я живу!"
Цели: вызвать восхищение способностью человека любить;
воспитывать чувства ответственности, такта, бережного отношения к влюбленным, любящим и любимым;
развивать артистические способности учащихся, умения выразительно читать прозаические и поэтические отрывки.
Оформление урока: рисунки учащихся.
Музыкальное оформление урока:
в данной композиции были использованы песни местного барда Дейч И. В. (перед чтением писем и после последнего письма).
Предварительная работа: инсценирование эпизода из книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (встреча Мастера и Маргариты, т. 1 гл. 13, со слов «Она несла в руках ...» до слов « ... Вы, конечно скажете, сумасшедший?»; действующие лица в сцене: Мастер, Маргарита и автор.
Эпиграф:
Любовь всесильна: нет на земле
ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей.
В. Шекспир
Ход мероприятия
Первый ведущий:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви. - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
1-е Коринфянам Второе соборное послание Святого Иоанна Богослова
Второй ведущий:
Любовь пришла в наш мир в глубокой древности. Около острова Кифары из белоснежной пены морской родилась Афродита. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Юные оры отвели богиню на Олимп. С тех пор в ее руках судьбы не только смертных, но и богов.
На величественном Олимпе были богиня правосудия и бог войны, богиня плодородия и бог театра... Но только у Любви было 2 повелителя: она - Афродита и он - Аполлон.
Странности фантазии греков не трудно понять. В любви всегда бывают двое -он и она, и конечно же, то что их объединяет - их любовь, тайна которую разгадывают нимфы поэзии и музыки, сопровождающие богиню Афродиту.
Первый чтец:
Мне кажется, что ты сама поймешь. И я об этом говорить не буду... Бывает, что словами отпугнешь Любовь - единственное в мире чудо.
Чуть двинувшись, рука тебя нашла... Сближаются уста, дрожат ресницы... И - обрела два голубых крыла, И устремилась ввысь, как птица!
Пьянящая бескрайность бытия! Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни! Навеки, да? Ведь лишь об этом я мечтаю, Как изгнанник об Отчизне!
Давай побудем молча полчаса. Безмолвие рождает чудеса. Э. ГольдернессТретий чтец:
Любовь - это боль. Не до книг,
Друзей, тополиного ворса!
К руке бы любимой приник
Навек. Остальное - притворство.
Любовь - это боль. Не до лип
И рифм перекрестных и парных.
К руке бы любимой прилип
Навек. Остальное - бездарно.
Любовь - это боль. Не до скал,
Облизанных ветром и влажных.
К руке бы любимой припал
Навек. Остальное - неважно. А.КушнерЧетвертый чтец:
Любовь - это плоть и кровь. Цвет, собственной кровью полит. Вы думаете, любовь-Беседовать через столик?
Часочек — по домам? Как те господа и дамы? Любовь, это значит... Храм? Дитя, замените шрамом.
На шраме! - Под взглядом слуг И бражников? (Я без звука: «Любовь - это значит лук Натянутый - лук: разлука?)Любовь - это значит - связь. Все врозь у нас: рты и жизни,
(Просила ж тебя: не сглазь!В тот час, в сокровенный, ближний,
Тот час на верху горы
И страсти. Память (Momenta) - паром!
Любовь - это все дары
В костер, и всегда - задаром!
М. Цветаева
Письмо первое
25 сентября 1893 года
Мой дорогой маленький Луи!
Все кончено. Мы с тобой больше не увидимся... Будь в этом также уверен, как я... Ты этого не хотел. Ты готов был сделать все, чтобы мы были вместе. Но расстаться было необходимо. Тебе нужно устроить свою жизнь.
Я не жалею о том, что не противилась этому решению, не противилась тебе, себе, нам и когда ты вчера рыдал, зарывшись головой в подушку, и тогда, когда ты дважды поднимал ко мне свое горящее лицо, и, наконец, когда вечером, в сумерки, я уже не видела твоих слез и только чувствовала, как они падали на мои руки...Сейчас мы невероятно страдаем. Все это кажется мне кошмаром. В течение нескольких дней этому трудно будет поверить, и еще долгие месяцы будет больно... Потом наступит выздоровление. И вот я начинаю тебе писать - ведь мы решили, что я буду время от времени поддерживать с тобой связь. Мы об этом твердо договорились... Правда, это будет односторонняя связь - от меня к тебе, - так как ты никогда не будешь знать моего адреса, но эта связь - единственное, что помешает нашей разлуке превратиться в полный разрыв.
Я обнимаю тебя в последний раз, так нежно, так ласково... и на таком огромном расстоянии!..
Второй ведущий:
«Тайна сия велика есть...» - повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично...
А это действительно тайна. И она в самом деле велика. Тайна встречи двоих людей - его и ее.
Пятый чтец:
Мне эта женщина никто, А вот на сердце, как ни странно, От голоса ее светло, От нежности ее туманно.
Она умеет принимать Жизнь благодарными глазами. И в удивленье замирать, И разговаривать с цветами,
В ее глазах на все ответ. Глядит - и душу озаряет, Как будто превратиться в свет Ей ничего не составляет.
Не то чтоб раньше был я слеп, Но только нынче ясно стало: Не эта женщина - и мне б Всю жизнь любви не доставало. И. Ляпин
Инсценирование эпизода из книги Булгакова М. М. «Мастер и Маргарита» (фон - тихая лирическая музыка).
Четвертый чтец:
Наконец-то встретила Надобного - мне: У кого-то смертная Надоба - во мне.
Что для ока - радуга, Злаку - чернозем -Человеку - надоба Человека-в нем.
Мне дождя и радуги И руки - нужней Человека надоба Рук - в уке моей.
Это в шире Ладоги И горы верней -Человека надоба Ран - в руке моей.
И за то, что с язвою Мне принес ладонь -Эту руку - сразу бы За тебя в огонь!
М. Цветаева
Пятый чтец:
Вечер ветреней. Звезд миганье. И накрывает слегка. Близко-близко твое дыханье, Близко-близко твоя щека.
Локон. Искорки дождевые,
Рук озябших твоих тепло. На душе у меня впервые Так тревожно и так светло.
Как доверчиво, дорогая, Ты прильнула к моей груди.
Ну какая звезда такая
Помогла мне тебя найти?
Что-то шепчешь ты, будто в плаче. Я не вслушиваюсь в слова. Я уверен, что не иначе, Что, любимая, ты права.
Тополь машет нам влажной веткой... Ну скажи ты мне, ну скажи, Как я мог без тебя, без этой Одинокой такой души?
И. ЛяпинЧетвертый чтец:
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола
И в маленькой деревенской гостинице тонкий звон
Старинных часов - как капельки времени
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -флейта
И сам флейтист в окне. И большие тюльпаны на окнах. И, может быть, вы бы даже меня не любили...
М. Цветаева
Письмо второе
25 сентября 1894 года
Я снова говорю с тобой, я тебе это обещала...
Вот уже целый год, как мы - больше не «мы»... Я хорошо знаю, что ты меня не забыл. Мы еще слишком вместе, чтобы я перестала ощущать твою боль, как свою, когда я думаю обо всем, что было... Но 12 месяцев, которые прошли, сделали свое дело. Они окутали прошлое дымкой печали... Да, уже дымка!.. Уже многие и маленькие события меркнут в памяти, многие детали умерли. Это замечаешь - не правда ли? - когда что-либо случайно возникает в памяти...
Я пытаюсь вспомнить выражение твоего лица таким, каким оно было, когда я увидела тебя в первый раз. И - не смогла!.. Попробуй ты вспомнить мой первый взгляд, и ты убедишься в том, что все на свете проходит...
Недавно я улыбнулась. Кому, чему? Никому и ничему. Это был солнечный луч, мелькнувший па аллее. Он заставил меня улыбаться! Я хочу, чтобы все чаще и чаще - пусть без всякой причины - просто потому, что хорошая погода, или думая о лучшем будущем - ты поднимал голову и улыбался!..
Первый ведущий.
О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, «не ослепленные» любовью люди. Они видят уголь, он - алмаз; они - «ничего особенного», он - чудо из чудес. Он не замечает иронических улыбок искушенных жизнью мудрецов, понимающих, чем кончится этот «эмоциональный шок» любви.
Третий чтец:
Простишь ли ты мои упреки, Мои обидные слова? Любовью дышат эти строки, И снова ты во всем права!
Мой лучший друг, моя святая! Не осуждай больных затей; Ведь я рыдаю, не рыдая, Я, человек не из людей!..
Не от тоски, не для забавы Моя любовь полна огня: Ты для меня дороже славы! Ты - все на свете для меня!
Я соберу тебе фиалок
И буду плакать об одном: Не покидай меня! - я жалок
В своем величии больном. И. Северянин
Пятый чтец:
Я о тебе, кто мне дороже, Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя, Другой, меня достойней и моложе, Тебя полюбит тоже не шутя.
Я о тебе, кто мне всего дороже, Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь любя, Заговорит с другой, любимой тоже, Словами, что нашел я для тебя. Р. Гамзатов
Пятый чтец:
Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя - сушь, Мне и в жару без тебя - глушь. Мне без тебя каждый час - с год; Если бы время мельчить, дробя! Мне даже синий небесный свод Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать -Бедность друзей, верность врагов. Я ничего не хочу ждать, Кроме твоих драгоценных шагов. Н. Асеев
Третье письмо
/ 7 декабря 1899 года
Вновь я с тобой, мой маленький Луи.
Не правда ли, я похожа на сон, потому что появляюсь, когда мне это нравится, но всегда в подходящий момент - когда пусто и темно... я иду и прохожу совсем близко, однако ко мне нельзя прикоснуться.
Я не грустна. Ко мне вернулось мужество. С каждым новым утром, с каждой сменой времени года солнце кажется мне все более приветливым.
Один раз я танцевала. Теперь я часто смеюсь. Сначала я могла сосчитать те дни, когда я смеялась. Потом сосчитать их уже нельзя было.
Вчера я любовалась каким-то празднеством. В лучах вечернего солнца толпа была прекрасна, как сад. Я чувствовала себя счастливой тем, что я была там, среди этих радостных и довольных людей.
Я пишу тебе, чтобы сказать, что у меня появилось новое, особенное чувство к тебе: нежность... мы когда-то с тобой говорили о нем, еще не зная, что это такое. Поверим в это в глубине души!..
Второй «едущий:
«Когда любишь женщину, - писал Дидро Софи Волан, - надо быть безумно в нее влюбленным, как я безумно влюблен в Вас». Любить человека... как это трудно. Любить его таким, какой он есть, со всеми его пороками, грехами, робкого и смелого, грубого и нежного. Любить просто за то, что он рядом с тобой. И пронести эту любовь через всю жизнь, через все испытания, не потеряв веры и надежды...
Третий чтец
Когда ты была со мной, Когда ты была со мной, -Миром моим, Всей судьбой земной Ты была одна,
И казалось мне,
Что по твоей милости,
Из-за тебя
Я ничего не успел,
И лишаюсь всего,
И отстаю от всех важных дел.
Сейчас тебя нет,
Сейчас тебя нет,
И временя - вволю,
И важных дел вволю,
Но я сижу и пальцем не шевельну,
Да и к чему это,
Я так ничего и не начну,
Да и зачем мне что-то делать,
Когда вдруг
Все лишилось значенья и смысла,
И померк белый свет,
Когда тебя нет,
Когда тебя нет. Г. ЭминПервый чтец
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
Когда в окно ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
Трамвай, метро, не знаю, что там.
И вьюга заметет пути
На дальних подступах к воротам.
А в доме будет грусть и тишь,
Хрип счетчика и шорох книжки,
Когда ты в двери постучишь,
Взбежав наверх без передышки
За это можно все отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать,
Весь день не отходя от двери.
В. ТушноваВторой чтец:
Тысячу раз я решался Бросить тебя, уйти. Тысячу раз возвращался С половины пути. Тысячу раз ты жестоко Сердце мне жгла огнем, Но в мгновение ока Я забывал о том. Вот и сегодня я вышел, Чтоб не вернуться вновь, Но на пороге услышал Зов твой, моя любовь!.. Смерть настигает повсюду, Где угодно судьбе. Даже и мертвым я буду Думать лишь о тебе. Страшно уйти из-за взора: Вдруг умру... и тогда Наша короткая ссора Длиться будет всегда. Г. ЭминПесня «Время лечит»
Четвертое письмо
6 июля 1904 года.
Проходят годы... Одиннадцать лет!.. Я уезжала, потом вернулась н снова уезжаю. Наверно, у тебя уже есть дом - я не сомневаюсь в этом, мой возмужавший Луи! - семья, для которой твоя жизнь очень важна... А ты сам... Какой ты сейчас? Я представляю себе твое лицо - оно пополнело; твои плечи стали шире... Возможно, у тебя появилась седина... Но, бесспорно, ты сохранил свою особенность: твое лицо, как прежде, озаряется внутренним светом перед тем, как ты улыбнешься!..
А я ... Я не буду тебе рассказывать, какой стала я... Женщины старятся быстрее, чем мужчины. Если бы нам можно было сейчас стать рядом, могли бы принять за твою мать - и по внешнему виду, и по всему тому, что светится для тебя в моих глазах.
Ты видишь, как мы были правы, когда расстались, потому что спокойствие вернулось и потому, что вот сейчас ты едва узнал мой почерк на конверте этого письма.
Первый ведущий:
Любовь для многих любящих была не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности. Истинно любящие всегда борются до последнего мига за душу любимого человека - за ее восхождения. И они эту битву выигрывают ее, даже умирая...
Первый чтец:
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,Оттого что я о тебе спою - как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечейЯ ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, - я ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -У того, с которым Иаков стоял в ночи.
И пока тебе не скрещу на груди персты -О проклятие! - у тебя останешься - ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир, -Оттого этот мир - твоя колыбель, и могила - мир! М. Цветаева
Второй чтец:
Застонал я от сна дурного И проснулся, тяжко скорбя; Снилось мне — ты любишь другого И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели, Как убийца от плахи своей, И смотрел, как тускло блестели Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным Не блуждал ни один человек В эту ночь по улицам темным, Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею, Не дано мне иного пути, Хоть и знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю, Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Пред твоим закрытым окном. Н. Гумилев
Пятый чтец:
Я сто несчастий в жизни отведу,
Прикрою от печали и кручины,
Но где бессильны сильные мужчины, Останови, любимая, беду.
Когда бушуют яблони в цвету И девочка в песочнице смеется, И смотрит день, сощурившись, на солнце, Останови, любимая, беду.
Я в брод любое горе перейду, Во всех невзгодах выстоять сумею, Но в миг счастливой нежностью своею И. ЛяпинОстанови, любимая, беду.
Пятое письмо
25 сентября 1893 года
Мой дорогой!
Прошло двадцать лет, как мы расстались... Мой дорогой Лун, прошло двадцать лет с тех пор, как я умерла.
Если ты жив сейчас и читаешь это письмо, которое будет тебе отправлено теми же преданными и верными руками, пересылавшими тебе и предыдущие мои письма в течение всех этих лет, - ты меня уже почти забыл, и ты простишь мне, что я покончила собой на другой день после того, как мы расстались... Я не могла я не знала, как жить без тебя...
Это было вчера, это вчера мы расстались...
Посмотри получше на дату в начале этого письма, на которую ты не обратил внимания.Это вчера ты рыдал в нашей комнате, зарывшись головой в подушки, ослабевший от горя большой ребенок... Это вчера в сумерки возле полуоткрытого во двор окна твои слезы падали на мои руки... Это вчера ты плакал, а я не говорила ни слова, крепясь как только могла...
И вот сегодня я пишу тебе, сидя за нашим столом, в окружении всех-всех наших вещиц, в обстановке, такой близкой нашим сердцам, - пишу четыре письма, те, которые ты получал через длительные промежутки, и - заканчиваю это, последнее.
Вечером я отдам все необходимые распоряжения, чтобы эти письма приходили к тебе в обозначенные числа, а потом сделаю так, чтобы меня никогда не нашли. Я исчезну из жизни. Не хочу говорить тебе - как. Тягостные подробности могут огорчить тебя и причинить тебе новые страдания даже через столько лет.
Самое главное в том, что мне удалось избежать грубого, ранящего разрыва и расстаться с тобой ласково и осторожно. Я хотела в письмах пережить себя только для того, чтобы самой довести все до конца... Разрыва не было. Ты, с твоей чувствительностью, возможно, не перенес бы его. И вот я возвращалась. Щадя твое сердце, возвращалась достаточно часто, и вместе с тем достаточно редко, чтобы постепенно угаснуть в твоей душе. А теперь, когда я говорю тебе всю правду, я выиграла нужное время для того, чтобы ты не так остро почувствовал, что означает для тебя моя смерть.
О мой маленький Луи! Есть какое-то страшное откровение в этом нашем последнем разговоре сегодня, когда так тихо и так издали мы говорим, и слышим друг друга: ты - меня, которой уже давно нет, а я - тебя, который не знал, чем была я все эти годы... И как невыразимо различно звучит слово «сейчас», слетая с моих губ, которые его шепчут, когда пишутся эти строки, и с твоих, когда ты произносишь его, читая это письмо сейчас.
И вот сейчас, спустя столько времени, сквозь вечность - хоть это может казаться невероятным - я тебя по-настоящему обнимаю!..
Я заканчиваю на этом, потому что я не смею (из-за боязни быть грустной, а значит, злой по отношению к тебе) рассказать тебе о всей своей огромной, безумной любви, о которой можно только мечтать, и о нежности, которая еще больше этой любви...
Первый ведущий
Была сильная буря, она повалила мачты и паруса, матросы изнемогали от усталости, корабль без руля был отдан на волю волн и ветра, который гнал его на рифы. Люди ожидали крушения, и тут один матрос нашел в трюме старый парус, истлевший, испещренный дырами; он натянул его, как мог, и тем самым спас корабль: потому что новые паруса под напором массы ветра рвутся, как бумага, этот же устоял в борьбе с ветром — потому что был дырявым - повел корабль...
Когда читаешь стихи и слушаешь песни о любви, кажется, что достаешь из трюма тот самый спасительный старый парус.
А раны в нем - раны в человеческом сердце, которые, как ни странно, помогают нам жить и учат любить...