Открытый урок по литературе на тему М.Ю.Лермонтов Парус
Тема урока: "М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. Анализ стихотворения "ПАРУС"
Цель урока:
1.Не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта.
2.Подчеркнутьнеобычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.
Задача:
1.Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;
2.Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;
3.Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта;
4.Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза;
5.Развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;
6.Воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.
Оформление доски:
1.Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник Горбунов К.А., 1841г.
2.Фотография А.П. Шан-Гирея.
3.М.Ю.Лермонтов ребёнком (портрет работы неизвестного художника. Масло.1817- 1818)4.Иллюстрации учеников к стихотворению «Парус».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спалённая пожаром, Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,Не то, нынешнее племя: Богатыри - не вы!Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!
Всем вам известны строки этого стихотворения. « Бородино» - литературное произведение, оставленное нам М.Ю.Лермонтовым.
Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед.
Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.
Из воспоминаний современника.
« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаз
А вот второй портрет писателя..« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий».
( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
II Видео материал "Биография М.Ю. Лермонтова"
III. Объяснение нового материала.
/ Запись в тетради темы урока/.Чтение статьи учебника. / стр. 203-205/.
Какие штрихи к личности поэта добавляет эта статья?
Слово учителя:
В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
.Чтение и анализ стихотворения « Парус».
1.Чтение статьи учебника /стр.205-206/
2.Выразительное чтение учителем стихотворения «Парус».
3.Вопросы после чтения стихотворения.
Что изображает Лермонтов в своём стихотворении?
Какое слово выбрал поэт для существительного «парус» в качестве определения?
Почему автор называет парус «мятежным»?
Акварельная картина Лермонтова «Морской вид с парусом» / стр.207/
- Рассмотрим ещё первую акварель юного поэта.
Что сближает их, и чем отличаются они друг от друга?
Какие моменты стихотворения изобразили вы на своей иллюстрации?
Теория литературы.
Дать понятие инверсии.
Дать понятие антитезы.
Работа в тетради.
IV. Закрепление нового материала.
Мы видим, что художественный приём антитезы является схемой всего произведения в целом. Но одновременно антитеза прослеживается на уровне слова и словосочетания.
Найдите такие примеры.
Ищет - кинул
В стране далёкой – в краю родном
Под ним струя – над ним луч солнца.
А как называются слова с противоположным значением?
Антонимы.
А могут ли быть антонимами служебные части речи?
Могут. Здесь антонимы- предлоги ПОД и НАД.
Мы проследили построение всего произведения на основе художественных приёмов инверсии и антитезы.
Мы также проследили взаимосвязь между теорией стиха и морфологией, лексикой – разделами языкознания.
7.Прослушивание романса А.В.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова.
Заключительное слово учителя.
В поэзии М.Ю.Лермонтова буря- символ стихии, разрушения, яростной борьбы, стремления к свободе. Покой же не приносит удовлетворения герою.
«Парус»- итог размышлений поэта о смысле жизни.
Итог урока.
Какие черты характера Лермонтова вам показались необычными?
К чему, по замыслу автора « Паруса», должен стремиться человек?
V. Домашнее задание.
1).Детство и юность М.Ю.Лермонтова.
2).Стихотворение « Парус» выучить наизусть, уметь анализировать.
3).Что такое инверсия и антитеза?
/стр.203-208-учебник, записи в тетради/