Познавательно-развивающее мероприятие для младших школьников «Путешествие во времени»
Познавательно-развивающее мероприятие для младших школьников «Путешествие во времени»
Цели:
- сформировать у обучающихся представления о школах в разные времена; - научить делать анализировать и делать выводы;
- развивать внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать чувство товарищества.
Ход занятия:
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд 1). Скажите, пожалуйста, а зачем нужно посещать школу? Зачем нужно учиться?
- Да, действительно, чтобы быть грамотными.
-14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. (слайд 2) Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».
1. Старорусская школа.
- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе. (слайд 3)
Учитель: - Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!»
(Рассматривают слайд, комментируют)
- Грамоте учил ребят священник, обычный церковный дьяк. (слайд 4)
- А теперь внимательно рассмотрим, какие предметы были в старорусской школе. Их назначение мы сейчас выясним.
(слайд 5) –Что это? И зачем это нужно?
- Свечи. Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.
- А это лучина. Она тоже применялась для освещения помещения. Изготавливалась из щепочки, вставлялась на специальную подставку и зажигалась. Как вы думаете, хорошо ли эти приспособления освещали помещение? Конечно нет. Но стремление учиться было так велико, что на все неудобства не обращали внимания.
(слайд 6) – Чернильница.
- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. (слайд 7) Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. (слайд 8) Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой. При её случайном наклоне чернила не вытекали.
(слайд 9) - Гусиные перья.
- В старину перьями писали. Брали перо, заостряли его кончик, обмакивали в чернила и писали. Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. Позже начали использовать перьевые ручки с металлическими наконечниками, которые насаживались на деревянную основу.
- А как вы думаете, легко ли было писать гусиными перьями, обмакивая их в чернила?
- Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.
- А эти предметы зачем? (слайд 10) (Учитель показывает на розги в кадке)
Дети затрудняются ответить.
- Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина.
- Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд 11) рассматривают.
Стихотворение.
В старину учились дети – их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ,
И учитель для «науки» по субботам их порол.
Вот какой чудной в начале наша грамота была
Вот каким пером писали –из гусиного пера.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки на славянском языке.
7277101473200
-(слайд 12) Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита.
Учитель: - Чем отличаются?
Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы.
Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему?
Дети: - Старорусские более интересно пишутся.
Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?
Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов.
Звенит колокольчик. (физкультминутка)
- Вот и закончился урок в старорусской школе. Перемена. Немного отдохнём. Выполним упражнения вслед за мной.
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик -
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам на место сесть. Ура!
Перестанем мы лениться,
Будем снова мы трудиться
2. Современная школа.
Учитель:
- Ну это всё было очень давно. То ли дело в нашей современной школе!
В современной школе розги не нужны,
В современной школе компьютеры важны. (слайд 13)
- Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – твой верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
(Учитель читает стихотворение, а дети договаривают).
Наверху машины всей
Размещается…(дисплей)
Словно смелый капитан!
А на нем горит… (экран)
Это вот…(клавиатура)
Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть..(мышка)
Эта мышка не простая, эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок.
Ну а на коробке две или три кнопки.
Если дальняя дорога приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Вот компьютер – мой ... (лучший друг)!
3. Работа с компьютером.
Задание 1. (слайд 14)
-Отгадайте загадки.
Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось!
Задание 2. (слайд 15)
Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11)
Хоромы – … (дом)
Кочет – … (петух)
Изгородь - … (забор)
Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!
Задание 3.
- Соберите пословицы
(На отдельных листах по две части пословицы, их надо совместить).
Аз, буки и веди страшат, тому надо мало спать.
Кто хочет много знать, а плод сладок.
Корень учения горек, как медведи.
(Дети объединяют начало и конец пословицы)
- Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц?
Поработали на славу!
Задание 4.
Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах?
Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи
(слайд 16)
Учитель: - Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14)
Учитель: -Все вам слова понятны? Полтина – это сколько?
Дети: - Полтинник – 50 рублей.
Учитель: - Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу? (50+50=100 копеек)
Учитель : - А за покупку мы отдадим 100 копеек? ( Нет. Надо перевести в 1 руб. )- Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть.
- Слова копейка и рубль используются и в наше время.
- Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу «Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите периметр доски».
Учитель УДИВЛЕННО: - Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти.
Дети: - Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины.
Учитель: - (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ?
Дети: - Может быть что-то связано с рукой?
Учитель : - Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев.
- А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают другие?
Дети: - Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др.
Учитель: -Сравните свою пядь пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины?
Дети: - Пяди у всех разные. Неточная мера длины.
Учитель: - Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают: 3*2 + 2*2 = 10 пядей)
4. Школа будущего.
Учитель: -Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины…
- А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими. (пауза)
- Про разные школы рассказ
Еще не закончен у нас.
Школа будущего ждет-
Отправляемся вперед! ( слайд 17)
Учитель:
- Давйте пофантазируем о школе будущего.
1 ) общее представление школы будущего;
2 ) тетради, письменные принадлежности школы будущего; (слайд 18)
3) оценки школы будущего;
(Выступление учащихся)
- Около школы будущего будет построен парк «Желаний». В парке будут различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты – 25 минут пребывания в парке, за хорошие – 15 минут. А за «2» - ничего. Таким ученикам останется только завидовать.
- У школьников будет современная супер- форма. В зависимости от полученных оценок она будет менять цвет. «5» - форма красного цвета, «4» - синего, «3» - серого, а «2» - черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета.
- Современная ручка во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке показывать место ошибки и правильную букву.
- Тетрадь будет сенсорной, в ней одной будут все школьные предметы. Учитель сможет проверять работы учеников по компьютеру.
- Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить. Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз объяснит тему.
Учитель: - Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?!
- Я вам предлагаю нарисовать, как вы видите школу будущего. Мы сделаем выставку рисунков и наградим победителей.
- Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны!